Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:53, контрольная работа
Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ, представляет собой первоначальную форму мировоззрения и выражается в наделении неодушевлённых предметов способностью действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т.д.
Таким образом, мы находим, что учение Ватсьяяны представляет собой индийский гедонизм лучшей его разновидности. Весьма возможно, что мыслителям именно этого направления и присвоено наименование 'ученых гедонистов' (сушикшита-чарвака).
Задание третье. Сравните изученный материал с античной философией того же времени (VI-IV вв., до н.э.) и заполните следующую таблицу.
Философия |
Школы и их представители |
Основные понятия и принципы |
Характерные черты, особенности |
Древне- йидийская |
Буддийская (Будда) Сиддхартха Гаутама |
Учение о четырех благородных истинах, “атомарные” элементы бытия, |
“атомарных” элементов бытия, “поток” которых конструирует все сущее (дхармы) в виде психических и непсихических реалий, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, отрицает потусторонность освобождения, нет души, не признавал существование бога творца
|
|
Джайниская, Махавир Вардхаман |
Ведийский реализм |
реалистическая классификация бытия, а также теория познания с ее знаменитыми доктринами сьяд-вады и саптабханги, ее семеричный способ предикации и ее аскетическую этику. Отрицалась святостьВед, жертвоприношения, характерно учение о карме. |
|
Миманса |
Обрядовая сторона Вед |
Миманса отстаивала реальность внешнего мира, а также других объектов (души, бога). Обосновала авторитет Вед, необходимость выполнения предписаний и ритуалов. А также обосновывается своеобразное учение о вечности слова. |
|
Веданта |
Мистическая сторона Вед, концепция Брахмана- Слова, в котором источником бытия признается онтологизируемая «речь» (шабда), а вся видимость бытия объявляется результатом действия ее «потенций» (категории бытия, времени, пространства действия). |
Признает целиком и полностью авторитет Вед, провозглашает материальный мир видимостью, иллюзией, проистекающей незнание подлинной природы вещей, нет различия и между индивидуальной душой (Атман) и Вседушой (Брахман) и первая обнаруживает эту тождественность в акте особого прозрения.
|
Локаятя (Чарвака), Основатель Брихаспати |
«Теория наслаждений» «Кама-сутра» |
Отвергая авторитет
вед и проповедуемые ими | |
Йога |
Основателем считается мудрец Патанджали Бог классической йоги – Ишвара |
«Обособленность» духовного начала. Главное содержание йоги – разработка пути к освобождению от страданий через тренировку тела и духа.
| |
Санкхья |
Пракрити (материальная первопричина); Пуруша ("Я", дух, сознание).
|
Согласно системе знаний Санкхья основу человеческого тела составляет определенное сочетание первоэлементов "земли", "воды", "огня", "воздуха" и "эфира". Исходный пункт метафизики санкхья - учение о наличии следствия в причине. Следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Это приводит к поиску первопричин и к теории эволюции - инволюции в объяснении мира. | |
Ньяя |
|
Найяйика - это стремление признавать за истинное все то, что устанавливается разумом, преобладающими вопросами являются вопросы логики и физики. Ньяя пространно описывает механизм познания и упорно борется со скептицизмом, который заявляет, что нет ничего достоверного. Ньяя служит введением во всякую систематическую философию | |
Вайшешика вишеша |
|
Все, что есть во вселенной, вайшешики «исчисляют» шестью категориями: субстанция (дравья), качество (гуна), движение (карма), общее (саманъя), особенное (вишешв) и присущность (самавая). Позднее к ним добавляется и седьмая — небытие (абхава), признает авторитет Вед, но развивающая свои доктрины на независимых основаниях. Формулируется атомистическая концепция мира. Вайшешика периода «Вайшешика-сутр» обходится без космогонии. | |
Древнегреческая |
Милетская Фалес, Анаксимандр, Анаксимен |
Вопрос о первоосновах всего сущего Главный вопрос о сущности мира. |
Представители школы понимали мир как материальный. Они стремились постичь мир в динамике его развития и перемен.
|
|
Элиаты Главные представители Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс Основателем был Парменид |
Наука о бытии, о сущем. Бог как сущее, отличное от людей. |
Был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. Старались провести идею единства всего существующего и тождество единого с Божеством. Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. |
Пифагорейская школа Основоположник Пифагор Самосский |
Наука о числах и других математических объектах. |
Изложили учение о числовой структуре мироздания. Математическая проблематика выливается у них в мистику и обожествление чисел, которые они считают единственно истинно сущим. | |
Циники, Антисфен. |
В основе его философии лежал девиз: «Жить согласно природе». |
По их мнению, счастьем является возвращение в мир природы.
| |
Скептики
Пиррон
|
Философия безрадостности земного существования, отсутствие привязанностей — любви, дружбы продолжает разъедать, подобно червю, человеческий разум. |
учение, в основе которого лежит основополагающий принцип скептицизма (в переводе с греческого — «исследую, сомневаюсь»). Именно сомнение во всем, по мнению Пиррона, должно было избавить людей от ненужных забот, тревог и заблуждений.
| |
Софисты, Протагор (первым представителем был Горгий) |
Наибольшую известность снискала работа о том, что «ничего не существует». |
Предметом рассуждения
служат какие-нибудь незначительные факты,
совершенно не заслуживающие внимания.
Мышление в силу этого оказывается
совершено бесплодным. Бесконечные
и бессодержательные | |
Эпикурейцы Эпикур |
Главной проблемой человечества Эпикур считал страх, и поэтому его философия была направлена в первую очередь на борьбу с ним. |
Будучи глубоким атеистом, он считал, что истинная радость заключается в ограждении себя от этого жестокого мира и ухода в прекрасный уединенный сад, где можно получать удовольствия посредством удовлетворения вкуса (прекрасная еда), посредством слуха (музыка, беседа), зрительных восприятии (красивые пейзажи), посредством любовных наслаждений. Жить в угоду только себе, не обращая внимания на других. | |
Стоики Зенон |
Идеалом для стоиков становится сверхчеловек — мудрец, который сам в себе содержит божественное, слившись с космическим Логосом. |
Цель человека — освободиться от всех привязанностей, отказаться от семьи, друзей, желаний. У него должны отсутствовать радости, переживания, страх и любовь. «Ваше счастье — не нуждаться в счастье», — провозглашают стоики. |
Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.
1. Чувство слитности
человека с природой
2. Принцип космоцентризма определяется в синкретизме во взаимоотношениях человека с миром в буддизме.
3. В этой картине мира человека находится в центре вселенной – космоса.
4. Вся цивилизация древней Индии была в основе своей строго религиозной; наука и религия не были разделены как в наше время, а, дополняя одна другую, составляли одно неразрывное целое, которое вернее всего назвать всеобъемлющей мудростью. Во главе народа стояли мудрецы, (Посвященные); учения их передавались преемственно от одного другому и велись в течение многих веков по одному плану, с одной и той же целью: познать смысл и цель мировой жизни. Мудрость Посвященных, недоступная пониманию народной массы, оставалась эзотерической, тайной, для того, чтобы оградить ее от искажений и злоупотребления; для приобщения к ней требовалась высокая степень умственного развития и нравственной чистоты. Эти эзотерические учения представляют собой единственный ключ к верному пониманию, как религии, так и цивилизации древнего Востока. Без этого ключа истинный смысл Браманизма остается непонятным. На протяжении VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие философы (натурфилософы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой неделимые атомы; пятые - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.
Разумеется, все эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.
Спецификой греческой философии, особенно в начальный период её развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом.
Задание пятое. Тестовая проверка знаний.
1.Как соотносятся понятия «философия» и «мировоззрения»?
Ответ: а
2. Укажите соотношения между эпохой и господствующим типом мировоззрения.
Ответ:
а) теоцентризм - б) Средневековье;
б) антропоцентризм - в) Современность;
в) космоцентризм - а) Античнос
г) антропокосмизм - г) Новое время.
3. Завершите определение:
Ответ: «Философское учение, утверждающее первичность идеального, духовного, называется джайнизм».
4. Кто из древневосточных мудрецов первым сформулировал тезис: «Чего не пожелаешь себе, не делай другому»?
Ответ: в
5. Завершите определение:
Ответ: «Философское учение, предметом исследования которого выступает мораль, называется локаята».
6. Впишите пропущенное слово:
Ответ: Упанишады - древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, относящиеся к классу «откровения» и примыкающие к Ведам как объяснение их изотерического (тайного) смысла».
7. Какое из древнеиндийских философских учений тяготеет к материализму?
Ответ: в
8. Основное средство постижения истины в философии:
Ответ: а
9.Впишите ключевые слова:
Ответ: Отличительной особенностью религиозного мировоззрения является
вера в сверхъестественную силу (Бога) и поклонение ей.
10. Назовите принцип взаимодействия человека и мира, который лежит в основе позиции даосов.
Ответ: а.
Список использованной литературы:
1. И.П.Минаев. Буддизм.
Исследования и материалы, СПб.
2. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия.
Философия джайнизма. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН,1994.
3. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1-2. 1956.
4 Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: Высшая школа, 1988.
5. Г.М. Бонгард-Левин, А.В. Герасимов. Мудрецы и философы древней Индии. М.: Наука, 1975.
6. Хрестоматия по истории Древнего Востока. Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высш. школа, 1980.
7 Шичалин Ю.А. Мудрецы и ученые. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995
8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. -- М.: Гардарики, 2000.
9 Алексеев В.П., Панин А.В. Философия. Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2003.7. История восточной философии: Учебное пособие. - М.,ИФРАН.- 1998.
10. Асмун В.Ф. Античная философия-М.; Высшая школа, 1976