Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 02:37, реферат
Бытие - это одно из фундаментальных понятий философии, которое многие мыслители считают основанием философии. При рассмотрении бытия мысль достигает предела обобщенности, абстрагирования от единичного, частного, преходящего. За этим понятием следует ряд вопросов, действительно ли тождественны понятия «бытие» и существование», Далее возникает необходимость соотнести такие понятия, как существование и сущность, бытие реальное или кажущееся.
По мнению Гегеля, мир не является собранием строго ограниченных единиц, атомов или душ, каждая из которых полностью самодовлеюща. Непосредственное существование таких конечных вещей кажется ему иллюзией: он полагает что ничто не существует безусловно и вполне реально, кроме целого. Но он рассматривает целое не как простую субстанцию, а как сложную систему. Очевидные отдельные вещи, из которых кажется составленным мир, не есть просто иллюзия. Каждая из них имеет большую или меньшую степень реальности, и реальность их состоит в том, что они являются сторонами целого, которое должно быть обнаружено при истинном рассмотрении. С этим взглядом, естественно, связано неверие в реальность времени и пространства как таковых, так как время и пространство, если они рассматриваются как вполне реальные, включают единичность и множественность.
На основе философии Платона о целом и о частях, можно сделать следующие выводы: 1) целое не есть многое и не есть все; 2) целое есть некое идеальное единство, не делящееся на пространственно-временные отрезки; 3) целое делится на такие части, которые несут на себе «энергию» целого, и в таком случае они уже не пространственно-временные отрезки, но идеальные моменты в единстве целого; 4) не будучи вещью и явлением, но идеальным единством, целое не подчиняется и обычным категориям вещи; оно может одновременно быть в двух, не будучи в каждом в отдельности; оно может быть во многом, не делясь по этим многим и не тратя своей энергии через это распределение, и т. д. в) Такой целостью Платон прежде всего считает космос. Однако целое не обязательно должно относиться к предметам огромного масштаба и даже к космосу. «Целым» может быть все, что угодно.
Размышляя над устройством мироздания в целом, Гегель заметил, что мир, в котором мы живем, достаточно упорядочен, организован, по-своему целесообразен и логичен, т.е. разумен. Все составные части его очень ладно пригнаны друг к другу, в явлениях любой природы обнаруживается необходимость, устойчивость, повторяемость, иначе – закономерность. Иными словами, в мире господствует некий естественный порядок и организованность, целесообразность. Мир существует во всей абсолютной полноте своих законов, организации и порядка. Следовательно, налицо некий абсолют, явно превосходящий по своим параметрам все мыслимые резервы человеческих возможностей. У Гегеля «родство» абсолютного начала реальности и человеческого сознания никаких сомнений не вызывало. Он считал, что характер реальности, составляющей основу нашего мира – духовный, т.е. сродни мышлению, разуму, абстракции.
По Гегелю – мир упорядоченный, закономерный и разумный.
У Платона же материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы). Любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса).
Заключение.
Как Платон, так и Гегель были объективными идеалистами. Платон положил начало идеализму, идеализм Гегеля оказал огромное влияние на развитие философии XIX и XX веков. Как Платон, так и Гегель считал, что мир идей предшествует миру материальных вещей миру природы. В их учениях также были различия, они по-разному понимали высшую идею, природу и устройство материального мира.
При рассмотрении философских взглядов Платона и Гегеля видно, что они расходятся в определении того, что представляет собой окружающая нас действительность. У Платона окружающий нас мир неупорядоченный и изменчивый, у Гегеля окружающий мир рассматривается как закономерный и разумный. Оба стоят на позициях объективного идеализма, так как придают особую, ведущую роль не материи, а идеальным субстанциям - идеям. К тому же весьма важная роль приписывается мировому разуму - богу (Платон), абсолютная идея (Гегель), что дает еще одно основание для характеристики этих теорий как объективно-идеалистических.
Таким образом, в историческом и философском плане у данных авторов наблюдается преемственность, углубление и расширение взглядов на понятие бытия.
Список литературы
1. В.Ф. Асмус / Платон. – М.: «Мысль», 1969
2. Б.Н. Бессонов / История философии: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2010.
3. В.Е. Толпыкин / Основы философии : учебное пособие. – 2-е изд. – М. : Эксмо, 2010.
4. Фролов И.Т. / Введение в философию: учеб. пособие для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2008.
1 В.Ф. Асмус / Платон. – М.: «Мысль», 1969. Стр. 204
2 В.Ф. Асмус / Платон. – М.: «Мысль», 1969. Стр. 68
3 Б.Н. Бессонов. / История философии: учебник. М.: Издательство Юрайт, 2010. стр. 131
Информация о работе Сходство. Платон и Гегель были объективными идеалистами