Становление философии. Древний Восток

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:07, контрольная работа

Краткое описание

Термин «мировоззрение» неотделим от особенностей человеческого существования, от потребности человека в осмыслении своего места в мире. Для индивида весь мир представляется расколотым на две части: на мое «Я» и оставшееся «не Я», которое включает в себя общество, других людей, природу. Основным вопросом всякого мировоззрения является вопрос об отношении человека к миру. Более конкретно он озвучивается в других вопросах: В чем смысл жизни? Что есть истина? Существует ли Бог? Есть ли счастье? Возможно ли личное бессмертие? Что такое мир в целом?

Содержание

I. Мировоззрение и его структура. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия…………………………………………….....4
II. Предмет философии, ее специфические особенности. Проблема определения философии, ее функции……………………………………..14
III. Философия в духовной культуре: философия и религия…………….18
IV. Список используемой литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Об различии философии и религии говорит и Гегель, считая, что «философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия – в основном на представлениях, (т.е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, религия философию – нет».26 Однако добавляет, что религия и философия имеют общее содержание, различны лишь их формы.

Итак, Бога невозможно постичь  логически, с помощью одного лишь разума. «Бог внутри нас» - заметил Н. Бердяев. Бог познается сердцем, недаром в Библии понятие «сердце» и понятие «дух» часто заменяют друг друга. Библия, пишет русский философ Б. П. Вышеславцев, приписывает сердцу все функции сознания: мышление, решение воли, ощущение, проявление любви и совести27. Значит, возможно, понимать постижение Бога как разумное? Булгаков называет веру «выражением высшей разумности». Ведь Бог есть Высший Разум. Сердце может постичь то, что недоступно интеллекту – святость, красоту, благодать. А возможна ли истинная философия без Бога? Возможен ли атеизм как основа философии? Б. П. Вышеславцев отмечает, что начало религии есть чувство тайны, трепет таинственного, благоговение перед таинственным. Атеизм же есть бездуховное и нефилософское мировоззрение, потому что он ничему не удивляется и не благоговеет ни перед чем. Атеистический разум ограничен, так как он являет собой недостаточность философской энергии, благодаря которой мысль не достигает глубины, останавливается на полпути. Отрицание Бога есть то препятствие, которое преграждает путь к истине, тем самым, противореча правилу философии – всегда во всем сомневаться. Человек по гордости своей думает, что он исчерпал предмет своим знанием и тем самым лишает себя ясного видения предмета, потому что где есть это видение, там есть очевидное понимание неполноты и незаконченности знания. По Булгакову «философия по существу своему есть неутолимая и всегда распаляемая «любовь к Софии», найдя удовлетворение, она замерла бы и прекратила свое существование»28.

Для Гегеля, например, словно и не существует различия между религией и философией. Он утверждает, что философия и религия едины, и что философия есть не что иное, как  знание того, что вечно, что есть Бог. «Философия есть в действительности богослужение, есть религия, ибо она есть такой же отказ от субъективных прихотей и мнений в занятии Богом»29. Гегелевскую точку зрения оспаривает С. Н. Булгаков, утверждая, что философия, понятая таким образом, уже не является философией, это уже «богодейство, богобытие, богосознание»30.

С. Франк выделяет два  сомнения относительно согласия между  философией и религией, которые в  основе своей составляют одну и ту же трудность. Первое сомнение заключается  в следующем: религиозное мировоззрение  и сознание подразумевают веру в  живого личного Бога. «Современному сознанию, даже если оно мыслит в понятиях, близких к вышеизложенным соображениям, представляется маловероятным или даже совершенно невозможным, чтобы то абсолютное, которое в философии нужно как высшая логическая категория, объединяющая  и упорядочивающая теоретическое постижение бытия, совпадало с живым личным Богом, которого требует и которым одним только может удовлетвориться религиозная вера»31.

Религиозная идея предполагает в непосредственном личном обращении  к Богу нечто выходящее за пределы разумного, это момент тайного, непостижимого. Задача же философии состоит в том, чтобы «до конца понять и объяснить первооснову бытия». Но если логически доказать существование Бога, то отпадает необходимость веры в него! «Истина как предмет теоретической спекуляции не есть уже живая истина» - утверждает С.Н. Булгаков. «Все логически доказанное, понятое, до конца ясное, уже тем самым лишается своей религиозной значимости. Бог, математически доказанный, не есть бог религиозной веры. Отсюда представляется, что, если бы даже  философия  действительно познала истинного Бога, доказала Его бытие, разъяснила Его свойства, она именно этим лишила бы Его того смысла, который Он имеет для  религии, т. е. убила бы самое драгоценное, что есть в живой религиозной вере.»32 - пишет С.Л. Франк. Невозможно одновременно постигать Божественное логически и веровать в его существование.

В другом аспекте это  же сомнение принимает иное лицо. Бог  религиозной веры непременно должен быть живой личностью. Но, по видимому, из всех мыслимых для философии первооснов бытия наиболее неподходящей является именно «форма живой личности»33. Таким образом философия не может усмотреть в Боге антропоморфных черт. Бог в религии способен на такие чувства как любовь, милосердие, гнев, более того человек создан «по образу и подобию» Его. «Роковым образом, независимо от содержания отдельной философской системы, Бог философии носит на себе печать своей зависимости от нужд отвлеченной мысли и именно поэтому есть для религиозного чувства лишь иллюзорный суррогат истинного Бога — мертвый камень вместо хлеба, насыщающего голод религиозной души, или, в лучшем случае, ни к чему не нужная, туманная, бесплотная тень того истинно-сущего, которым во всей полноте и жизненности Его реальности уже обладает непосредственная религиозная вера»34.

В основе обеих трудностей, по мнению С. Франка, лежит общий  вопрос: «может ли философия, которая  есть постижение бытия  в логической форме понятия, вместе с тем не быть рационализмом?35» Философ пишет о том, что понятие есть нечто относительное, как же возможно объяснение абсолютного начала – Бога с помощью понятий? Философия, по мнению С. Франка, в лице Гераклита («Учение о взаимной связи и живой гармонии»), в преодолевающих ранний рационализм учениях Платона, в учении о Боге Филона Александрийского, в направлении «отрицательного богословия», в учении Спинозы о субстанциальном единстве разнородных атрибутов, в учении Николая Кузанского о docta ignorantia, в  философии  тождества Шеллинга, в диалектической онтологии Гегеля и других преодолела эту трудность. И разрешение ее следующее: «Усмотрение абсолютной, всеобъемлющей природы бытия, выходящей за пределы ограниченности и относительности всего логически фиксированного, есть именно адекватное ее усмотрение». Иначе говоря, когда зрелая, предельно ясная мысль достигает неисчерпаемого и бесконечно абсолютного, выходящего за пределы разума, когда она признает ограниченность логического познания перед лицом высшей истины, именно тогда мысль овладевает превосходящим его силы объектом»36 Истинная философия, таким образом, не отвергает ничего тайного, трансцендентного, необъяснимого, а напротив опирается на это сознание и считает его самоочевидной и первой основополагающей истины.

Несправедливо также  полагать, что вера (религия) противоположна знанию. Религия есть вид знания, духовного знания. Религиозное знание отличается от других видов знания своим основным содержанием, а также формой и способами постижения этого содержания. Если научное знание имеет своим объектом природу, общество и человека, то религиозное знание разделяет всю реальность на мир естественный и сверхъестественный. Центром сверхъестественного, трансцендентного мира является Бог – творец мира естественного.

В заключение нашей работы отметим, что диалектика взаимодействия философии и религии проявляется в: 1) религизации философии: а) религиозности философии; б) учете в деятельности философа уровня и направленности религиозности в обществе; 2) философизации религии: а) занятии философией служителей религии; б) создании философских школ (направлений) на религиозной основе.

 Религия сближается  с философией при решении задачи  доказательства бытия Божия, рационального  обоснования религиозных догматов. Образуется особое философское  направление - религиозная философия  (теология, теоретическое богословие). Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепляется философской аргументацией37.

Однако, «слабая религиозная  жизнь и мощная научность, сталкиваясь  между собою, нередко вызывают потерю религиозного равновесия. Различие методов критики и благоговения не препятствуют их соперничеству в человеческой душе»38.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия: учеб. 4-е издание. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008
  2. Булгаков С. Н. философия и религия // «Свет невечерний»: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994
  3. Вышеславцев Б. П. Значение сердца в религии // Путь. – 1925. - №1
  4. Зотов А. Ф. Существует ли мировая философия? (провокационные заметки) // Вестник московского университета. Серия № 7. Философия. № 1. 1998
  5. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. – 2-е издание – М.: Центр, 2001
  6. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е издание, испр. и доп. – М.: Юристъ. 2004
  7. Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990
  8. Шуртаков К. П. мировоззрение и методы его формирования. Казань 1989

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учеб. 4-е издание. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С 29.

2  А. А. Радугин Философия Курс лекций. – 2-е издание – М.: Центр, 2001, с. 13

3 Там же

4 А. А. Радугин Философия Курс лекций. – 2-е издание – М.: Центр, 2001, с. 13

5 Там же, с. 14

6 Там же с. 14

7 А. А. Радугин Философия Курс лекций. – 2-е издание – М.: Центр, 2001 с 14

8 А. А. Радугин Философия Курс лекций. – 2-е издание – М.: Центр, 2001 С 14

9 Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004. С. 21

10 Шуртаков К. П. Мировоззрение и методы его формирования Казань 1989. с 15

11 Там же

12 Там же с 16

13 Там же

14 Шуртаков К. П. Мировоззрение и методы его формирования Казань 1989, с. 16

15 Там же

16 Там же С. 18

17 Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004, С 23

18 Зотов А. Ф. Существует мировая философия? (Провокационные заметки) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 1. 1998. С. 3-30.

19 Фрагменты ранних греческих философов / Издательство подготовил А. В. Лебедев. — М., 1989.

20 Гегель. Философия права // Сочинения. Т. 7. М.Л., 1934. С. 15.

21 21 Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1: Наука логики. — М.: Мысль, 1974. С. 57.

22 Большая советская энциклопедия. Философия.

23 Хайдеггер М. Время и бытие. — М.: Республика, 1993. С. 330.

24 На переломе.  Философия   и  мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990. С. 324-332.

25 С.Н. Булгаков Философия и религия // «Свет Невечерний»: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994, с.70

26 Г.Гегель Соч. Т. IX/Л., 1932, С. 61-62

27 Значение сердца в религии // Путь. - 1925.- № 1;

28 С.Н. Булгаков Философия и религия // «Свет Невечерний»: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994, с 70

29 Гегель Религиозная философия (цит. По изд. Diederichs, под ред. Артура Древса)

30 С.Н. Булгаков Философия и религия // «Свет Невечерний»: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994

31 На переломе.  Философия   и  мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990

32 Там же.

33 Там же.

34 Там же.

35 Там же.

36 Там же.

37 По мнению А. С. Кармина / Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2004. - 928 с.

38 С.Н. Булгаков Философия и религия // «Свет Невечерний»: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994, С 85




Информация о работе Становление философии. Древний Восток