Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 15:58, реферат
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» — любовь и «sophia» — мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос—«что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И.Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия»1.
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
2 ТЕОРИЯ И МЕТОД ФИЛОСОФИИ. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА, ИХ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ И ВИДЫ
3 СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ
4 ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Благодаря успехам классической механики Вселенная стала мыслиться как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве. В соответствии с новой картиной мира метафизический метод мышления оказался связанным с абсолютизацией таких познавательных приемов и процедур, как анализ, эксперимент, классификация и систематизация исследуемых явлений природы. Метафизический метод ориентировался на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей. Его характерными чертами стали абстрактность, односторонность, абсолютизация тех или иных моментов в целостном процессе познания.
3 СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ
Онтология: философское учение о бытии как таковом. В философии со времен Античности различают бытие и сущее.
Благодаря древнегреческому философу
Пармениду происходит формирование
онтологии как философского знания
о реальности, не сводимой к материально-чувственным
вещам. «Философия, - писал испанский
философ ХХ в. Х.Ортега-и-Гассет, - возникает
не по причине полезности и не из
беспричинного каприза. Она есть
охота за единым. Почему мы не довольствуемся
тем, что нам открывается в
мире без всякой философии, тем, что
уже есть и находится перед
нами? Да просто потому, что все существующее
и данное нам – это в сущности
только осколки и фрагменты. Глядя
на них, нельзя не заметить, не почувствовать
изъяна. В любой данной нам вещи
можно обнаружить, что это только
часть, увидеть глубокий след излома,
рубец его онтологического
Онтология как раздел философского
знания дает совокупность всеобщих определений
бытия, характеризующих его
Гносеология: философское учение о познании. Эта часть философии изучает общие характеристики процесса познания и его результат – знание. Большое значение для становления гносеологии имело введенное Парменидом различение знания об истинах бытия, источником которого является разум, и мнения об иллюзорных «единичных вещах», источником которого являются чувственные восприятия. Собственно основная гносеологическая проблема сформулирована старшим софистом Горгием, который обратил внимание на различие онтологических статусов предмета мысли и мысли о предмете. Поэтому уже в античной греческой философии прослеживается тесная связь между гносеологией и онтологией как разделами философии.
В философии Нового времени анализ знания и познания обычно осуществляется в рамках общего учения о «человеческом разуме». При этом, во многом благодаря работам Ф.Бэкона, на первый план выходит проблема метода получения истинного знания. С середины XIX в. учение о познании стало пониматься как особая философская дисциплина. Во второй половине ХХ в. для обозначения гносеологической проблематики часто стали использовать англоязычный термин «эпистемология» («эпистема» – знание).
Аксиология: философское учение о ценностях.
Ценность – это свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном или личностном отношении. Здравый смысл подсказывает нам, что разные эпохи, разные народы, разные люди имеют свои, часто несовместимые, ценности. Отсюда распространено мнение об относительном характере ценностей. Так ли это? Существуют ли общечеловеческие (общезначимые) ценности? На эти и им подобные вопросы и должна давать ответы аксиология.
Философско-логические основания
учение о ценностях впервые
Представление о единстве Бытия
и Блага, введенное Платоном, является
господствующим в последующей античной
и средневековой европейской
философии. Понятие «ценность» как
собственно философское понятие
начинает разрабатываться с конца XVIII
Можно указать несколько основных сфер значимостей: ценности истины (логика, наука), ценности морали (этика), ценности красоты (эстетика, искусство), ценности права (юриспруденция), ценности религии (вера).
Философия природы (натурфилософия).
Философия природы – область
философии, исследующая структуры
и уровни организации материального
мира (природы). Бытие природы –
это часть объективной
Философия общества (социальная философия).
Реальность, которая возникает в
связи с человеком и его
деятельностью, характеризуется особенностями,
которые позволяют
«Социальное» в данном случае является синонимом таких философских понятий, как «общество», «социальная форма движения материи». Поскольку общество изменяется (развивается) во времени и пространстве, история человечества стала предметом философского рассмотрения. Философия истории – это философская дисциплина, исследующая онтологию исторического процесса, последовательность исторических эпох, проблему исторического прогресса, «смысла истории», а также гносеологические и логико-методологические проблемы исторической науки.
Философия культуры. Философия культуры – философская дисциплина, изучающая культуру во всем объеме ее исторического становления и развития и во всем многообразии ее структурных спецификаций. Формирование философии культуры относят к концу XVIII – началу XIX вв.
В широком смысле к культуре относят все то, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой (без участия человека). Однако такое противопоставление «культура-природа» не позволяет различить культуру и общество. Выделение проблематики культуры из проблематики социального связано с уточнением того, что такое культура в отличие от общества? П.А.Сорокин, сформулировав понятие простейшего социокультурного явления, рассматривал социальное как прямую противоположность культуры. Общество представляет собой социокультурную систему, единство социального и культурного. К социальной подсистеме он отнес взаимодействующих людей, к подсистеме культуры – нормы, ценности и значения, руководствуясь которыми люди совершают действия и которыми они обмениваются в процессе совместной деятельности (взаимодействия)13.
Формирование философии
Философия науки. Философская дисциплина, исследующая характеристики научно-познавательной деятельности, специфику научного знания, науку как социальный институт. Как особое направление философия науки возникает в серединеXIX в., когда научно-познавательная деятельность становится самостоятельным предметом философских исследований. Философия науки сложилась во второй половине ХХ в., когда актуализировались исследования социокультурных функций науки в контексте научно-технического прогресса и обнаружения его негативных последствий.
4 ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях.
1. Мировоззренческая функция
2) Методологическая функция
3) Следует выделить и
4) Наконец, нельзя не упомянуть
функцию философии как школы
теоретического мышления и
5) Критическая функция философии.
6) С критической функцией
7) Социальная функция философии
является довольно
8) С социальной функцией тесно
связана функция философии,
Думается, что именно сегодня эта функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны В.Франклу, создавшемулоготерапию (от греч. logos — смысл, и therapeia — лечение) — теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью»14. Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, — это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.