Теория познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 17:45, контрольная работа

Краткое описание

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.

Содержание

Введение 3
1. Познание и практика 4
2. Структура познавательной деятельности (субъект,
средства и объект познания) 7
3. Субъективный познавательный образ 11
4. Истина, ее формы и критерии 16
Заключение 22
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Философия - Теория познания.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Критерии истины. Под критериями истины понимаются такие характеристики знания, а также способы его проверки, которые позволяют установить достоверность данного знания и отличить его от заблуждений (лжи). В истории науки и философии выдвигались различные представления о критериях истинности. Так согласно представлениям Р. Декарта таким критерием может быть ясность и отчетливость знания. Этот критерий имеет важное значение в познании: действительно глубокие, истинные научные теории отличаются неподражаемой прозрачностью, ясностью, отчетливостью. Однако недостатком данного критерия является его недостаточная объективность; различным субъектам одно и то же представление может казаться и ясным и "темным". Аналогичный недостаток присущ и конвенциональному критерию истины (конвенция – соглашение – Э.В.), согласно которому истинным является знание, разделяемое большинством людей. Жизнь показывает, что так называемое "большинство" нередко является носителем не истины, а предрассудков и заблуждений. Истина часто оказывается уделом гениальных одиночек, гонимых и осмеиваемых пресловутым "большинством", о чем свидетельствует судьба Н. Коперника, Г. Галилея, Дж. Бруно, А. Эйнштейна и многих других ученых. Не случайно выдающийся мыслитель древности Демокрит высказал убеждение, что "вопросы истины не решаются большинством голосов". Тем не менее, данный критерий широко применяется на практике: везде, где используются "демократические" процедуры голосования, вопросы решаются именно "большинством" голосов.

Наиболее надежным и объективным критерием истины является общественная практика. Введение практики в теорию познания, как основополагающего критерия истины, было осуществлено в наиболее явной и четкой форме в марксистской философии. "Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность … своего мышления  -  писал Маркс[1]. Под практикой в теории познания понимается совокупность всех видов общественно-исторической и индивидуальной деятельности людей. Основными формами практики являются производственная (практика общественного производства), общественно-политическая (практика общественного развития, социальных преобразований, революций, реформ, войн и т.п.) и научно-экспериментальная. В соответствии с критерием практики проверка знания на истинность может состоять: в подтверждении его практическими (производственными, общественными, научными) фактами; воспроизведении познаваемых явлений на основе их теоретических представлений; создании на основе этих представлений приборов, машин, технологий и т.п.

Влияние практики на познание носит многофункциональный характер. Она является не только критерием истины, но и главной движущей силой процесса познания. Именно потребности практики инициируют социальный заказ на те или иные исследования, выделение необходимых ресурсов на эти исследования и т.п. Как заметил в свое время Ф. Энгельс "если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше чем дюжина университетов"[2]. Практика также дает познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Наконец, практика является сферой прикладного внедрения, материализации научных знаний, без чего невозможно их полноценное общественное признание и дальнейшее развитие. Научная работа, ведущаяся в отрыве от практики, часто вырождается в схоластику, приводит к заблуждениям и иллюзорным представлениям, а сама практика в этом случае примитивизуруется и приобретает застойный характер. Так в эпоху Советского Союза одной из существенных причин эрозии, застоя, а затем и крушения советского социализма явилось блокирование тоталитарным политическим режимом возможностей полноценного критического исследования советского общества, конструктивного анализа и обсуждения назревающих в нем кризисных тенденций. В итоге были упущены исторические возможности модернизации социалистического строя, что по мнению многих современных мыслителей явилось невосполнимой утратой для России и для всего мира.

Фундаментальность и научная ценность критерия практики не означает, однако, отсутствия у него недостатков и ограничений. Относительность критерия практики коренится в зависимости практики от состояния и возможностей общества, уровня его развития. В силу этого практика носит исторически ограниченный характер, что проявляется в возможной неполноте и несовершенстве методов и средств проверки знаний, а нередко и невозможности проверки по экономическим, техническим, идеологическим и другим причинам.

Ограниченность критерия практики, невозможность применить его во всех случаях и недостаточность данного критерия в ряде ситуаций для полного подтверждения или опровержения теоретических положений, явились стимулом к поиску дополняющих его логических критериев истинности. К логическим критериям истинности относится, во-первых, логическая непротиворечивость знания. Суть этого критерия заключается в том, что положения научной теории или другой системы знания не должны противоречить друг другу. Другим логическим критерием является взаимосогласованность нового знания с уже существующим, достоверно доказанным знанием. Так например, в пользу истинности геометрий искривленного пространства Б. Римана и Н. Лобачевского говорит то обстоятельство, что при значении кривизны пространства равном нулю, их выводы совпадают с геометрией Евклида, практическая достоверность которой надежно доказана. Тем самым эти теории оказываются логически взаимосогласованными. Важным логическим критерием истинности является также совместимость (совпадение) сведений об объекте, полученных различными путями независимо друг от друга.

Рассмотренные критерии истины по-разному используются в различных областях знания. В математических, логических, философских исследованиях наибольшую применимость получили логические критерии, в сфере естествознания – практический критерий, в сфере процедур коллективного принятия решений – конвенциональный. Наиболее достоверное и надежное обоснование достигается при совместном, комплексном использовании основных критериев истины. Такое использование имеет место, например, в случае, когда достоверность знания доказывается с одной стороны подтверждающими фактами, с другой – логически, с третьей – путем воссоздания изучаемого явления на практике или воплощения его в приборах, машинах, технологиях, исходя из разработанных теоретических положений.

 

Заключение

 

 

   Почти все люди в своей жизни, так или иначе, выступают в роли субъектов познания. Для того чтобы человек смог разобраться в огромном количестве информации, обрушивающейся на него каждый день, систематизировать, обобщать и использовать ее в дальнейшем, ему желательно знать хотя бы элементарные основы гносеологии. Для ученых, занимающихся научными изысканиями, это должно быть обязательным требованием, поскольку они должны знать путь к истинному знанию, отличать его от ложного и так далее. Гносеология может облегчить жизнь не одному человеку, поскольку учит нас правильно познавать окружающий нас мир. Некоторые ученые утверждают, что все великие изобретения появились только благодаря человеческой лени. Человеку просто не хочется что-либо делать, и он изобретает какой-либо механизм, делающий это за него или значительно упрощающий этот процесс. Практически также дело обстоит и с познанием. Мы хотим жить лучше, поэтому наш разум постигает законы мира не ради простой  любознательности, а  ради  практического  преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Немаловажен и тот факт, что знание имеет свойство накапливаться и передаваться от одного человека к другому. Это дает возможность человечеству развиваться, осуществлять научный прогресс. Правы были наши предки, которые считали, что отец должен передать свое мастерство сыну. В настоящее время познавательная деятельность человека  изучается не только философией. Сейчас происходит  интенсивное  развитие различных специальных наук, исследующих познание: когнитивной психологии (психологии изучающей познавательные процессы), логики и методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии знания, и так далее. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без его опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания.

 

Литература

 

1.      Ленин В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч. Т. 29.

2.      Коршунов А.М., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. М. 1988.

3.      Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М. 1997.

4.      Современные теории познания. М. 1992.

5.      Степин В.С. Теоретическое знание. М. 2000.

6.      Теория познания / Под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана. В 4 т. М. 1991-1994.

 

 

2

 



[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1-2.

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 174.


Информация о работе Теория познания