Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:52, реферат
ПЛОТИН (Plotinos) (204/205—270) — греч. филосов-платоник, основатель неоплатонизма. Учился в Александрии, с 244/245 жил в Риме, преподавал философию; после десяти лет устных бесед начал записывать свое учение.
Как и представители платонизма, П. прежде всего толкует Платона, но не комментирует отдельные его диалоги, а на основе ряда платоновских текстов строит некое подобие системы. Подчеркнутое почтение к Платону сопровождается у П. острой критикой всей послеплатоновской философии, которой П., однако, многим обязан.
1.Библиографическая справка
2.Общая харакеристика учения
3.Общая проблема и специфика изложения материала
4.Заключение
5.Использованная литература
В полном соглнаходится
и эстетика; здесь так же бессмысленно
спрашивать: жизнь для искусства
или искусство для жизни, бессмысленно
дискутировать ценность того или
иного стиля или жанра, поскольку
красота для Плотина столь
же слабо связана с искусством,
сколь и ее постижение с переживанием.
После монументальных исследований Лосева
достаточно тяжело сказать об эстетике
Плотина в двух словах, потому хотя бы
обозначим, на наш взгляд, ошибку в ее понимании
А. Ф. асии с этикой Лосевым: вопрос состоит
в том, как прочитывать термин «умопостигаемое».
Мы уже показали, что обозначает ум (душа)
в контексте антропологии Плотина, Лосев
же понимал его скорее в границах, заданных
немецким идеализмом и, значит, европейской
антропологией. Отсюда и совершенно иной
смысл, которым он наполняет эстетику
Плотина, несмотря на то, что категориально
воспроизводит ее с замечательной точностью
(заметим, что А. Ф. Лосев почти нигде и
никогда не упоминает и не переводит третьей
и четвертой — собственно психологических
— Эннеад, которые есть ключ к пониманию
и предыдущего учения о человеке, и последующего
богословия. Очевидно, эстетика Плотина
покоится на двух следующих положениях,
полностью коррелирующих положениям его
онтологии: 1) всякая красота умопостигаема,
и даже то, что представляется красотой
чувственной, есть умная красота, отягченная
кажимостью; 2) красота постигается душой,
т. е. тем высшим бытийным «субъектом»,
который и есть сам человек, при этом в
момент такого постижения в душе открываются
и высшее чувство, и высшее стремление,
и высший разум, то есть она вся приходит
в действительность, чего не происходит
в случае, если душа не освободилась от
низшего, и, соответственно, видит еще
лишь чувственную красоту. Однако для
воссоздания эстетики Плотина следует
очень ясно отличать духовное от интеллектуального,
ибо духовное — это свой, достаточно своеобразный
мир, который, в том числе, имеет и интеллектуальную
компоненту, которая в мире духовном, однако,
ценна не сама по себе, но как имя какого-то
события или какой-то сущности; основной
задачей следующих исследований, мне кажется,
должно быть нахождение ключа к уже хорошо
известной структуре: красота тел, души,
умопостигаемая красота. Есть и чисто
житейское основание для моего скепсиса
относительно интеллектуального понимания
Плотиновой эстетики: в самом деле, весьма
трудно поверить в то, что человек, столь
остро переживавший несовершенство здешнего
и видевший в красоте само божественное,
смог бы удовлетвориться, называя эстетикой
идеалистическое истолкование эстетического
наслаждения. Даже формально, поскольку
ни красота, ни красивое не воспринимается
здесь одним чувством, но и умом, и волей,
такие определения как, скажем, незаинтересованноенасл
Постараемся несколько проиллюстрировать это. Уже на уровне тел красота не есть форма (почему одно и то же лицо кажется иногда красивым, а иногда нет?), она есть скорее некое движение, грация, то, что нельзя рассчитать, то, чем не обладает само тело, ибо оно принадлежит душе. Такова же красота добродетелей и наук, не состоящая в их законосообразности, т. е. в них самих, но по их красоте мы узнаем красоту создавшей их души; их красота более истинна, нежели красота тел, ибо открывается в чистых движениях, а не в предметах. На этом я, однако, если хочу быть честен, должен остановиться, ибо дальше души сам теряю предмет: но душа красива, а не сама красота; о какой эстетике в нашем понимании этого слова может идти здесь речь, если красотой он называет именно это!? Бессмысленно и неполезно было бы нам повторять другие слова этого великого мужа.
Радикальное отличие Плотинова учения о красоте от любой новоевропейской эстетики заключается в том, что в новой Европе красота всегда понималась как нечто синтетическое: говорили о совпадении вещи и ее идеи, субъекта и объекта, замысла и воплощения (такой красоте, разумеется, коррелирует чувство, также снимающее двойственность в единстве переживания), но красота для Плотина есть нечто простое, не образующееся из совпадения и соответствия, она — дыхание Высшего, соответственно и человек упрощается воспринимая красоту, упрощается до ума, ибо воспринимать красоту — значит становиться единым с тем, что не имеет частей.
Нечто подобное тому, что мы говорили сейчас об эстетике, предстоит сказать и о науке. То «великое знание», которое хотел преподать своим ученикам Плотин, менее всего было чем-то отвлеченным, это был гнозис, принятый им в свою очередь у Аммония Саккаса, а Аммонием еще от кого-то, от кого — не так уж и важно; важно то, что это сознание восходило к роще Академа и, не в последнюю очередь, состояло в умении читать те заметки для памяти, которые мы называем диалогами Платона. Трудно или, лучше, невозможно сказать, существовала ли Школа в период между своим классическим периодом и более или менее непрерывной цепью кружков, которую мы называем неоплатонизмом; существовала ли Школа наряду с известным средним (скептическим) платонизмом также и в виде устного предания, или же сами тексты Платона обладают столь огромной силой, что вновь и вновь порождают Школу при наличии определенных обстоятельств? Этот вопрос хорошо знаком учениям и религиям, имеющим историю более чем в тысячу лет, он, думается мне, должен решаться компромиссно, ибо даже в моменты запустения какие-то предания всё равно переходят из уст в уста, и, тем не менее, даже в моменты расцветов предание никогда не является порождающей их причиной; лишь в периоды угасания само наличие предания становится причиной репродукции, но такие периоды обычно недолговременны.
Нам трудно согласовать гнозис с интеллектуальной дисциплиной построений отвлеченных наук; не очень, скажем, понятно: почему Александр Македонский (не имеет никакого значения, что это письмо, скорее всего, подложное) упрекает Аристотеля за разглашение школьного знания (что, в самом деле, таинственного в Метафизике?); не ясен во многих местах и пафос Плотина. Это может свидетельствовать о двух вещах: либо о том, что в те времена очевиднейшие и вполне доступные нашему пониманию вещи вызывали такое странное к себе отношение, либо о том, что мы не вполне понимаем, о чем идет речь. Что такое это «„великое знание“, которое всегда под рукой»? О каком знании говорит Платон, говоря, что добродетель есть знание? Что это за благая жизнь, обретая которую мудрец не остается ей внешен? Мы можем указать лишь на историко-философские параллели и внутрисистемные предпосылки этих положений; но не объясняем ли мы тем самым неизвестное через неизвестное? На первых порах, когда происходит рассудочное постижение мысли, когда выстраиваются категориальные схемы и в разуме вспыхивают прозрения неожиданных связей, вопросы эти незаметны и не актуальны; но философия, к счастью, только начинается с рассудка; чем дальше, тем больше внимание сосредоточивается на этих вопросах, но именно в том, к чему стремится душа, ученый испытывает беспомощность. Вдумываясь в сложившуюся ситуацию, видишь, что традиция оказывается немаловажной вещью; возьмем, к примеру, того же нетрадиционного Августина — именно непонимание этих малозаметных вопросов привело его к далеко идущим выводам: непонимание того, что есть блаженная жизнь (О Граде Божьем. Кн. 10, гл. 31) привело его к отрицанию вечности души, а признание злой воли безпричинным источником зла (Там же. Кн. 12, гл. 6-7) — к открытию целого течения волюнтаризма в европейской философии, которое едва ли сделало кого-то ближе к Первоначалу; опять же, вспоминается, как Плотин непрерывно три дня отвечал на вопросы Порфирия о душе (Жизнь Плотина, гл. 13). И когда мы читаем об иерархии богов у Прокла или Дамаския в связи с Парменидом, мы понимаем все равно только логику этих построений, будучи пока не в силах подойти к ним со стороны божественного. Одним словом, я склоняюсь к мысли, что пока у нас нет ключа к пониманию того, что называлось этими мыслителями наукой и знанием, соответственно, и рассматриваемые ноологией предметы остаются доступными нам пока лишь на понятийном уровне. Единственно, что можно здесь с уверенностью сказать, что сама эта высшая наука понималась скорей как иной вид жизни, лишь акцидентально знающий низшее, нежели такой вид здешнего, который существенно знает Высшее.
Что же получается:
мы говорим о гнозисе, и ничего
о нем не можем сказать? Да. И
в этой связи следует вспомнить
отрицательный результат
В качестве заключения скажу, что учение Плотина о человеке удивительным образом согласуется с тем, что говорит Иисус Христос в притче о десяти девах (Мф. 25, 1-12), хотя сама притча, как всякий истинно поэтический текст, конечно же, многогранней. Итак, в эсхатологической перспективе, Иисус Христос говорит, что «Царство Небесное будет подобно десяти девам»; что значит это «Царство»? Обычно оно понимается, так сказать, статистически, как вся здешняя Церковь, но это мало согласуется и с тем, что оно — внутри нас, и с тем, что оно подобно горчичному зерну, поэтому следует понимать Царство как высшую жизнь в нас, а в контексте этой притчи — как жизнь вообще. Число десять здесь совершенно не случайно, и в контексте библейского символизма чисел (гематрии Библии) может обозначать как некую слабость, недостаточность и подсудность (2?5), так и полноту мирского осуществления (4+6), и потому символизирует жизнь в целом. Итак, в момент встречи с Богом, «Женихом», у пяти из них не оказывается масла в светильниках и они спрашивают его у подруг, но те посылают их к торгующим маслом. Как бы не трактовать это масло — как добрые дела или как милосердие, ясно, что оно обозначает некое внутреннее содержание, которого не оказывается перед Богом у одной части целокупной жизни и которое не может сообщить ей другая, а потому эта недостаточная часть (отнюдь не смирившись со своей недостаточностью и не предъявляя ее прямо Жениху) обращается к внешнему — к торговцам. Мне кажется очевидным, что числом пять здесь символизируются пять чувств, обращенных вовне — низшая душа, уходящая от жизни собой, и тем самым уклоняющаяся от встречи Жениха. Ясно так же и то, что именно приход Жениха производит это разделение, ибо не мир принес Он, но меч. Наконец, приобретая масло, они приходят на пир, но Жених говорит: «Истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25, 12). Ясно, что Ум и Логос «не знает» только что-то чувственное и случайное, именно то, что и было приобретено низшей душой в ее отступлении от себя.
4.Заключение
Есть такие особенные люди... вычеркни их из нашей истории, и она станет намного беднее. По следам, которые они оставили, мы идем до сих пор, даже если не знаем их имен. Один из таких людей — Плотин.
Обратись к самому себе и посмотри. Если же не увидишь красоты в самом себе, поступай подобно скульптору, творящему прекрасную статую: одно он отсекает, другое полирует; одно сглаживает, другое подчищает — пока не добьется своего. Так и ты — удали лишнее! Выпрями то, что криво, очистив темное, сделай его сияющим; и не прекращай обрабатывать свою статую, пока не заблистает перед тобой богоподобная сияющая красота добродетели, пока не узришь мудрость, восседающую в священном чистом величии.
5.Использованная литература
1.Философия:
2. Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция.П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин. 2008.
3. http://www.newacropol.ru/
4. http://www.nsu.ru/classics/