Цивилизованный
мир в наши дни все больше напоминает осажденную
крепость, едва успевающую отражать наносимые
ей со всех сторон удары. И это не только
разгорающиеся то тут, то там очаги опасных
инфекций, отвлекающие на себя массу сил
и средств. И не только буйство разрушительных
природных стихий, участившийся характер
которых теперь уже прямо связывается
с хозяйственной деятельностью человека.
Это и «эпидемия» техногенных аварий с
нередкими экологическими последствиями,
так сказать, «изнутри» тормозящими поступательное
развитие цивилизации. Это и выступающий
в той же роли международный, региональный,
а с некоторых пор и компьютерный терроризм,
отвергающий нормы цивилизованного сосуществования
и требующий на свой алтарь все новых и
новых жертв – и людских, и экономических.
И самое, пожалуй, печальное, что все мы
начинам понемногу свыкаться с состоянием
этой перманентной «осады», в условиях
которой человечеству предстоит существовать,
по-видимому, не одно и не два десятилетия.
И чтобы убедиться в справедливости этих
слов, не надо даже проводить опросов общественного
мнения – достаточно лишь включить любой
выпуск телевизионных новостей, которые
начинаются теперь именно с этой «черной
хроники».
Но в
той кризисной ситуации, которую переживает
современный мир, достоверное, конкретное
знание все же лучше любой неопределенности
и полузнания, питающих утешительные иллюзии.
Потому что позволяет трезво оценить положение
вещей и, пользуясь военным языком, произвести
заблаговременную перегруппировку сил
и планомерное, организованное отступление,
обеспечивающее выход из цивилизационного
тупика.
4. Как выбраться
из тупика?
Многие
сотни лет люди были абсолютно убеждены:
человек создан Творцом в качестве венца
природы, ее повелителя и преобразователя.
И он ведет себя в природной среде обитания,
как слон в посудной лавке. Его деструктивное
вмешательство относится не только к биосфере,
но и к атмосфере, гидросфере и отчасти
к литосфере. Какое уж там царство разума,
если человечество, даже осознав аспекты
порожденной им деградации природной
среды, не в состоянии остановиться и продолжает
усугублять экологический кризис.
Настало
горькое похмелье – острая необходимость
найти выход. Его поиск затруднен, поскольку
современное человечество весьма неоднородно
- и по уровню технико-экономического и
культурного развития, и по ментальности.
Кто-то просто безразличен к дальнейшим
судьбам мирового социума, а кто-то придерживается
дедовской логики: выходили и не из таких
передряг, выберемся и на этот раз. Надежды
на «авось» вполне могут оказаться роковым
просчетом.
Другая
часть человечества понимает серьезность
нависшей опасности, но вместо того, чтобы
участвовать в коллективных поисках выхода,
всю свою энергию направляет на разоблачение
виновников сложившейся ситуации. Изливают
собственный гнев на страницах газет и
журналов, организуют массовые акции протеста,
участвуют в уличных беспорядках и с наслаждением
бьют витрины в городах, где проходят форумы
международных организаций. Подобные
разоблачения и демонстрации не продвигают
ни на шаг решение общечеловеческой проблемы,
а скорее мешают этому.
Наконец,
третья, весьма небольшая часть мирового
сообщества не только понимает степень
угрозы, но и концентрирует свои интеллектуальные
и материальные ресурсы на поиске путей
выхода из создавшегося положения. Она
стремится разглядеть в тумане будущего
перспективу и нащупать оптимальный путь,
чтобы не оступиться и не сорваться в пропасть.
Взвесив
реальные опасности и ресурсы, которыми
располагает человечество в начале XXI
века, можно сказать, что пока еще есть
некоторые шансы выбраться из сложившегося
тупика. Но требуется беспрецедентная
мобилизация здравого рассудка и воли
всего мирового сообщества, чтобы решить
множество проблем в трех стратегических
направлениях.
Первое
из них – психологическая переориентация
мирового социума, кардинальная смена
стереотипов его поведения. «…Обществу
придется пройти сложный этап духовной
революции, как в эпоху Ренессанса, - считает
академик B. C. Степин. – Придется вырабатывать
новые ценности... Надо менять отношение
к природе: нельзя рассматривать ее как
бездонную кладовую, как поле для переделки
и перепахивания». Такая психологическая
переориентация человечества очень трудна.
Придется ломать стереотипы мышления
и поведения, сложившиеся на протяжении
тысячелетий. И прежде всего, нужен коренной
пересмотр самооценки человека как венца
природы, ее преобразователя и повелителя.
В наше
время необходима иная система ценностей.
Отношение людей к живой и неживой природе
должно строиться не на противопоставлении
– «мы» и «все остальное», а на понимании
того, что и «мы», и «все остальное» суть
равноправные пассажиры космического
корабля под именем Земля. Такой психологический
переворот кажется маловероятным, хотя
в эпоху перехода от феодализма к капитализму
переворот именно такого рода, хотя и меньших
масштабов, произошел в сознании аристократии,
которая традиционно делила общество
на «мы» (люди голубой крови) и «они» (простолюдины
и просто чернь). В современном демократическом
мире такие представления стали аморальными.
Морали предстоит выйти за пределы межличностных
или международных отношений и включить
в себя нормы поведения в отношении живой
и неживой природы.
Второе
стратегическое направление – форсирование
и глобализация научно-технического прогресса.
Человечеству предстоит кардинально изменить
сложившуюся веками структуру производства,
предельно уменьшив в ней удельный вес
добывающей промышленности, загрязняющего
почву и грунтовые воды сельского хозяйства;
перейти от углеводородной энергетики
к ядерной; заменить автомобильный и авиационный
транспорт, работающий на жидком топливе,
каким-то иным, экологически чистым; существенно
перестроить всю химическую промышленность,
чтобы минимизировать загрязнение ее
продуктами и отходами атмосферы, воды
и почвы.
Для
предотвращения экологической катастрофы
требуется максимальная интенсификация
научно-технических усилий, чтобы создать
и внедрить природоохранные технологии
во все сферы жизнедеятельности человека:
в сельское хозяйство, энергетику, металлургию,
химическую промышленность, строительство,
быт и т. п. Поэтому общество становится
супертехногенным. Другое дело, что вектор
его техногенности меняется с ресурсопоглощения
на ресурсосбережение, с экологически
грязных технологий на природоохранные.
Важно
при этом иметь в виду, что такие качественно
новые технологии становятся все более
опасными, поскольку могут использоваться
как во благо человечеству и природе, так
и во вред им. Поэтому здесь требуются
неуклонно растущие осмотрительность
и осторожность.
Третье
стратегическое направление – преодоление
или хотя бы существенное сокращение технико-экономического
и социокультурного разрыва между постиндустриальным
центром мирового сообщества и его периферией.
Ведь кардинальные технологические сдвиги
должны произойти не только в высокоразвитых
странах, располагающих крупными финансовыми
и кадровыми ресурсами, но и во всем развивающемся
мире, который стремительно индустриализируется
главным образом на базе старых, экологически
опасных технологий и не имеет ни финансовых,
ни кадровых возможностей внедрять природоохранные
технологии. Технологические новинки,
создающиеся пока лишь в центре мирового
сообщества, должны внедряться и на его
периферии. В противном случае здесь в
растущих масштабах будут использоваться
устаревшие, экологически опасные технологии
и деградация природной среды планеты
еще более ускорится. Остановить процесс
индустриализации развивающихся регионов
мира невозможно. Значит, нужно помочь
им делать это так, чтобы свести к минимуму
ущерб для экологии. Такой подход – в интересах
всего человечества, в том числе населения
высокоразвитых стран.
Все
три стратегические задачи, стоящие перед
мировым сообществом, беспрецедентны
как по своей трудности, так и по значимости
для дальнейших судеб человечества. Они
теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Провал в решении одной из них не позволит
решить остальные. По большому счету –
это экзамен на зрелость вида Homo sapiens, которому
довелось стать «самым умным» среди животных.
Настало время доказать, что он действительно
умен и способен спасти от деградации
земную экосферу и себя в ней.
Заключение
«Человек в опасности», – восклицал Н.А.
Бердяев уже в начале XX в. Техногенез, ориентированный
на взаимодействие с косным веществом
планеты, резко обостряет и нарушает естественный
процесс становления ноосферы. Эту проблему
человечество осознало лишь в XX в., ее стали
анализировать, устанавливать причины
и искать выход многие философы.
Русский философ начала XX в. Георгий Федотов
отмечал, что «человек, утративший связь
с миром духовным и с миром органическим,
делается жертвой своей собственной техники.
Она в этих условиях превращается в оружие
и истребляет своих создателей. Остро
ощущал эту проблему и Бердяев, о чем свидетельствует
его работа «Человек и техника». Он писал,
что вопрос о технике стал вопросом о судьбе
человека и судьбе культуры. Человек забыл
о том, что техника всегда есть средство,
орудие, а не цель. Но в результате индустриальной
революции произошла подмена ценностей:
вместо целей жизни стали господствовать
средства жизни, творение восстало против
творца.
Техника неорганична, мертва, в то время
как человек органичен и жив: они противоположны
в этом смысле. Техника оторвала человека
от природы и от «миров иных», от вечности.
По словам Бердяева, «человек есть образ
и подобие Бога и не может стать образом
и подобием машины, не перестав существовать».
Дух невозможно до конца рационализировать.
В итоге, борясь с природой с помощью
техники, человек победил ее, но попал
в зависимость от техники. Произошло это
потому, что человек оказался морально
не готовым к той новой действительности,
которую сам и создал. Организм человека,
его психика и душа оказались беззащитными
перед собственным изобретением. Машинная,
техническая цивилизация опасна, прежде
всего, для души, так как, окружив себя
искусственными вещами, человек и к себе,
и к окружающим людям начинает относиться
как к вещам, биокомпьютерам. Это приводит
к дегуманизации, ибо техническая цивилизация
имперсоналистична и не хочет знать личности,
а личность во всем противоположна машине.
Личность свободна, автономна, моральна
и способна творить.
Человек не может отказаться от техники
и не должен делать этого. Если корень
проблемы в духовной сфере, то решаться
она должна, прежде всего, через изменение
сознания человека. Эпоха должна закончиться
не отрицанием техники, а подчинением
ее духу.
Литература
- Степин В.С. Научное
познание и ценности техногенной цивилизации
/ В.С.Степин // Вопросы философии. – 1989. - №10
- В.С. Степин //Практикум по
философии: Социальная философия. – Мн.,
2007. – с. 17-32
- Демиденко Э.С. Философия
социально-техногенного развития мира:
статьи, понятия, термины / Э.С.Демиденко, Е.А.Дергачева, Н.В.Попкова. – Брянск: БГТУ; М.: Всемирная информ - энциклопедия, 2011. – 388 с.
- Философия техники:
история и современность. Монография
Институт философии Российской академии
наук. Ответственный редактор: В.М. Розин. – М.: 1997. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий.
- Нижников С. А. Философия: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
- Шишков Ю. Хрупкая экосистема
Земли и безответственное человечество
– Журнал «Наука и жизнь»
– 2004.– №12.– С.2-11
- Данилов-Данильян В., Лосев К. Кризис мировой цивилизации на весах научного подхода – Журнал «Наука и жизнь» – 2005.– №9.– С.2-11