Структура философского познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 16:34, контрольная работа

Краткое описание

Философия – самая интересная и необычная наука. Может, кто с этим и не согласится. Но объективно, сама по себе, эта наука – наиболее содержательная, ибо предмет ее изучения – мир как таковой, вся необъятная действительность, мир видимых и невидимых явлений, бездны космоса и бездны атома, материальные процессы и духовная жизнь, живая и неживая природа, полет фантазии и строгие математические расчеты.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Вариант №3

Структура философского познания

 

 

Введение

Философия – самая интересная и  необычная наука. Может, кто с  этим и не согласится. Но объективно, сама по себе, эта наука – наиболее содержательная, ибо предмет ее изучения – мир как таковой, вся необъятная действительность, мир видимых и невидимых явлений, бездны космоса и бездны атома, материальные процессы и духовная жизнь, живая и неживая природа, полет фантазии и строгие математические расчеты. Поиск истины, тайна любви, суть добра, причины зла, секреты совершенства, смысл жизни, проблема свободы, надежность веры, сила знания, реальность Бога, пути к счастью – все подобные вопросы уходят в философию, ищут ответы в ее пространстве. Не случайно в русском переводе древнегреческое слово «философия» означает «любомудрие» («филос» – любовь, «софос» – мудрость).

Только  философия позволяет объять необъятное за счет выделения главного. Многознание  мудрости не дает. Во всем надо видеть основу и то, как она восходит к отдельным явлениям. Всеобщее пронизывает  многообразие сущего. В этом сила и особенность философского знания. Как всякое знание, оно, во-первых, о чем-то свидетельствует; и, во-вторых, ждет применения к конкретным случаям.

И сфера применения философского знания универсальна. Тем самым философия  способна помочь в любом деле. Это должен помнить всякий любознательный и пытливый человек. Необходимо только выработать привычку философски смотреть на вещи, видеть связь отдельного и всеобщего. На эту связь нанизано множество внутренне обусловленных правил (равнозначных принципам, законам), способных помочь людям во всей их познавательной и практической деятельности.

Отсюда  следует ни с чем не сравнимая  значимость философии для человеческой культуры. Культуры личной и культуры общества. Она – путеводная нить жизни всем и каждому. Философия «достраивает» все наши дела и заботы до высшего смысла. Всегда наступает час, когда мы за личным и текущим должны увидеть вечное и всеобщее. Наша жизнь и жизнь наших близких конечна. Осмысленная жизнь от самых начал неотделима от философии.

Философия не только достраивает видение мира до всеобщности, но и придает ему  неслучайный характер. Это – научное  мировоззрение. Наука имеет дело с законами. Им подчинены отдельные  области явлений и мир в  целом. Единый мир подчинен устойчивым связям, законам, иначе бы он рухнул. Поэтому предмет философии как науки, – мир в целом. Другое дело, насколько этот предмет познан философией. Но сомневаться в научном назначении философии невозможно.

Существуют  понятия, родственные мировоззрению:

-  миропонимание – это чисто логическая, теоретическая сторона мировоззрения;

-  отношение к миру, подчиненное чувству, по мере наполнения его смыслом проходит стадии мироощущения, мировосприятия, миросозерцания и находит свое наиболее полное воплощение в мировоззрении как таковом.

О полезности философии выдающийся мыслитель XVII в. Р. Декарт говорил так: только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют»[1].

В этом суждении удачно подмечена  социокультурная ценность философской  мысли. Ни дикарь, ни варвар в философии  не нуждаются. Дикарь живет собирательством, а варвар охотой. Их образу жизни  соответствует мифологизированное сознание. Созерцая природу, они чувствуют свою слитность с таинственной стихией, что дает им успокоение и уверенность.

Систематическое производство материальных благ содержательно меняет человека и ставит его в принципиально  новое отношение к природе. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием. А это влечет за собой замену миросозерцания мировоззрением.

Что это практически означает для  жизни людей, можно видеть на примере  древних греков. Хозяйственные и  гражданские отношения земледельцев, ремесленников и торговцев требовали юридических норм, менявших культурный облик жителей Эллады. Отказываясь от диких обычаев, они критически оценивали тех, кто не воспитан и не образован, не поднялся до осознания себя как гражданина, живущего в соответствии с законами государства, называя их варварами. Древние греки высоко ставили занятия философией, полагая, что в них – источник образованности и цивилизованности, законопослушности и благочестивости.

В отличие от миросозерцания мировоззрение не может базироваться на интуитивном постижении мира. Оно нуждается в понимании природы, в ее осмыслении с помощью понятий. Такими первыми мировоззренческими понятиями и явились «мир» (космос), «человек» (душа) и «бог» (мировой разум). В отличие от наглядных образов миросозерцания понятия мировоззрения предполагают осмысленные, логические отношения. Практика философствования становилась источником мировоззренческих проблем: как сформировался космос, какое место занимает в нем человек и каким должно быть отношение индивида к миру и полису?

В понятии мира достигалось обобщенное постижение того, что окружало людей  и оказывалось включенным тем  или иным способом в процесс их жизнедеятельности. Обобщенное постижение бытия, сущего невозможно без самосознания. И, наконец, в образе бога люди выражали глубинную логосность и мудрость природы, и уверенность в своей родственности с ней. Эти три понятия и образовали основу теоретического видения мира, и само оно явилось обретенным средством удовлетворения общественной потребности в систематизированном и логически осмысленном понимании мира, в выработке краеугольных культурных ценностей, на основе которых можно продолжать строительство цивилизации.

Цель данной работы – рассмотреть  специфику философского знания и практическую ориентацию философии.

Задачи: рассмотреть структуру  философского знания; выявить специфику  и главные направления философии;

1. Структура философского знания

Философия определяет пути развития всеобщего знания и познания всеобщего. Всякое познание предполагает познающего – субъекта и то, что познается – объект познания. Познание – один из видов жизнедеятельности, где субъект и объект всегда связаны. Как мы видели, особенность объекта философского познания – мир в целом, все сущее или бытие.

Но в любом объекте философия выделяет основу саму по себе, или сущность и то, что нужно человеку, удовлетворяет его потребности или ценность. С познанием субъектно-объектных отношений складывается изначальное философское знание – теория познания. Это своеобразное движение от субъекта к объекту. Обратное движение, отражение объекта в субъекте, неотделимо от свойственного объекту разделения на противоположные стороны, где сущность и ценность представляют исходные начала.

Неразделимое с теорией познания учение о раздвоенности бытия именуется диалектикой. Раздел философии, изучающий сущность – метафизика, а изучающий ценность – аксиология (от латинского «аксиос» – ценность).

Мы входим в мир, познаем его  при помощи чувств и мышления. Если ценность через потребности обращена к нашим чувствам, то постижение сущности – задача мышления. Мышление и сущность, чувства и ценность – их парная слитность запечатлевается в структуре философского познания: сущность мышления – предмет логики, ценность чувств – эстетики.

Носителем познания является человек. Через человека продолжается разделение сущностного и ценностного ряда философских наук. Сущность человека изучает психология, ценность человека – этика. К числу ценностных характеристик человека относятся понятия достоинства, уважения, чести, гордости и т.д.

Человек – составная часть общества. Сложились соответствующие науки  об обществе: социология – о сущности общества и политология – о  ценностях общества. Спор политологов  сосредоточен на ценностных аспектах и ценностных концепциях общества. В этом политологию надо отличать от политической социологии, которая, подобно социологической науке в целом, сосредоточена не на ценностных предпочтениях групповых субъектов общества, а на чисто объективных процессах, показателях, признаках социальной жизни[2].

Издавна известно направление философского знания, сосредоточенного на исследовании природного мира. Это натурфилософия, то есть философия «натуры», или  природы. Но лишь в последние десятилетия неслучайную актуальность обрело знание о ценностях природы – экология. В научных спорах, в основном ученых-естественников, формируются представления о предмете экологии. Но ее философский статус в рамках излагаемой нами системы несомненен.

И, наконец, следующий, высший уровень  философского знания связан с науками  о сущности и ценности бытия в  целом. Это соответственно онтология  и культурология. Они возникли также  в разные времена, древнее и новейшее. Понятие культуры сформировалось во второй половине XVIII века, а понятие ценности в философии – к концу XIX века. Термин «аксиология», обозначавший «науку о ценности» введен в научный оборот в самом начале XX столетия. Уже это объясняет, почему ценностный ряд наук возник намного позже сущностного. Это касается, прежде всего, политологии, экологии, культурологии. В этике и эстетике, родившихся до новой эры, понятие ценности, ценностные свойства рассматривались в рамках сложившихся в науке подходах, согласно которым оно неотделимо от сущностных свойств.

Таким образом, мы можем выделить общее  философское знание и философское  знание на указанных выше уровнях  бытия. Мы видим, что «общая философия», философия как таковая, – наука  о познании, сущности и ценности бытия (соответствующие разделы – теория познания, или гносеология, метафизика и аксиология).

Но существует еще одна форма  сознания, естественно выходящая  на вопросы миропознания и мировоззрения  – религия. Но религия при этом покоится на вере, на возможностях высшего  откровения, доступного посвященным, и открывающих суть и ценность не только бытия, но и инобытия, – мира невидимого. Религия как предмет познания предстает в специальной философской науке, – религиоведении. В свою очередь религия выходит на философию богословской наукой, теологией, которая с позиций религиозного мировоззрения определяет сущность и назначение философии.

И, наконец, нам остается выделить временные параметры познаваемого философией бытия – прошлое и  будущее:

-  в первом случае наука любомудрия представлена философией истории и историей самой философии;

-  во втором, – прогностикой общей и прогностикой философских проблем. Прогностика (производное от «прогноз») исследует будущее развитие, экстраполируя (распространяя) на него познанные закономерности всеобщего развития. А самой постановкой главных задач и вопросов, выяснением и предопределением их призвана заниматься специальная прогностика философского знания, предвосхищающая тем самым наиболее актуальные проблемы, как общей философии, так и частных философских наук.

Сущностные и ценностные науки  одного уровня могут представлять соответствующие  разделы философского знания: философию  познания, философию человека, философию  общества, философию природы, философию  бытия. Но границы их могут меняться, подключая смежные тематические области. Так, философия человека, именуемая антропологией (или философской антропологией) может подключать и науки об обществе, а в более широком смысле и все ценностные науки, поскольку в них имеется специфический человеческий аспект (потребности личности), и теорию познания, связующую человека с самыми кардинальными проблемами его бытия[3].

Философия, изучая мир, постигает всеобщее. Использование знаний всеобщего для конкретных случаев человеческой жизнедеятельности проявляет философию как методологию. Иначе говоря, философская методология – это система результатов достигнутого всеобщего знания, предназначенная для практического и теоретического применения. Не случайно основное содержание философии видят в единстве теории познания, или гносеологии, метафизики (учения о сущности; иногда его сводят к онтологии), аксиологии (учения о ценности) и методологии.

2. Специфика и главные направления  философии

Философия – прежде всего наука о познании. И более того, о познании познания. Философия пытается ответить на вопрос: а познаваем ли мир? Мы принимаем окружающий мир таким, каков он есть. Но во снах мы попадаем в особый мир и тоже не сомневаемся в его реальности, пока не пробудимся. Можно ответить просто: сон есть сон, а жизнь есть жизнь. Но в жизни встречаются миражи и галлюцинации. То есть можно сказать: есть истинное и есть кажущееся.

Бывают случаи, когда люди в состоянии  клинической смерти (остановка сердца) попадают в иную реальность, о которой они могут поведать нам почти во всех случаях при восстановлении их сердечной деятельности. Если это тоже простое отклонение от нормы, то, как объяснить саму возможность мироощущения, когда человек по всем нормам должен быть мертв? Но что это за нормы, как они срабатывают?

В обычном, нормальном мире перед нами разворачивается многокрасочная жизнь. Мы верим в реальность красок, поскольку  воспринимаем их. Но точная наука физика доказывает нам, что мир бесцветен. Предметы не имеют цвета, а отражают его. В мире нет звуков, есть колебания воздушной среды. Ее воздействие на слуховые нервы, связанные с сознанием, пробуждают ощущение, которого нет в самой действительности. Все это доказанная суть, доказанная «норма».

Резонно возникает вопрос: а насколько наши представления и ощущения мира соответствуют реальному положению вещей? Кроме того, философия вынуждена решать проблемы общего характера других наук. Это проблемы, связанные с отношениями:

-  «человек и мир»,

-  «сознание – реальность»,

-  «психическое – физическое»,

-  «кажущееся – действительное».

И чем глубже люди погружаются в  суть подобных проблем, тем неожиданнее  эти проблемы проявляют себя[4].

На очевидность явлений ссылаться можно и надо. Но бывает очевидность поверхностная и глубинная. К сожалению, глубины этой подчас конца и края не видно. Было уничтожено немало «возмутителей спокойствия» прежде, чем все люди поняли и убедились, что земля круглая, что она не стоит на месте. Но и по сей день, даже поняв или поверив, например, что время не всюду течет одинаково, нам это трудно представить по существу, воспринять как непосредственное. Схожая проблема имеется и в отношении восприятия и действительности, мнимой и истинной[5].

Информация о работе Структура философского познания