Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 04:05, курсовая работа
Познавательную роль в отношении явлений общественной жизни выполняет не только наука, но и искусство. Но последнее отображает общее через индивидуальное, конкретное, а наука предоставляет его в абстрактно - логической форме, через понятия, категории.
Введение……………………………………………………………………3
1. Наука и техника как вид деятельности и социальный институт……5
1.1 Место науки в системе культуры…………………………………6
1.2 Роль науки в формировании картины мира…………………..…..8
2. Понятие техники, логика ее развития. Социально-культурное значение современной научно-технической революции……………………..12
2.1 Техника как феномен культуры…………………………….……13
2.2 Человек и ТехноМир………………………………………………16
3. Наука и технология………………………………………………….…18
Заключение……………………………………………….……………….20
Список использованной литературы…………………………………….21
Министерство образования Российской Федерации
Министерство сельского
Иркутская государственная
Кафедра философии социологии и истории
Реферат
по дисциплине: Философские проблемы науки и техники
на тему: Техника в системе культуры
Выполнил:
Проверил:
Иркутск 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Наука и техника как вид деятельности и социальный институт……5
1.1 Место науки в системе культуры…………………………………6
1.2 Роль науки в формировании картины мира…………………..…..8
2. Понятие техники, логика ее развития. Социально-культурное значение современной научно-технической революции……………………..12
2.1 Техника как феномен культуры…………………………….……13
2.2 Человек и ТехноМир………………………………………………16
3. Наука и технология………………………………
Заключение……………………………………………….…
Список использованной литературы…………………………………….21
Введение
Наука является важнейшим
элементом духовной культуры людей.
Традиционно принято разделять
всю имеющуюся научную
Различия между
Методы исследований в естествознании исторически сформировались раньше, чем в гуманитарных науках. В истории научных познаний неоднократно делались попытки перенести естественнонаучные методы целиком и полностью, без учета соответствующей специфики, в гуманитарные науки. Такие попытки не могли не встретить сопротивления и критики со стороны гуманитариев, изучавших явления социальной жизни и духовной культуры. Зачастую такое сопротивление сопровождалось полным отрицанием естественнонаучных методов познания для исследования социально-культурных и гуманитарных процессов.
Возникновение новых общенаучных и междисциплинарных направлений исследования, значительное влияние научно-технической революции способствовали в современной науке снятию былой конфронтации между естествоиспытателями и гуманитариями и использованию методов естествознания гуманитариями и наоборот. В настоящее время зачастую социологи, юристы, педагоги и другие специалисты-гуманитарии применяют такие междисциплинарные методы, как системный подход, идеи и методы кибернетики, теории информации, математического моделирования, теории самоорганизации и другие методы в своих исследованиях.
Таким образом, изучение основных концепций современного естествознания студентами гуманитарных и социально-экономических специальностей представляется необходимым как для применения естественнонаучных методов в своей деятельности гуманитариями, так и для того, чтобы иметь четкое представление о научной картине мира, выработанное современным естествознанием.
1. Наука и техника как вид деятельности
и социальный институт
Наука - это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Следовательно, основной функцией науки является разработка и теоретическая систематизация объективных знаний о бытие. Это система понятий о явлениях и законах материального мира и духовной деятельности людей, которая дает возможность предвидеть и преобразовывать действительность в интересах общества.
Итак, сказанное выше,
позволяет отметить, что науку 20
века характеризует прочная и
тесная взаимосвязь с техникой, что является
основой современной научно-технической
революции, определяемой многими исследователями
в качестве основной культурной доминанты
нашей эпохи. Новый уровень взаимодействия
науки и техники привёл к тому, что новая
техника возникает как побочный продукт
фундаментальных исследований, обусловил
формирование разнообразных технических
теорий.
Бесспорно, без развития науки и техники
невозможен сам прогресс человечества.
Развитие науки и техники является также
незаменимым и обязательным условием
прогресса культуры. В условиях преимущественного
развития науки и техники на современном
этапе следует обратить особое внимание
на то обстоятельство, что необходимо
разумное регулирование тенденции абсолютизации
роли и значения технического способа
мышления, так как подлинное развитие
культуры возможно лишь на основе гармоничного
взаимоотношения ее компонентов. Гармония
же подразумевает сохранение специфических
особенностей всех компонентов культуры
и исключает переоценку или недооценку
роли и значения того или иного элемента.
Мы, конечно, не должны закрывать глаза
на то, что с возрастанием мощности техники
увеличивается как благополучие людей,
так и опасность для их существования. Таким образом, культурные аспекты всякого
развития, включая научно-технические,
означают его оценку, соотнесение с высокими
гуманистическими, общечеловеческими
ценностями. А это в свою очередь означает
также, что центром всех изменений и преобразований,
точкой отсчета всякого развития является
человек.
1.1 Место науки в системе культуры
Цитируя Абая Кунанбаева: «Наука постигается не для того, чтобы с ее помощью нажить богатство. Наоборот, богатство должно служить развитию науки».
В историческом процессе определенный уровень развития общества и человека, его познавательные и творческие способности, а также его воздействие и взаимоотношение с окружающей природой определяется состоянием их культуры. В переводе с латинского культура (culture) означает возделывание, воспитание, образование, развитие. В широком смысле слова культура - это все, что в отличие от данного природой создано человеком. Наука является одной из отраслей или разделов культуры. Если в древности важное место в системе культуры занимала мистика, в античности - мифология, в Средневековье - религия, то можно утверждать, что в современном обществе доминирует влияние науки.
Наука - это сфера человеческой деятельности, представляющая собой рациональный способ познания мира, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются знания о действительности, основанные на эмпирической проверке и математическом доказательстве.
Как многофункциональное явление наука представляет собой:
- отрасль культуры;
- способ познания мира;
- определенную систему организованности (академии, университеты, вузы, институты, лаборатории, научные общества и издания).
Существует определенная внутренняя структура и классификация современных наук.
Фундаментальными считаются естественные, гуманитарные и математические науки, а прикладными являются технические, медицинские, сельскохозяйственные, социологические и другие науки.
Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих взаимодействием базисных структур природы. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки.
Непосредственной целью прикладных наук является применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Так, современный этап научно-технического прогресса связан с развитием авангардных исследований прикладных наук: микроэлектроники, робототехники, информатики, биотехнологии, генетики и др. Эти направления, сохраняя свою прикладную направленность, приобретают фундаментальный характер.
Результатами научных исследований являются теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические обобщения. Все эти понятия, каждое из которых имеет свое определенное значение, можно объединить одним словом "концепции". Понятие "концепция" (определенный способ трактовки какого-либо предмета, явления, процесса) происходит от латинского conceptio - понимание, система. Концепция, во-первых, - это система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. Во-вторых, - это единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т. д.
1.2 Роль науки в формировании картины мира
К концу ХХ века стало очевидным, что человечество переживает кризис. “Люди оказываются перед необходимостью самостоятельно определять характер отношений с природой и между собой. Ранее выработанные эталоны непригодны. Возникла мало-помалу, укрепляется чрезвычайно важная тенденция: массовый поиск смысла жизни в творческой свободной активности личности”. (Г. Г. Дилигинский)
Если, пользуясь метким выражением Ю. М. Лотмана и Б. А. Успенского определить культуру как “ненаследственную память коллектива”, то науку, безусловно, можно рассматривать как её часть, или, точнее - подсистему, обладающую некоторой автономией. Но, рассматривая науку в контексте культуры, мы не должны забывать, что, несмотря на свой почтенный возраст, во временных масштабов цивилизации наука возникла не так давно, а её заметное влияние на общество - это уже достижение последних полутора столетий. К тому же, не склонны ли мы преувеличивать значение науки для восприятия мира?
Наука - это многогранное общественное явление, это система знаний о мире. Всякое знание, в том числе и научное, необходимо рассматривать как отображение природы и общественного бытия. Объектом научного познания могут быть все без исключения процессия природы и общественной жизни. В этом отличие науки от таких форм общественного сознания, как политическая, мораль, правовая идеология, где отображаются только общественные отношения.
Отдельные эмпирические знания, возникающие из практики, могут существовать без науки и вне нее. Наука дает знание не только об отдельных сторонах предметов и внешних связей между ними, но и раскрывает законы природы и общества. Специфика науки в том, что она является высшим общением практики, способным охватить все явления действительности, дает истинное знание сущности явлений и процессов, законов природы и общества, в абстрактно - логической форме.
Наука, являясь компонентом духовной жизни, воплощается и сфере материальной. Она является областью как теоретической, так и практической деятельности.
Познавательную роль
в отношении явлений общественн
Природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать. Научное исследование - не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной. Наука - игра, связанная с риском. Но тем не менее науке удалось найти вопросы, на которые природа дает непротиворечивые ответы. И сколь бы отрывочно ни говорила природа в отведенных ей экспериментах рамках, высказавшись однажды, она не берет своих слов назад: природа некогда не лжет.
Наука зарождается лишь на определенном этапе зрелости человека, и ее состояние может служить одним из основных показателей развития общества.
История поиска рационального объяснения мира драматична. Временами казалось, что столь амбициозная программа близка к завершению: перед взором ученых открывался фундаментальный уровень, исходя из которого можно было вывести все остальные свойства материи.
Предпосылки для возникновения науки появляются еще в странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной цивилизации были восприняты и переработаны в стройную теоретическую систему Древней Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой. В прошлом искусство вопрошать природу, умение задавать ей вопросы принимало самые различные формы. Шумеры создавшие письменность, считали, что будущие запечатлено тайными письменами в событиях, происходящих вокруг нас в настоящем. Наука появляется одновременно с философией тогда, когда миф становится бессильным объяснить мир.
Если для древних природа была источником мудрости, то средневековая природа говорила о боге, наука перетерпливала период застоя и выполняла в те времена объяснительную функцию.
С приходом техногенной цивилизации открывается новая глава в диалоге человека с природой. Наука начинает бурно развиваться, все, набирая темпы и становясь средством и способом познания, переделки и преобразования природы, то есть, наука становится орудием производства.
Всю структуру науки можно свести к трём компонентам:
- Эмпирические знания, добываемые через наблюдение и эксперимент.
- Теоретические знания, объясняющие факты, раскрывающие законы, сводящие их в единую систему.
- Мировоззренческие философские основы и выводы, в которых находит своё продолжение и завершение теории. Чем выше степень всеобщности, тем ближе данная теория к философии. Не удивительно, что наиболее важные синтетические теории естествознания отличаются ярко выраженным философским характером.
В итоге, создаваемая ныне наука есть магический кристалл, в который нужно заглянуть, чтобы увидеть отблеск будущего. Имеющие зачастую технический характер модификации, переживаемые сегодня биологией и физикой, социологией и историей первобытного общества, а в особенности философией, представляют собой первоначальные жесты нового времени.
Таким образом, можно сделать вывод, что современная наука - это поистине рецепт жизни. Наука участвует в той или иной степени во всех видах творчества, обслуживает все виды материальной и духовной деятельности людей, плодами которой пользуются все члены общества.
Однако развитие науки - это важная, но не единственная ветвь культурного прогресса. Другой, не менее важной, является развитие его гуманитарной ветви, эстетической культуры и его ядра - искусства, в первую очередь.