3. Методологическая функция.
Теория является средством достижения
нового знания во всех его
формах. На ее базе формулируются
многообразные методы, способы и
приемы исследовательской деятельности.
Например, теория диалектики развертывается
в совокупность принципов диалектического
метода, общая теория систем служит
основой системно-структурного и
структурно-функционального методов
и т. п.
4. Предсказательная —
функция предвидения. На основании
теоретических представлений о
наличном состоянии известных
явлений делаются выводы о
существовании не известных ранее
фактов, объектов или их свойств,
связей между явлениями и т.
д. Например, предсказание Д. И.
Менделеевым на основании периодического
закона не открытых еще тогда
химических элементов и их
свойств. Пред-»: сказание о будущем
состоянии явлений (в отличие от тех, которые
существуют, но пока не выявлены) называют
научным предвидением. Прогнозирование
— узкоспециализированная форма предвидения,
нацеленная на выявление конкретных перспектив
развития определенного явления или процесса
с указанием количественных характеристик
(сроки, темпы и т. п.). Например, прогноз
погоды, виды на урожай, прогнозирование
рождаемости и т. д.
5. Практическая функция.
Конечное предназначение любой
теории — быть воплощенной
в практику, быть «руководством
к действию» по изменению реальной
действительности. Поэтому вполне
справедливо утверждение о том,
что нет ничего практичнее, чем
хорошая теория.
Таким образом, теория (независимо
от своего типа) имеет следующие
основные особенности:
1. Теория — это не
отдельно взятые научные положения,
а их совокупность, целостная
органическая развивающаяся система.
Объединение знания в теорию
производится прежде всего самим предметом
исследования, его закономерностями.
2. Не всякая совокупность
положений об изучаемом предмете
является теорией. Чтобы превратиться
в теорию, знание должно достигнуть
в своем развитии определенной
степени зрелости. А именно: когда
оно не просто описывает определенную
совокупность фактов, но и объясняет
их, т. е. когда знание вскрывает
причины, противоречия и закономерности
явлений.
3. Для теории обязательным
является обоснование, доказательство
входящих в нее положений: если
нет обоснований, нет и теории.
4. Теоретическое знание
должно стремиться к объяснению
как можно более широкого круга
явлений, к непрерывному углублению
знаний о них.
5. Характер теории зависит
от степени обоснованности ее
определяющего начала, отражающего
фундаментальную закономерность
данного предмета.
6. Важную роль при выборе
теорий играет степень их проверяемости:
чем она выше, тем больше шансов выбрать
хорошую и надежную теорию. Так называемый
«критерий относительной приемлемости»,
согласно Попперу, отдает предпочтение
той теории, которая: сообщает наибольшее
количество информации, т. е. имеет более
глубокое содержание; является логически
более строгой; обладает большей объяснительной
и предсказательной силой;может быть более
строго проверена посредством сравнен
ния предсказанных фактов с наблюдениями.