Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 23:14, лекция
Общественно-историческая основа мифа.
Миф и религия.
Мифология и художественное творчество.
разы гомеровских богов он <вписал> свой идеал свободы, кото-
рый обнаружился также в многообразии их характеров.
Боги греческой мифологии с их светлым обликом и ясно вы-
раженной индивидуальностью не вызывали представлений о чем-
то таинственном и мистическом, не подавляли мысли человека,
не вносили в его душу смятения. В олимпийской мифологии,
проникнутой художественно-эстетическим восприятием мира и
богов, человек стал мерой всех вещей, он был абсолютизиро-
ван (и в этом смысле объективирован). Древние греки не отож-
дествляли, но и не противопоставляли резко бога и человека.
Боги греческой мифологии светлы и жизнерадостны; они близ-
ки человеку и во многом проявляют слишком человеческий
образ мышления и поведения. И хотя боги египетской мифоло-
гии в образах животных или с головами животных казались
грекам достойными известного уважения, все эти боги были им
непонятны и чужды.
Древневосточные боги господствовали над человеком, как
и силы природы и общества, религиозно-мифологическим выра-
жением которых они являлись. Эти боги, воплощавшие тяготев-
шее над человеком всеобщее, явно отличаются от человека и по
своему внешнему облику, и по своей внутренней сущности. Че-
ловек так же далек от них, как и от своих земных владык. Бо-
ги Древнего Востока - это <отчужденные> боги, они определя-
ют судьбу человека без всякого участия его воли и сознания.
Человек всецело находится во власти своих земных и небесных
владык, во власти преданий и традиций.
3. МИФ И РЕЛИГИЯ
Взгляды ученых на миф и религию заметно расходятся. Од-
ни исследователи их отождествляют, другие противопоставля-
49
ют, третьи различают миф и религию. Однако все мифологи и
историки религии сходятся на том, что миф и религия в перво-
бытном сознании тесно связаны. Связующим звеном между ни-
ми является деятельность воображения (фантазии) и вера в со-
зданные фантазией образы. Но миф не противопоставляет
образ вещи самой вещи, идеальное и реальное, не проводит раз-
личия между чувственным и сверхчувственным, между индиви-
дуальным и всеобщим. Религиозная же фантазия отличает идею
вещи от самой вещи, изображение от изображаемого, символ
от символизируемого; она противопоставляет сверхчувственное
чувственному, сверхъестественное естественному.
Религиозная вера в отличие от мифической стремится ко все
большему различению идеального и реального, символа и сим-
волизируемого, бога и мира, верующего субъекта и объекта, в
который верят. Мифосознание не различает естественное от
сверхъестественного. Оно <верит> и в то и в другое: в своих
<священных> мифах и связанных с этим ритуалах первобытные
люди одинаково поклоняются и естественному, и сверхъестест-
венному. Поэтому о мифической вере можно говорить в
довольно условном смысле. Мифическое сознание не различает
веру и знание и существует до осмысления их противополож-
ности.
Одними из источников религии являются бессилие человека
перед внешними природными и социальными силами; страх, по-
давленность и бессилие порождают веру в богов и связанный с
ней культ (молитвы, жертвоприношения, обряды). Культ пред-
полагает обожествление и поклоние обожествленному, веру в
существование сверхъестественного как сверхчувственного. В
первобытных верованиях (фетишизме, анимизме и даже в поли-
теизме) сверхъестественное еще не мыслится как нечто чисто
идеальное (сверхчувственное), так как первобытный человек
вообще не знает идеальной или сверхчувственной сущности;
сверхъестественное у него предстает в виде вещей или существ
и нередко в одушевленных образах мифологической фантазии.
Олицетворение этих образов, персонификация их в конкретных
лицах и порождают в сознании первобытного человека чувст-
венно-представляемых духов, демонов и богов. Возникают так
называемые культовые мифы, то есть мифы, ставшие предметом
религиозной веры и поклонении. Однако это говорит лишь о
наличии в мифологии в большей или в меньшей степени рели-
гиозного элемента, а не об их тождественности, ибо миф и ре-
лигия-явления разного порядка, и пути их развития, перво-
начально переплетавшиеся, в дальнейшем заметно отдаляются
50
друг от друга и нередко совсем расходятся, а иногда даже
враждебно сталкиваются между собой.
Источник мифа не только страх, подавленность и бессилие \
человека, но и мечта об овладении силами природы и явления- |
ми самой жизни; корень мифотворчества-это надежда на по- '\
корение сил природы и явлений жизни человеческой волей. Че- /
ловек древнего мира, мечтая о полете по воздуху, создал миф
о Дедале и его сыне Икаре, сказку о ковре-самолете. То, о чем
он мечтал, стало явью в век авиации и космических полетов. И
разница между древним и современным человеком не в том
(или не столько в том), что первый восполнял недостаток ре-
ально данного желаемым как возможным и допускал возмож-
ность фантастического, сказочного, чудесного в мире, а второй
далек от всего этого. Она состоит в том, что первобытный чело-
век совершал <чудеса> в своем воображении, а современный че-
ловек, используя достижения науки и техники, совершает чуде-
са на деле. Полетев на Луну и мечтая о полете на другие пла-
неты, современный человек не сочиняет мифы (хотя дело и не
обходится без фантастики, в том числе научной), а связывает
свои надежды с успехами науки и техники.
Мифология-это своеобразное видение мира, особый тип
представлений об окружающей действительности, в которых
реальное сливается с фантастическим, а религия-это вера, ко-
торая допускает фантастическое, магическое и чудесное, но от-
личает фантастическое от действительного, переживает расхож-
дение между идеальным и реальным, обязывает жить согласно
своим нормам, требует соблюдения определенного рода обря-
дов, запретов и т. п. Религия раздваивает единый мир на два
мира: на сверхъестественный и естественный. Мифология жене
знает такого раздвоения. В мифе нет и проблемы взаимоотно-
шения между естественным и сверхъестественным мирами.
Существенным для религии является прежде всего вера в
сверхъестественное и культ. Религиозные .же представления и
образы имеют для религиозного сознания скорее символическое,
чем какое-либо иное значение. Символический характер носят
и религиозные магические действия. Например, <таинство> или
обряд бракосочетания в Древней Греции. Брак у греков был
священным обрядом, религиозным актом и в архаические вре-
мена назывался не собственным именем (gamos), a telos gamoio
(священный обряд, брачное священнодействие) (см. 100, 51).
Брачный обряд, включая разного рода торжественные церемо-
нии, жертвоприношения (возлияния) и религиозный гимн (ги-
меней), а также обращенные к богам молитвы, сопровождался
51
церемонией ввода невесты в дом жениха и ее приобщения к до-
машнему божеству: ставя невесту перед домашним божеством,
новобрачную кропили очистительной водой; она же прикасалась
к священному огню. Священный обряд бракосочетания завер-
шался тем, что после произнесения молитвы новобрачные дели-
ли между собой хлеб, пирог, несколько фруктов. Это подобие
легкой трапезы, которая начиналась и кончалась возлияниями
и молитвой, это разделение еды перед очагом означало, что но-
вобрачные связываются между собой и с богами тесными уза-
ми (см. 100, 53). Церемония бракосочетания, обряд трапезы и
разделение еды (сами по себе не священные), сопровождаемые
верой в способность человека с помощью определенных дейст-
вий обеспечить себе покровительство божества, становились свя-
щеннодействием и символизировали священность брачных уз.
Для верующего всякие <таинства>, магия, обряды и вооб-
ще культ-способ связи с сверхъестественным (богами или
богом), форма воздействия на богов или бога. Религия как ве-
ра в сверхъестественный мир неотделима от культа. Миф же
отделим от ритуала, обрядности и магических действий, хотя
первоначально они тесно переплетаются, У римлян было много
религиозных ритуалов, не связанных с мифами, а у греков, на-
против, немало мифов, не связанных с религиозным ритуалом.
Фантастические образы мифологии (боги, демоны и герои)
служат одним из средств выражения религиозной веры, религи-
озных идей, чувств и переживаний; многие мифы и священные
предания, например об олимпийских богах, стали предметом
религиозного почитания; но миф сам по себе нерелигиозен: миф
есть представление, образ, предание и слово, а не религиозное
верование. Мифологический образ, будучи чувственным пред-
ставлением о какой-либо области действительности или преда-
нием о чем-либо происшедшем, может играть роль символа (ус-
ловного обозначения или выражения) религиозной веры, но
лишь в той мере, в какой мифологический образ переосмыслен
и истолкован религиозным сознанием. Сама возможность пере-
осмысления и использования мифологического образа для выра-
жения немифологических (религиозных, художественных, фило-
софских, нравственных и т. п.) идей и представлений основана
на том, что мифологический образ, будучи чувственным пред-
ставлением, содержит в себе элемент абстракции и обобщения.
Однако на этом основании полагать, что мифологический образ
как чувственное представление есть предмет религиозного по-
клонения, или представляет собой художественную <метафору>,
или же является <логическим> понятием для первобытных лю-
52
дей, как считают некоторые исследователи, это все равно что
свойство, сопровождающее явление, выдавать за его сущность.
Для своих богослужебных целей религия использует искус-
ство, силу его эмоционального воздействия, но от этого искусст-
во само по себе не становится религиозным. Лишь в условном
смысле можно говорить о так называемом религиозном искусст-
ве (культовая архитектура - храмы, церкви, синагоги, мечети
и т. п.; церковная живопись и мозаика; церковная музыка и
песнопения; культовые танцы и религиозные инсценировки-
мистерии и различного рода торжественные шествия и т. п.). В
некоторых же религиях (иудаизме и магометанстве) не допус-
кается художественное воплощение религиозной идеи о сверхъес-
тественном или божественном, то есть не допускается изобра-
жение <святых> и бога. Это свидетельствует о внутреннем рас-
хождении и антагонизме религии и искусства. В своем высшем
развитии религия отрицает искусство, изобразительное искусст-
во в особенности (см. 97, 2, 688-700).
Связь мифа с религией была различной у разных народов.
Так, в индийской мифологии получили преобладание религиоз-
но-культовые элементы. Природа, олицетворяемая индийскими
божествами, оказалась грандиозным культом, космическим свя-
щеннодействием, мировым жертвоприношением: <Дождь-
жертвенный напиток; гром-небесная песнь, гимн> (16, 27). В
индийской мифологии идея культа - одна из основных идей:
культ имеет магическую силу, воздействует на богов и природу.
В греческой мифологии художественные мотивы взяли верх
над религиозными. У греков многие мифы о природе довольно
рано отделились от культа. А художественно обработанный миф,
выделившийся из культа или сохранивший слабые связи с ним,
это уже не только миф, он близок к сказке. Это обстоятельст-
во иногда озадачивает исследователей, которые, например, об-
щеизвестный миф о Прометее, не связанный с культом и обря-
дами, считают сказкой (см. 98, 304).
4. МИФОЛОГИЯ
И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ТВОРЧЕСТВО
Тесная связь мифологии (особенно греческой) с художест-
венным творчеством, в частности с поэтической фантазией и
сказкой, дает основания для толкования мифа, как разновидно-
сти образного мышления, для сближения мифа со сказкой. От-
53
Информация о работе Сущность мифа и его отношение к познанию