Средневековая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:07, реферат

Краткое описание

На всех этапах своего развития - примерно первые 14 веков - средневековая философия органически была связана с интерпретацией идей Платона, Аристотеля и неоплатоников. I-Ill вв. можно считать переходным периодом от античности к средневековой философии. В это время складывается пестрый и сложный конгломерат старых и новых идей.
Можно выделить следующие этапы средневековой философии.

Вложенные файлы: 1 файл

средневековая философия.docx

— 27.29 Кб (Скачать файл)

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Специфика философии средневековья  была обусловлена возникновением и  развитием христианства. Конец античной философии - это конец языческой  цивилизации. Однако античная философия  дала начало развитию того, что мы называем европейской традицией в философии  и что органически вошло в  философскую мысль новой цивилизации, связанной с возникновением христианства. ,

На всех этапах своего развития - примерно первые 14 веков - средневековая  философия органически была связана  с интерпретацией идей Платона, Аристотеля и неоплатоников. I-Ill вв. можно считать  переходным периодом от античности к  средневековой философии. В это  время складывается пестрый и  сложный конгломерат старых и  новых идей.

Можно выделить следующие  этапы средневековой философии.

1. Патристика. Начало обоснования  и защиты христианского учения  на основе использования и  переработки греческой философии.  Филон Александрийский, Юстин,  Тациан, Александрийская школа (Климент,  Ориген), Тертулиан. Разработка основных  богословских проблем в патристике (III-IV вв.). Становление догматики  христианства после официального  его признания и прекращения  гонений (в 313 г.). Евсевий Кесарийский, Арий, отцы Церкви (Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский); Августин. Конец патристики (V-VI вв. - отрицательное богословие,хри-стологическая проблема): Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник.

2. Переходный период от  патристики к схоластике (Северин  Боэций).

3. Схоластика

    • Ранняя схоластика
    • Средняя схоластика
    • Поздняя схоластика

Преддверие патристики. У  предшественника патристики Филона Александрийского (ок. 20 г. до н.э. - ок. 40 г. н.э.) от классической античности сохраняется гераклитовское представление о логосе как об упорядочивающем начале чувственно-одушевленного космоса. При этом Логос понимается либо как свойство Бога, его Разум или совокупность его совершенств, либо как особая подструктура божества, его "нижняя" часть, "второй бог", задачей которого является осмысление мира. Это посредник между абсолютным существом и миром, бестелесная реальность, способная активно влиять на материальный мир. Бог с помощью Логоса и посредством его творит мир и вносит в него "разумность". Сначала Бог творит из ничего бесформенную, мертвую материю, затем из нее по идеальным моделям из области Логоса создает вещи, облекая их в форму. Так "платоновские идеи становятся у Филона мыслями Бога.

Филону принадлежит заслуга  разработки основ христианской этики. По его представлению, у человека имеются три измерения жизни: физическое (стремление к удовлетворению животных потребностей), разумное (стремление к удовлетворению душевных и интеллектуальных потребностей) и духовное. Античные философы, как известно, признавали человеческую сущность двуединой. Такая  точка зрения не удовлетворяла Филона. Душа человеческая, по его мнению, так  же как и тело, смертна. Путь к  спасению - это жизнь в вере. Поступать  в соответствии с волей Бога - это совершать добродетельные поступки. Согласно формуле Августина: "Бог  нами, и Бог в нас".

Климент Александрийский, в  отличие от Юстина и Тациана, защищает христианство, используя, насколько  это возможно, философию, отстаивая  союз веры и знания на приоритете веры. Философия и знание укрепляют  позиции разума, основанного на вере, философия и грает, подчиненную  роль по отношению к вере. У Климента мы находим попытку обоснования  логоса как трехфункционального  начала истока творения, мудрости и  спасения.

Это же направление в апологетическом  христианстве отстаивает и развивает  Ориген. Он рассматривает проблемы природы Бога и понимания Троицы. Бог у Оригена - бестелесный - непознаваемый  источник всего. Бог-Сын рожден Отцом  предвечно при помощи вечной и  непрерывной эманации, которая никогда  не кончается, поэтому, несмотря на то, что Бог-Отец иерархически выше Сына, они одинаковы по природе. Три  иерархически соотнесенные божественные ипостаси имеют разную степень воздействия  на мир. Действие Бога-Отца распространяется на весь мир, Бог-Сын действует на рационально устроенные существа (не противоречащие вере), Дух святой нисходит только в души святых. Постепенно, поэтапно сотворенный мир, закончив цикл своего существования, должен вернуться в  исходное состояние вечного блаженства.

У Оригена мы уже находим  также некоторые идеи христианской герменевтики - теории толкования священных  текстов. Ориген различает три уровня Писания:

    • тела,
    • души
    • духа/которым соответствуют три типа истолкования.

Буквальный (грамматический, исторический), моральный (душевный, психологический) и духовный. Первые два достаточно просты, они требуют образованности (знание языка, истории, географии, арифметики) и практического опыта общения  с другими людьми (психология). Духовное толкование более сложное и требует  специальных навыков аллегорической интерпретации, знания религиозной  символики, умения прочитать скрытый  сокровенный смысл текста.

2. Переход от патристики  к схоластике. Северин Боэций (ок. 480-524) - "последний из римлян  и первый из схоластов" своими  переводами Аристотеля ("Категории", первая/и вторая, "Аналитики", "Об  истолковании", "О софистических  опровержениях", "Топика") и  Порфирия ("Введение в "Категории"  Аристотеля") на латинский язык, которые вплоть до XIII в. остаются  почти единственными источниками  изучения Аристотеля, перекидывает  мост к схоластике. Он обнаружил  у Порфирия вопросы, получившие  впоследствии название проблемы  универсалий, которая красной  нитью пройдет через всю схоластику: "Существуют ли виды и роды (такие, как собака и животное) в действительности или же  они реальны только в понятиях  и, если они представляют собой  действительно существующие реальности, существуют ли они отдельно  от материальных вещей или  только в последних?" Порфирий  не дает ответа на свои вопросы.  Предложенное Боэцием решение  было впоследствии расценено  как умеренный реализм: универсалии  бестелесны и существуют только, в общем (родах и видах реальности), но не в индивидах. Универсалии  - это понятия, выделяющие и  обобщающие характеристики рода  и вида.

Достижением Боэция следует  признать систематизацию различных  видов отношений между категорическими  суждениями с помощью логического  квадрата, который применяется в  логике до сих пор. Боэций сводит также  в систему правильные модусы различных  условных силлогизмов.

В целом он много сделал для наведения порядка в логическом знании и приспособления его для  удобства преподавания.

Замечательно, что свою книгу "Утешение философией" Боэций написал  в тюрьме в ожидании казни. Он приводит примеры мучеников-философов, которые  были несправедливо осуждены и убиты. Их участь, считает автор, свидетельствует  о силе философии и о том, что  сильные мира сего ее боятся. Справедливость восторжествует, миром будут править  законы разума, а не случайные мнения тиранов. Но это - в будущем. А сейчас? Сейчас остается только верить в то, что философия выполнит свою миссию. Но это не единственное утешение для  человека. Его можно найти и  в вере в высшее благо - Бога, именно в ней человек обретает подлинное  счастье. Таким образом, этика Боэция определяется в целом христианской традицией.

3. Схоластика.

Ранний период. В начале VI в. императором Юстинианом закрываются языческие школы. Открываются школы монастырские, епископальные (при кафедральных Соборах), придворные, которые еще чем-то похожи на античные, но это, прежде всего, образовательные учреждения и центры пропаганды и распространения христианского учения.

Основные представители  ранней схоластики:

Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 - ок. 877) считается основоположником схоластики. В духе пантеизма он объединяет Бога и природу. В то же время он закладывает принципы апофатического богословия и гармонично соединяет  их с принципами катафатического  богословия (утвердительные суждения о Боге следует понимать скорее как  дань восхищения по отношению к наивысшему существу); земной порядок вещей  соответствует божественному, и  светское политическое и государственное  устройство органично встроено в  общее целое разумно устроенного  по божественному установлению мира; истинная власть и истинная философия  не должны противоречить друг другу, потому что истинная философия есть религия, философствование вне веры невозможно.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109) представляет доказательства бытия  Бога, особенно важное из них - опирающееся  на онтологический аргумент). "В формулировке самого Ансельма это доказательство выглядит следующим образом. Под "богом" мы понимаем наибольший, какой только возможен, объект мысли. Но если объект мысли не существует, то он меньше другого, точно такого же действительно существующего  объекта мысли. Поэтому наибольший из всех объектов мысли должен существовать, ибо иначе был бы возможен другой еще больший объект мысли. Поэтому  бог существует". Слово понимается им, как имеющее внутреннюю реальность (ментальность, интеллектуальную сущность) и как обладающее одновременно признаками внешнего знака. Введенный им принцип  соответствия понятия вещи призван  стабилизировать человеческое познание внешнего мира, но вместе с тем лишь подтверждать наличие высшей сущности - Логоса. Для познания необходима вера.

Один из выдающихся мыслителей XII в. Пьер Абеляр (1079- 1142) отстаивает номиналистическую  позицию в споре об универсалиях: реально существуют отдельные вещи, универсалии возможны лишь как абстрактные  понятия и существуют в разуме. Разум обладает относительной автономией. Священное писание не подлежит рациональному  истолкованию, а вот церковная  догматика и авторитеты церкви могут  подвергаться критике. Такая позиция  послужила причиной осуждения произведений Абеляра церковью.

Средняя схоластика. С XI в. начинается бурный рост университетов (более 50 в Европе, из них подавляющее большинство в Италии, Франции и Англии), которые традиционно имели четыре основных факультета: философский, теологический, юридический и медицинский. Философское образование было обязательным для студентов всех факультетов. Университеты появляются как в старых, так и во вновь образующихся городах (до XI в. городов в Европе было очень мало) и способствуют развитию городского хозяйства и формированию особого типа культуры, связанной с наукой, образованием, книжным делом. К периоду средней схоластики относится творчество таких философов, как Фома Аквинский (1225 или 1226-1274), Роджер Бэкон (1215-1292), Бонавентура (1221-1274), Альберт Великий (1206-1280), Иоанн Дунс Скот (1265-1308) и др.

Бонавентура считает, что  теология начинается там, где кончается  философия. Высшую причину всего  Бога - нельзя исследовать философскими методами, рациональными приемами. У теологии иные предпосылки - вера и откровение. Более того, любое  рациональное доказательство имеет  основанием внутренне присущее человеческому  разуму знание о существовании Бога. Это знание является следствием веры, которая выше всякого знания. Вовне  это проявляется как стремление человеческого существа к счастью, которое осуществимо лишь посредством  осознания душой ее направленности к Богу. Жизнь в вере есть путь к счастью и одновременно доказательство существования Бога. Такое доказательство бытия Бога является чисто теологическим  и опирается на внутреннее познание Бога душой. Бонавентура принимает  и философское доказательство, которое  основывается на факте наличия совершенных  предметов (результатов творения) в  реальности, что подталкивает человеческую мысль к выводу о существовании  высшей сверхсовершенной причины (Бога). Разумеется, это доказательство предполагает, что человек в своей душе способен сформировать понятие "сверхсовершенная причина", отождествить которое с  понятием "бог" уже не так трудно, как и не трудно представить сколь  угодно большое количество аргументов в пользу этого понятия.

Альберт Великий был энциклопедически образованным человеком. Он презрительно относился к тем, кто критикует  философию, ибо они, "как грубые животные, поносящие то, чего не знают". Он считал, что возможен синтез античной философии и христианства. Но этот синтез мыслился Альбертом Великим  под знаком подчинения догматике  христианского учения. Так, в частности, все основные понятия философии  Аристотеля (которой он в основном и занимался) были интерпретированы им как соответствующие понятия  христианской теологии ("душа как  форма тела" есть "душа как субстанция", "перводвигатель" - "бесконечное 5ытие" и пр.). Его рассуждения  явно свидетельствуют о высокой  оценке эмпирических наблюдений и опыта, которые должны подтверждать или  опровергать рассматриваемые знания.               Самым знаменитым представителем схоластики стал - ученик Альберта Великого Фома Аквинский. Он завершил начатую его учителем переработку наследия Аристотеля в  духе христианского учения, так как  считал, "что философия Аристотеля в основном истинна и, будучи таковой, является мощным инструментом в построении общего христианского мировоззрения". Фома Аквинский не был грубым компилятором, и его целью не было использование  авторитета Аристотеля для утверждения  христианской веры. Христианство, уже 900 лет официально признанное, не нуждалось  в подобной поддержке. Фома действительно  считал, что опора на истинное философское  знание - залог подлинного расцвета теологии. Все самое лучшее в философии (и не только в аристотелевской, но и в неоплатонизме, патристике, арабской, исламской, еврейской философиях) он пропускает через систему ценностей  своего времени, по-иному осмысливает  и систематизирует их.

Информация о работе Средневековая философия