Структура научного познания, его уровни и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 20:35, доклад

Краткое описание

Эмпирическое и теоретическое. Научное познание (и знание как его результат) есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Последняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно — в совокупности специфических своих элементов.

Вложенные файлы: 1 файл

философ..docx

— 25.30 Кб (Скачать файл)

 

3. Методологическая функция.  Теория является средством достижения  нового знания во всех его  формах. На ее базе формулируются  многообразные методы, способы и  приемы исследовательской деятельности. Например, теория диалектики развертывается  в совокупность принципов диалектического  метода, общая теория систем служит  основой системно-структурного и  структурно-функционального методов  и т. п.

4. Предсказательная —  функция предвидения. На основании  теоретических представлений о  наличном состоянии известных  явлений делаются выводы о  существовании не известных ранее  фактов, объектов или их свойств,  связей между явлениями и т.  д. Например, предсказание Д. И.  Менделеевым на основании периодического  закона не открытых еще тогда  химических элементов и их  свойств. Пред-»: сказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением. Прогнозирование — узкоспециализированная форма предвидения, нацеленная на выявление конкретных перспектив развития определенного явления или процесса с указанием количественных характеристик (сроки, темпы и т. п.). Например, прогноз погоды, виды на урожай, прогнозирование рождаемости и т. д.

 

5. Практическая функция.  Конечное предназначение любой  теории — быть воплощенной  в практику, быть «руководством  к действию» по изменению реальной  действительности. Поэтому вполне  справедливо утверждение о том,  что нет ничего практичнее, чем  хорошая теория.

 

Таким образом, теория (независимо от своего типа) имеет следующие  основные особенности:

 

1. Теория — это не  отдельно взятые научные положения,  а их совокупность, целостная  органическая развивающаяся система.  Объединение знания в теорию  производится прежде всего самим предметом исследования, его закономерностями.

 

2. Не всякая совокупность  положений об изучаемом предмете  является теорией. Чтобы превратиться  в теорию, знание должно достигнуть  в своем развитии определенной  степени зрелости. А именно: когда  оно не просто описывает определенную  совокупность фактов, но и объясняет  их, т. е. когда знание вскрывает  причины, противоречия и закономерности  явлений.

 

3. Для теории обязательным  является обоснование, доказательство  входящих в нее положений: если  нет обоснований, нет и теории.

 

4. Теоретическое знание  должно стремиться к объяснению  как можно более широкого круга  явлений, к непрерывному углублению  знаний о них.

 

5. Характер теории зависит  от степени обоснованности ее  определяющего начала, отражающего  фундаментальную закономерность  данного предмета.

 

6. Важную роль при выборе  теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Так называемый «критерий относительной приемлемости», согласно Попперу, отдает предпочтение той теории, которая: сообщает наибольшее количество информации, т. е. имеет более глубокое содержание; является логически более строгой; обладает большей объяснительной и предсказательной силой;может быть более строго проверена посредством сравнен ния предсказанных фактов с наблюдениями.


Информация о работе Структура научного познания, его уровни и формы