Средневековая философия: Фома Аквинский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 10:39, реферат

Краткое описание

Средневековый спор о природе универсалий значительно повлиял на дальнейшее развитие логики и гносеологии, особенно на учения таких крупных философов нового времени, как Гоббс и Локк, Спиноза, Беркли и Юм . Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского знания.

Содержание

I. Введение: Основные положения средневековой философии ............3

II. Фома Аквинский. Биография ............................................................. 5

III. Социальные и идеологические предпосылки возникновения философии Фомы Аквинского ........................................................................................... 7

1. Теология и наука ............................................................................... 8

IV. Метафизическая теория бытия ......................................................... 10

1. Сущность и существование ............................................................. 10

2. Материя и форма .............................................................................. 10

V. "Доказательства" бытия Бога ........................................................... 12

VI. Теория познания ..................................................................................14

1. Чувственное познание .....................................................................14

2. Интеллектуальное познание .......................................................... 16

3. Теория истины ................................................................................. 17

4. Критерий истины ............................................................................ 17

VII. Этика………………………………………………………………….19

1. проблема зла. Теодицея .................................................................. 19

2. Свободная воля человека и милость Божья ................................ 20

VIII. Правовая и политическая доктрина………………………………..21

1. Происхождение и функции государства ....................................... 21

2. Право и его виды ............................................................................. 22

Заключение .............................................................................................. 23

Использованная литература .................................................................. 24

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

       Несколько иначе обстоит дело с естественными вещами. Здесь зло основано просто на их порче и распаде. В замыслах же творца каждая форма была задумана как благо мироздания, как его совершенство, которое требует, чтобы "в вещах существовало определенное неравенство, чтобы осуществлялись все степени добра" . Чтобы в мире была гармония, необходимы различные степени добра, вещи различного совершенства. Как красота делается более очевидной на фоне уродства, так и добро более заметно при сравнении со злом, и наоборот. Таким образом вырисовывается третий тезис томистской теодицеи:  некоторое зло не портит гармонии вселенной, напротив, оно необходимо для этой гармонии. Бог создает зло в вещах не намеренно, а лишь случайно.

     Для обеспечения порядка вселенной  необходим также порядок справедливости, который требует существования как грешников, так и хороших людей. Здесь "бог является творцом зла как наказание, а не как вины". Это четвертый тезис теодицеи Фомы. 
 

                     2.  Свободная воля человека и милость Божья. 

       Фома помещает человека на границе между миром животных и миром чистых духов, между животными, с одной стороны, и ангелом - с другой. В сравнении с последним человеческая личность является чем-то несравненно более низким и несовершенным. В свою очередь в иерархии телесных созданий человек находится на самом высоком месте как совершенное животное. Отличается же человек от животных этого мира, по мнению Фомы, нематериальной разумной душой и свободной волей. Благодаря последней человек ответственен за свои поступки, ибо, обладая свободной волей, он в состоянии выбирать между добром и злом. Чтобы могли существовать грех и добродетель, наказание или награда, им должно предшествовать наличие свободной воли.

       По мнению Аквинского, свободная  воля человека и связанные с нею произвольные решения выбора имеют свой источник в интеллектуально-познавательных органах, точнее, корнем всякой свободы является разум. Поскольку Фома провозглашает примат интеллекта над волей, его позиция в вопросе о свободе человека получила название этического интеллектуализма. Она основана на том, что достаточно иметь подлинное знание о добре и зле, чтобы поступать морально. Фома признает, что воля иногда может выполнять по отношению к интеллекту функцию производящей причины, как бы побуждая его к познанию, и в этом смысле она более совершенна, чем интеллект.

       Свобода воли, коренящаяся в интеллекте, позволяет человеку поступать  в соответствии с моральными  добродетелями. Свобода воли существует  лишь тогда, когда ее поддерживает бог, ибо он является первым источником как естественных причин, так и свободных человеческих решений. Фома говорит, что человеку присуща воля, ибо в противном случае напрасны были бы советы и напоминания, повеления и запреты, наказания и поощрения.

      Согласно Аквинату и всей католической этике, человек заслуживает осуждения за неморальный поступок. Но плохой поступок также основывается на свободном решении и не может быть совершен без поддержки бога. Поэтому бог в первую очередь и заслуживает адских мук. 

               VIII. Правовая и политическая доктрина 

                   1. Происхождение и функции государства 

     Фома, а за ним и все католические  философы переняли от Стагирита  прежде всего концепцию человека - политического животного, и учение о государстве как бытии, логически более раннем, чем его граждане. Фома утверждает, что государство, как бытие логически более раннее, берет свое начало от бога, о чем у Стагирита речи не было. Всякое сообщество выполняет определенные функции, ставит перед собой определенные цели, при реализации которых не может обойтись без гегемона. Поэтому возникает необходимость в том, чтобы кто-нибудь руководил этим обществом и вел его к цели, таким именно руководителем и является государство.

     Аквинат утверждает, что существуют различные формы власти, однако не все они в одинаковой степени реализую счастье и благо общества. Он различает олигархию, монархию, тиранию и ее разновидность - демократию. Наилучшую форму власти представляет государство, в котором сочетаются элементы монархические, аристократические и демократические.

      Фома вводит различие сущности  власти от ее формы. Первая  происходит от бога, то есть  должна существовать организация,  обеспечивающая порядок и ведущая  людей к определенной цели. Под  формой же подразумевается способ правления, структура власти. Правда Фома приводит очень туманную форму, что "всякая власть также происходит от бога, хотя в действительности не происходит от бога".

      Следовательно, хотя всякая власть  происходит от бога, она может также не происходить от него. Последний случай имеет место тогда, когда: а) правитель пришел к власти при помощи несправедливых средств; б) когда он правит несправедливо, то есть вопреки интересам церкви. Это случается, когда бог устанавливает в соответствии со своими планами плохую власть в целях наказания подданных.

      Аквинский говорит также о  праве восстать против государственной  власти, когда: а) власть выступает  против законов бога и элементарных  моральных принципов, в этом  случае подданные должны отказаться повиноваться ей; б) в случае превышения властью ее компетенции; в) случай, когда правитель, избранный легально, начинает поступать несправедливо.

      Так выглядит учение Фомы о  государстве, оно содержит лишь  видимость демократических элементов, а в сущности выражает интересы церкви. 
 

        

                                             2.  Право и его виды 

      А) Вечное право. Право как совокупность правил и норм составляет разумное распоряжение правящего подданными. Его задача - вести людей ко всеобщему благу. Вечное право - высшее право, под которым понимается совокупность общих божественных принципов правления миром.

       Б)  Естественное право. Вечное  право является источником естественного  права, существующего благодаря сопричастности богу. Оно вневременное, вечное, неизменное и имеет разумный характер, то есть доступно лишь разумным созданиям, которые познают его при помощи собственного интеллекта.

      В)  Человеческое, или позитивное  право. Применение принципов естественного права к общественной жизни. Оно выводится из вечного права не непосредственно, а опосредованно и является изменяемым, хотя и имеет некоторые постоянные элементы. 
 
 

                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Из различия форм, являющихся подобием бога в вещах, Фома выводит систему порядка материального мира. Формы вещей независимо от степени их совершенства сопричастны творцу, благодаря чему занимают определенное место в универсальной иерархии бытия. Это касается всех областей материального мира и общества. По мнению Фомы, необходимо, чтобы одни занимались сельским хозяйством, другие были пастухами, а третьи - строителями. Для божественной гармонии социального мира необходимо также, чтобы существовали люди, занимающиеся духовным трудом и работающие физически. Каждый человек выполняет определенную функцию в жизни общества, и все творят определенное благо.

       Таким образом, согласно учению  Фомы, различия в функциях, выполняемых  людьми, являются результатом не  общественного разделения труда, а целевой деятельности бога. Социальное и классовое неравенство - это не следствие антагонистических производственных отношений, а отражение иерархии форм в вещах. Все это по существу служило Аквинату для оправдания феодальной социальной лестницы.     

       Философия Фомы Аквинского не  сразу получила всеобщее признание  среди схоластических течений  средневековья. Фома Аквинский  имел противников в ордене  доминиканцев, среди некоторых представителей  духовенства, латинскими аверроистами. Однако, несмотря на первоначальные нападки, с XIV в. Фома становится высшим авторитетом церкви, признавшей его доктрину в качестве своей официальной философии. С этого времени церковь использует его учение в борьбе со всякими движениями, направленными против ее интересов.

      С этого времени на протяжении  нескольких столетий философия  Фомы Аквинского культивировалась.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    
 
 
 

                     Использованная литература: 
 

     1.   "Антология  мировой философии"  т. 1 

     2.    Боргош Ю.  " Фома Аквинский" 

     3.   Соколов  В.В. "История древней  и средневековой   

                           зарубежной философии"

     4.    Спиркин  А.Г. Философия:  Учебник.-2-е издание.-Гардарики, 2004.-736с. 

Информация о работе Средневековая философия: Фома Аквинский