Теоретико-методологические и философские основы "новой археологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:21, реферат

Краткое описание

Актуальность темы. Новая археология – это направление в археологии, появившееся во второй половине XX века, и, в противовес существующей культурной археологии рассматривающая процесс трансформации культур прошлого. В ее задачи, помимо обычной отборки археологической информации, входит проведение интерпретаций археологических материалов по проблемам тех или иных изменений в человеческой культуре, непосредственно, связанных с течением времени.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 67.66 Кб (Скачать файл)

     Философский статус частного объяснения и приводил к его абсолютизации – побуждал подгонять любые качественные сдвиги в культуре к скачкам, внутренним революционным преобразованиям. А это означало насилие над фактами, подчинение фактов социологической схеме. Немудрено, что «теория стадиальности» была сначала вытеснена на склад парадных лозунгов, а затем, в середине XX в., сметена – непокорными фактами и новыми требованиями к археологии: обеспечить конкретные объяснения ряда исторических проблем46

     Плодотворные  ферменты теории стадиальности, а также  осознание ее слабостей и провала  аккумулировал в своих теоретических  работах выдающейся британский археолог марксистской ориентации Гордон Чайлд и передал «новой археологии»47. «Новая археология» подхватила у Г. Чайлда новый интерес к местным трансформациям культуры, установку на поиски внутреннего источника культурного развития, на выявление законов развития, но задалась целью добиться более конкретного решения. 

     Прежде  всего пригодилось характерное  для системного подхода представление  о многомерности, многоаспектности системы. Некоторые случаи смены археологических культур (без видимого прогресса, без повышения уровня) оказалось возможным трактовать как передвижки внутри одной и той же культуры, поворачивающие к наблюдателю ее разные стороны – как смену ее «структурных поз» на языке «новой археологии»48

     Конкретно это означало сезонные изменения хозяйственно-производственной деятельности населения древних поселенческих памятников. Но объяснительные возможности системного подхода богаче и позволяют объяснить по-новому и те случаи смены культуры, которые выглядят ступенями на пути прогресса. Сутью системного подхода, как уже отмечено выше, является объяснительный принцип, позволяющий принять конкретную механику образования сложных и, в то же время, целостных и новых общностей. Понять, как эти общности возникают по законам внутреннего развития менее организованной массы их более простых компонентов, у которых до синтеза не было этих новых качеств49. Если сопоставить эту квинтэссенцию системного подхода с содержанием «проклятого вопроса» археологии, то становится ясно, что системный подход позволяет «новой археологии» дать свой ответ на «проклятый вопрос» археологии и определяет место «процессуализма» в последовательном ряду ведущих археологических теорий50

     Археологов, применяющих системный подход, «перестает удивлять, если системы, состоящие из одних и тех же компонентов, проявляют различающиеся свойства ... Многие очень важные свойства впервые «возникают» как случайные последствия от соединения хорошо известных компонентов новым способом»51. Однако эта роль системного подхода проявилась в «новой археологии» не сразу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     § 3. ФИЛОСОФИЯ «НОВОЙ АРХЕОЛОГИИ»  КАК НАУЧНОЙ МЫСЛИ 

     Для ряда «новых археологов» не составляет секрета, что именно философия сыграла определяющую роль в синтезировании «новой археологии».

     Как отмечал Р. Уотсон «… Центральный пункт возникшего – это то, что антропологические археологи стали внимательно читать философов науки, а некоторые начали делать вклады в продолжающуюся дискуссию о логике объяснения …»52. «Новые археологи» не скрывали и объясняли основы своей философии, не заблуждались в этом и сторонние наблюдатели. 

     Еще в начале 60-х годов XX века испанец Алонсо дель Реаль предсказал: «неопозитивизм – вот что пригодится археологам»53. Его слова были напечатаны в 1962 г. одновременно с выходом первой статьи Бинфорда, основоположника «новой археологии» как научного течения. Сами «новые археологи» определяют свою философскую позицию более узко, в форме «логического позитивизма». 

     «Позитивизм» и раньше представлялся многим западным археологам чем-то своим, солидным, позитивным, и некоторые даже не замечали, что сами применяют другие философские принципы. «Большинство археологов неосознанно тяготеет к тому, чтобы быть позитивистами», - считал Дж. Стюард54. «Археологи (и все остальные ученые) на практике являются либеральными позитивистами», - поддерживал его Ф. Сполдинг55. Оба ошибались, но их ошибку разделяли многие. 

     «Логику» археологи также относили к основным элементам при научной интерпретации археологических данных (источников). В эпоху формализации и широкого применения математических и статистико-комбинаторных методов «логика» приобрела еще более актуальную и значимую окраску. «Если археология не придерживается законов логики, то она не наука», - заявил Л. Мальмер56. Вот почему термин «логический позитивизм» оказался привлекательным и распространенным. К тому же «логический позитивизм» был наиболее известным, разработанным, «классическим» течением неопозитивизма, основой для многих других его течений, на которые иногда переносилось его название57. На деле, однако, «новая археология» опирается на другие неопозитивистские течения и методы, в большинстве своем, применяемые в совокупности.  

     Последнее связано и с эклектической неразборчивостью археологов и еще больше с тем, что вся история неопозитивизма, как и логического позитивизма, «представляет собой непрестанные модификации основных положений ..., попытки привести их в соответствие с данными науки»58. Поэтому логический позитивизм и неопозитивизм вообще отличаются «крайней сложностью и многочисленностью вариантов решения отдельных проблем»59, хотя и можно в этом многообразии выявить и выделить определенную целостностную концепцию и систему. 

     Эта сложность, с одной стороны, дополнительно затрудняет содержательный разбор основ «новой археологии», а с другой – облегчает его, так как объясняет сложность «новой археологии», ее расчлененность на варианты, помогает увидеть логику их образования60. Разумеется, в данном случае, требуется объяснить сознательное обращение западных археологов к философии и этот выбор именно неопозитивистской философии. 

     Характеризуя факт поворота молодых западных археологов к философии (правда, к антифилософской философии – позитивизму, конкретнее к неопозитивизму), следует принять это как данность и как исходный пункт для выявления археологических следствий61. В определенной степени данное обстоятельство и определяет состав и структуру «новой археологии» и характеризует внутренние связи ее компонентов и категорий. 

     Неопозитивизм сохранил присущие всему позитивизму цель и методы ее достижения. Целью, в данном случае, выступает попытка заставить все науки работать строго, надежно и экономно, независимо от субъективных пристрастий ученых (работников науки), в том числе и от пристрастий, обусловленных социальными позициями. К методам достижения и реализации этой цели относятся обеспечение приоритета наблюдениям (эмпиризм), сводимым к ощущениям (сенсуализм), выявляя и фиксируя закономерные связи явлений их обобщением (индуктивизм) и изгоняя из науки представления о скрытых за явлениями сущностях, причинах и т.п. (феноменализм). 

     Отсюда надежда и стремления обойтись в позитивных науках (дающих позитивные, положительные знания о реальном мире) без философии, средствами самих этих наук (отсюда и название «позитивизм»). Неопозитивизм унаследовал также связанные с этой системой взглядов страсть расчленять сложные образования и сводить их к простейшим (редукционизм), старание преобразовать все позитивные науки по образу естествознания (сциентизм) и убеждение в условности правил мышления (конвенционализм)62

     Но, будучи ответом на открытия в естествознании рубежа XIX и XX веков (атомистика, квантовая физика, теория относительности и т.д.), которые привели к противоречиям и парадоксам, нарушавшим выдвинутые позитивизмом принципы (редукционизм, сенсуализм и др.), неопозитивизм задался целью разработать средства устранения этих противоречий и парадоксов63. Сами новые результаты позитивных наук трогать было нельзя, так как, к примеру, это привело бы к отрицанию атомов или генов. 

     Сохранить хотелось и принципы позитивизма. Оставалось перестроить организацию научных знаний, сменить способы увязки и фиксации, создать новый язык науки64. Начались модификации и перестройки. Очень краткий их обзор поможет определить основы «новой археологии».

     Логический атомизм. В начале XX века, было предложено (Рассел, Уайтхед, ранний Витгенштейн) для ликвидации парадоксов строго различать высказывания двух типов: актуальные («синтетические») и формально-логические («аналитические»), а осталльные удалять как бессмысленные; языком науки стал бы язык математической логики, в которой и нужно было формулировать связь явлений, а элементарные факты рассматривать как независимые друг от друга65. В этой системе не удавалось обеспечивать достоверность знания.

     Логический позитивизм. Для устранения недостатка пришлось в 30-е годы полнее разработать (Шлик, Карнап, Нейрат, Тарски) формально-логический аппарат: операции верификации и аксиоматизации66. Наилучшим языком науки были признаны язык физики, изложение исследований во всех науках было рекомендовано перевести на этот язык (физикализм), а познание внутреннего мира заменить изучением внешнего поведения (бихевиоризм).

     Теорема Гёделя подорвала веру в возможность полной формализации и аксиоматизации, иллюзией оказались чистые наблюдения («протокольные наблюдения») и абсолютная верификация, а язык физики оказался недостаточным для других наук67

     Системный подход предполагает в объекте некое единство и в то же время множество, некую организацию, в которой целое, возникнув из взаимодействия частей по законам, управляющим их раздельной жизнью, видоизменяет эти части, налагая на них новые характеристики, и заменяет эти законы другими68. Другими словами, при системном рассмотрении объекта, в частности археологического, нельзя ограничиться приведением наличия в нем определенного единства, однако, при этом, нельзя сводить дело к перечислению множества составляющих. 

     Нужно выбрать такие элементы, которые исторически и логически связаны между собой, и отыскать такую идею, которая их связывает и преобразует, придавая всем частям новое звучание, новый смысл69. Логически необходимая сеть этой связи обусловит общность всей концепции и всей школы, а сравнительно подвижные участки (с несколькими степенями свободы, с альтернативными возможностями сочленения) разрешают дивергенцию теории, группировку внутри школы, возникновение вариантов «новой археологии»70

     В сущности, этот образ «новой археологии» смутно прорисовывался за каждым из предшествующих образов. Чуть ли не все, кто работал над определением «новой археологии», продвигались наугад к именно такому пониманию и даже иной раз формулировали по отдельности некоторые составляющие его мысли71. Именно так выглядит попытка Д. Кларка представить новизну «новой археологии» как специфику нового сочетания (новую конфигурацию) старых элементов на основе новой «философии»72

     Д. Кларк, однако, не проследил, преобразовала ли в какую сторону новая «философия» (она названа у него «экспериментальной»73) эти элементы. Однако, здесь следует заметить, что Д. Кларк отошел от системы к сумме и от анализа (определения, интерпретации) к описанию. Также характеризуются соответствующие попытки Дж. Уилли и А. Сэблофа, которые приводят три категории своей «минимальной дефиниции»: эволюционизм, теорию систем и логико-дедуктивный способ рассуждения74. Они объясняют, что «… Другие аспекты новой археологии оказываются распространением или проявлением этих трех основных ...»75. Какие элементы объединяют вышеприведенные компоненты, авторы не оговаривают, а лишь харакеризуют «позитивизм» как основу. У Лиони также заметно стремление придать дефиниции связность и структурность. Назвав три «главных фрагмента» новой археологической парадигмы (эволюционизм, культурную экологию и теорию систем), он отмечает, что в целое эти фрагменты объединяются стремлением молодых превратить археологию в науку, то есть сциентифицировать археологию76.  Другими словами, нужно провести аксиоматизацию или минимизацию «новой археологии», т.е. свертывание избранного объема научного знания к нескольким взаимонезависимым постулатам, из которых логическими операциями вводится вся научная система.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     §4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА «НОВОЙ АРХЕОЛОГИИ» 

     При аксиоматизации «новой археологии» надо иметь в виду, что, хотя философия и определяет отбор звеньев научной системы, а также их облик и связь, воздействуя на многие звенья сразу, все же это только одна из детерминаций научной системы77. Социальная позиция может воздействовать на облик системы не только через философию, но и непосредственно, представляя собой вторую детерминанту.  Таким заказом может быть и утверждение некой политической идеи, и решение технической задачи, и необходимость согласовать с привычными представлениями новые факты. Это начальное в генетическом (или эвристическом) смысле звено вовсе не обязательно оказывается таковым в логическом смысле. Наоборот, оно чаще выступает в качестве выводного, хотя на самом деле те положения, из которых оно выводится, понадобились и включены в систему именно для обоснования этого выводного звена и связанных с ним производных78

     Парадигма «новой археологии» складывается из двух частей – теоретической и операционной, каждая часть, в свою очередь, - из двух ярусов. Исходной методологической платформой в построении теоретической системы «новой археологии» служат три взаимосвязанных положения. Первое – это требование сделать археологию «ответственной» и «релевантной», т.е. имеющей значение для общества, полезной, нужной наукой.  Релевантной же «новые археологи», в духе неопозитивизма, готовы признать только такую науку, которая способна объяснить и предсказать события. А это, в свою очередь, возможно лишь при условии признания второго положения о закономерности эволюции, которая гласит, что изменения культур образуют не поток случайно возникающих и сталкивающихся событий, а закономерный ход, результат регулярного действия заложенных в природе и культуре механизмов79. По данному положению, если не сами механизмы, то хотя бы эту регулярность и нужно обнаружить, чтобы научиться предсказывать дальнейший ход эволюции. Эта регулярность должна обнаружиться в неких многообразных повторениях. Случайности, которые могли бы нарушить регулярность и помешать предсказанию, неопозитивизм разрешает «новым археологам» сбросить со счетов.

Информация о работе Теоретико-методологические и философские основы "новой археологии"