Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:29, контрольная работа
Техника и человек неразделимы. Способность человека делать орудия и сделала его человеком. Поэтому история и философия не могут обойти вопроса о сущности техники, а в современном обществе техника по праву занимает одно из ведущих мест. Естественно, что феномен техники привлекал внимание философов еще в древности, хотя предметом систематического научно-философского анализа она стала только в самое последнее время, фактически в конце прошлого – начале нынешнего столетий. Долгое время само соединение слов философия и техника казалось противоестественным, поскольку первое из них является олицетворением теоретического освоения действительности, а второе – практического.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие техники. Различные толкования понятия техники…………………5
2. Развитие техники. Закономерности развития техники и технического прогресса…………………………………………………………………………..
3. Взаимодействие техники и общества…………………………………………
4. Проблемы и противоречия развития техники……………………………….
Заключение …………………………………………
Мысль Блюменберга об опосредованном
характере отношения человека к действительности
весьма существенна для философии техники.
Именно она объясняет многообразие форм
действительности и миров, в которых живет
современный человек, неоднозначность
правил, регулирующих его жизнь, метафоричность
понимания им мира и самого себя.
Философская концепция
техники М.Хайдеггера (1889-1976) противостоит
антропологии техники и ее можно назвать
онтологией техники. В центре его работ
- онтологическая интерпретация техники,
ее связи с бытием, анализ ее в контексте
отношения человека с бытием. Он не приемлет
примелькавшееся представление о технике
как средстве и как воплощении человеческой
деятельности инструментальный и антропологический
подходы к технике. Неявно полемизируя
с Ортегой-и-Гассетом и К. Ясперсом, Хайдеггер
видит в технике способ конструирования
мира. Техника несет с собой и выражает
в себе новое отношение человека к миру,
новый способ раскрытия бытия. В этом техника
родственна искусству и сопряжена с истинным
познанием. Подобно искусству техника
- творчество, отлагающееся в произведении,
а поскольку всякое произведение выводит
из потаенности в открытость, техника
относится к той же области, где сбывается
истина.
Однако, современная
техника связана с забвением бытия и его
открытости. В этом исток той угрозы, которую
несет с собой техника. Она формирует сугубо
технический способ конструирования мира,
где природа оказывается поставщиком
энергии и материалов, ставится на службу
произ-
водству как добыванию новых материалов,
новой энергии, нового сырья. Техника из
раскрытия потаенности бытия превращается
в производящее, добывающее раскрытие,
для которого бытие, ставшее сущим, поставлено
как состоящее-в-наличии, функционально
используемое человеком. Своеобразие
современного сознания заключается в
том, что онтологическая природа техники,
ее сопряженность с Тайной Бытия исчезает,
элиминируется из сознания. Вещь конституируется
в горизонте техники, утрачивает свою
индивидуальность и самостоятельность,
подчиняясь власти собирательного начала
- поставления бытия как состоящего-в-наличии.
Способ обнаружения сущности техники,
форма раскрытия потаенности бытия, правящего
современной техникой, не будучи чем-то
техническим Хайдеггер называет поставом
(Ge-stell).
Особенностями этого способа отношения человека к бытию, которое с наибольшей силой выражено в технике и которое , по Хайдеггеру составляет миссию и судьбу человека, являются:
1) превращение природы
в материал и источник
2) унификация, не постигающая многообразие
и дифференцированность бытия;
3) функционализация, умаляющая индивидуальную
самостоятельность вещи;
4) противопоставление субъекта и объекта
при котором объект включен в систему
добывающего предоставления, сознание
дистанцировано от сущего, а субъект, отождествляемый
с опредмечиванием становится лишь моментом
развития технических средств;
5) подчинение всего и
вся планирующему и
6) установка на господство, которая не
ограничивается лишь осуществлением воли,
а является способом онтологической конституции
и мира, и вещи, и природы;
7) решающее значение производства, редуцирующегося
к труду, обрабатывающему добыванию и
изготовлению;
8) утилизация всего и
вся и замещение природных
вещей эрзацами;
9) нарастание риска вместе с техническим
прогрессом и опасности техники для всей
цивилизации, связанное с тем, что добывающее
производство оказывается забвением бытия,
что техника влечет за собой отвлечение
от истины бытия, его овеществление;
10) технизация естествознания
и всей науки, которая возникла вместе
с поворотом новоевропейского мышления
в XVII в. и привела к усугублению технизации
мира.
Учение Хайдеггера о
технике, с особой силой подчеркнувшего
риск и опасность техники для современной
цивилизации и одновременно неустранимость
технического орудования человеком вещами
, является составной частью его критики
современной цивилизации, его философии
языка и концепции метафизики. Метафизика
для него - не просто этап развития философской
мысли, сменяемый фундаментальной онтологией.
Это - определенный способ бытия, отношения
человека к миру, который связан с превращением
бытия в сущее, творчества - в добывающее
производство, про-
изведения - в постав, с господством утилитарно
- добывающего производства и труда, с
забвением истины бытия - его Тайны.
Достаточно широко вопрос сущности техники освящен в работах К. Ясперса. Вот какое толкование техники дает этот философ. "Техника возникает , когда для достижения цели вводятся промежуточные средства. Непосредственная деятельность, подобно дыханию, движению, принятию пищи еще не является техникой. Лишь в том случае, если эти процессы совершаются неверно и для того, чтобы выполнять их правильно говорят о технике дыхания и т. п."[22 c. 117].
Виды техники. Ясперс различает технику, производящую энергию и технику, производящую продукты. К технике он относит "..всякое оперирование материалами и силами природы для получения полезных вещей и объектов."
Открытие и повторяющаяся работа. Техника - это совокупность открытых человеком приемов и действий, которые можно затем повторять сколько угодно раз. В этом заключается различие между творческой и трудовой деятельностью. Искажения. Возникают тогда, когда орудия и действия перестают быть опосредующими действиями и становятся самоцелью, и тогда абсолютной целью становятся средства. Таково понимание техники наиболее крупными ее исследователями.
2. Развитие техники.
Закономерности развития
Анализ техники не может быть ограничен рассмотрением ее только в статике. На протяжении всей истории человеческого общества техника постоянно развивалась и совершенствовалась. Это развитие стало теперь настолько очевидным, что не вызывает ни у кого сомнения. Вопрос о его причинах занимает теперь многих исследователей. Сложность этого вопроса состоит в том, чтобы раскрыть источник/ технического развития. Обычно развитие техники связывается с деятельностью людей , с их целеполаганием, творчеством.
Такую мысль выдвигал немецкий философ Ф. Дессауэр, "реальным творчеством" называл создание техники и саму технику П.К. Энгельмейер. Другой немецкий философ К. Тухель пишет , что " в технике выражается творческая сила человека, реализующая предварительно намеченные цели, и что под "историей техники мы понимаем не что иное , как то, что "в технике выражается творческая сила человека , реализующая предварительно намеченные цели" , и, что "под историей техники мы понимаем не что иное , как то, что техника, будучи творением человека , выступает в исторически меняющихся формах, которые создаются самими людьми". [5 c.112]
Сами по себе эти мысли не вызывают возражений, так как действительно без деловой активности человека, его творчества, техника не в состоянии развиваться. Но признание этого - лишь первый шаг , на котором нельзя останавливаться. Ведь обязательно возникает вопрос: чем определяется и от чего зависит возникновение тех или иных целей, во имя которых развивается техника, где кроется причина ее развития, чем обусловлено техническое творчество?
В обстановке широкого распространения взглядов техницизма, различных концепций, вычленяющих технику из системы общественных отношений, центр тяжести довольно часто переносится на духовную сферу, на внутренний мир человека, создающего и развивающего технику. Правда, это не значит, что при рассмотрении причин развития техники совершенно игнорируются экономические и хозяйственные факторы, но они не выходят из круга практических проблем и задач. В области же теории , где вступают в свои права философия и социология, стремление выдвинуть на первый план среди причин , определяющих развитие техники именно духовные моменты, становится совершенно очевидным.
Здесь чаще всего ссылаются на знания, на науку. Например , французский философ Ж. Фурастье пишет: "Следовательно, и во-первых и во-вторых причиной ускорения прогресса является прогресс науки [3 c.192]
Обращается к науке и немецкий философ Г. Рот. Он пишет : "Каждая область жизни порождает теперь уже принадлежащую ей науку, каждая наука - принадлежащую ей технику. Этот круговорот нашего мышления мы не смеем и не можем игнорировать." [3 c.194]
Обращение к науке сейчас вполне естественно,
т.к. ей принадлежит огромная и в некоторых
отношениях именно авангардная роль в
техническом прогрессе. Но нельзя преувеличивать,
абсолютизировать роль науки
в развитии производства и техники. Если
быть последовательными, то логично поставить
вопрос: чем обуславливается развитие
самой науки, есть ли глубинные причины
за пределами духовных явлений, которые
определяют ее движение, или наука развивается
самопроизвольно, не покидая области чистой
мысли?
Иногда этот вопрос остается без ответа,
в других же случаях предпринимаются попытки
найти какое-то решение. Например крупный
немецкий философ К. Ясперс считает, что
" ..было бы нелепо вообще отвергать
практическую пользу науки, не пользуясь
ее достижения". [22 c. 114] Но практические
потребности по его мнению не могут длительное
время поддерживать научно-технический
прогресс. Наука развивается самостоятельно,
в результате внутреннего стремления
людей к знанию, их извечной пытливости,
любознательности Он пишет: " В противовес
принижению науки посредством ее подчинения
целям техники и жизненной практики, наука
утверждается как самоцель , как право
изначальности стремления к знанию".
[22 c.127] Но с такой точки зрения развитие
науки замыкается самой же наукой. Возникает
круговорот сознания.
Часто помимо науки обращаются непосредственно
к изобретательству, стремясь здесь найти
первопричину развития техники. Разумеется,
техническое творчество , изобретательство
необходимы для развития техники. Но взятые
с чисто идеальной стороны, абстрактно,
вне детерминации социально-экономическими
отношениями и потребностями, которые
возникают в обществе, эти факторы не позволяют
раскрыть действительные причины развития
техники.
Преувеличение роли сознания, науки, чистого технического творчества и изобретательства, абсолютизация их значения представляют собой те гносеологические причины, которые приводят к идеалистическим взглядам на развитие техники.
Противоположную точку зрения занимает материалистическая диалектика, которая исходит из признания самодвижения, саморазвития явлений природы и общественной жизни, видит первопричину этого развития и самодвижения в единств и взаимодействии тех противоположных сторон, сил, тенденций, которые внутренне присущи предметам и явлениям. Эти принципиальные положения, характеризующие ядро диалектической концепции развития имеют универсальное значение и применимы к любой области явлений в том числе и к технике.
Любое общественное явление развивается при участии человека и благодаря его деятельности, поэтому говорить о саморазвитии техники в строгом смысле этого слова нельзя. Можно лишь подразумевать возникновение и обнаружение определенных внутренних противоречий в технике, обусловленных субстанциальными структурными или функциональными причинами, общим ходом ее развития. Но эти внутренние противоречия раскрываются и преодолеваются людьми в процессе их трудовой деятельности , в процессе создания и усовершенствования техники.
Таким образом, основные причины и противоречи
, связанные с развитием техники необходимо
искать в процессе труда, в самой деятельности
людей. Но нельзя забывать и о том, что
сам процесс труда может осуществляться
в различных сферах общественной жизни,
через которые он включен в существование
и развитие всего общественного организма.
Существенно так же то, что в отличие от
использования техники , которое
может происходить в любой области , непосредственное
ее создание и усовершенствование осуществляется
только в материальном производстве. В
результате образуется очень сложное
переплетение и сцепление причин, действие
многочисленных противоречий, в различной
степени и различным образом влияющих
на развитие техники. Исследование механизма
этих причин и противоречий связей и отношений
оказывается весьма сложным. Трудности
усугубляются и тем, что этот процесс реализуется
через сознательную деятельность людей
и обязательно требует технического творчества.
Одним
из возможных путей преодоления трудностей,
связанных с изучением причин и противоречий
развития техники является выделение
движущих сил и источников технического
развития , а так же выяснение соотношения
между ними.
Под движущими силами развития техники
понимаются такие причины и противоречия,
которые являются внешними относительно
непосредственной области ее создания,
изготовления. Их общим позитивным признаком
является то, они вызывают необходимость
развития техники, являются своеобразным
катализатором, ускоряющим этот процесс
или , напротив, факторами, тормозящими
его. Другой существенный признак этих
движущихся сил состоит в том, что они
сами непосредственно не участвуют в процессе
создания новой, или совершенствовании
существующей техники. Они создают лишь
определенные предпосылки и условия для
осуществления этого процесса.
Область действия
движущих сил развития техники распространяется
на все сферы общественной жизни начиная
от материального производства и заканчивая
явлениями надстроечного порядка. Как
пишет С. В. Шухардин "Главной движущей
силой развития техники является потребность
общества в материальных и культурных
благах , которая проявляется в противоречии
между постоянно растущими материальными
и культурными потребностями людей и техническими
возможностями удовлетворения этих потребностей.
[20 c.42]