Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 20:39, реферат
Краткое описание
С помощью теоретического разума можно доказать, что Бог, свобода, бессмертие души есть, и что их нет. Когда теоретический разум впадает в агностицизм, тогда на помощь приходят моральное сознание, «практический разум», которые вселяют веру в эти непознаваемые вещи.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….….2 1. Учение Канта о праве…………………………………… ……………….……5 2 Учение Канта о государстве……………………………………………...…….9 Заключение……………………………………………………………………….16 Список источников и литературы………………………………………………18
Для более совершенной
организации государственной власти в
целях установления общего блага и защиты
прав личности Кант предлагает установить
принцип разделения властей: «В каждом
государстве существует три власти, то
есть всеобщим образом объединенная воля
в трех лицах (trias politica): верховная власть(суверенитет)
в лице законодателя, исполнительная
власть в лице правителя (правящего
согласно закону) и судебная власть (присуждающая
каждому своесогласно
закону) в лице судьи».. Но верховенство
законодательной власти не означает, что
она может поступиться принципами права.
«Законодательная власть
может принадлежать только объединенной
воле народа. В самом деле, так как всякое
право должно исходить от нее, она непременно
должна быть не в состоянии поступить
с кем-либо не по праву». Значит, правовые
акты, издаваемые законодательной властью,
должны соответствовать правовым принципам:
свободе, равенству и справедливости как
неотъемлемо присущим личности атрибутам.
В процессе создания законодательных
актов человек «должен рассматриваться
в государстве как участвующий в законодательстве
не только как средство, но в то же время
и как цель сама по себе». Кант утверждает,
что «все три власти в государстве, во-первых, координированы
между собой наподобие моральных лиц (potestates
coordinatae), т. е. одна дополняет другую для
совершенства (complementum ad sufficientiam) государственного
устройства; но, во-вторых, они
также и подчинены друг другу (subordinatae)
таким образом, что одна из них не может
узурпировать функции другой, которой
она помогает, а имеет свой собственный
принцип, т. е. хотя она повелевает в качестве
отдельного лица, однако при наличии воли
вышестоящего лица; в-третьих, путем
объединения тех и других функций они
каждому подданному предоставляют его
права». У Канта разделение властей представлено
иначе, чем у Ш .Л.Монтескье. Если Монтескье
разделение властей основывает на системе
сдержек и противовесов, то Кант считает
законодательную власть верховной; она
создает исполнительную власть, а последняя
назначает судей. Кант предусматривает
и создание суда присяжных. В основе его
теории разделения властей лежит принцип
субординации и согласования. Судебная
власть, по Канту, осуществляет правосудие:
«Судебное решение (приговор) есть единичный
акт общественной справедливости (iustitiae
distributivae), осуществляемый государственным
должностным лицом (судьей или судом) в
отношении подданного, т.е. лица, принадлежащего
к народу... причем цель этого акта - присудить
(предоставить) ему свое». Таким
образом, «суд обладает судейской властью
применить закон для определения действия
в исковом деле и через исполнительную
власть каждому взыскать свое. Следовательно,
только народ может творить
суд над каждым в его составе, хотя и опосредствованно,
через им самим избранных представителей
(суд присяжных)». «Итак, - говорит Кант,
- таковы три различные власти (potestas legislatoria,
executoria, iudiciaria), благодаря которым государство
(civitas) обладает автономией, т.е. само себя
создает и поддерживает в соответствии
с законами свободы. - В объединении этих
трех видов власти заключается благо государства
(salus reipublicae suprema lex est); под благом государства
подразумевается не благополучие граждан
и их счастье - ведь
счастье (как утверждает и Руссо) может
в конце концов оказаться гораздо более
приятным и желанным в естественном состоянии
или даже при деспотическом правлении:
под благом государства подразумевается
высшая степень согласованности государственного
устройства с правовыми принципами, стремиться
к которой обязывает нас разум через некий категорический
императив». Именно благополучие
и счастье граждан - вот основная цель
и стремление государства. А это достигается,
по Канту, через правовую организацию
государства с разделением властей.
Кант предлагает следующую
классификацию форм правления:1) Формы правления,
по числу законодательствующих лиц:
а) автократия (абсолютизм);
б) аристократия;
в) демократия.
Автократия - одна из
лучших форм. Демократия - худшая, так как
наиболее сложная форма правления.
2) Центр тяжести
проблемы устройства государства
лежит непосредственно в способах
и методах управления народа.
С этой позиции Кант разделяет
следующие формы управления:
а) республиканская
- основана на отделении исполнительной
власти от законодательной;
б) деспотическая -
основана на слиянии исполнительной власти
и законодательной.
По Канту, самодержавная
форма власти, вполне может быть республиканской
(поскольку в ней четко разделены законодательная
и исполнительная власть), а демократия
чрезвычайно подвержена трансформации
в деспотизм и совместима с ним.
Государь, правитель
наделяется только правами. Кант оспаривает
право народа наказывать главу государства,
если даже тот нарушает свой долг перед
государством. Осуждается также право
на восстание и допускается только легальное
и в некотором смысле пассивное сопротивление
существующей власти. Форма борьбы за
право - неповиновение.
Все политически изменения
Кант предлагает путем плавных реформ
сверху, но не в коем случае не путем открытой
вооруженной борьбы.
В отношении изменения
форм государства Кант пишет: «Все же суверен
(народ) должен иметь возможность изменять
существующее государственное устройство,
если оно не согласуется с идеей первоначального
договора, и при этом сохранять форму,
необходимую для того, чтобы народ составлял
государство». Таким образом, Кант является
типичным ранним идеологом социального
реформизма.
Кант против захватнической,
грабительской войны, резко осуждает подготовку
к войне. Он выдвигает проект установления
"вечного мира" путем создания всеохватывающей
федерации самостоятельных равноправных
государств, построенных по республиканскому
принципу. По его мнению, создание такого
космополитического союза в будущем неминуемо.
Предпосылкой тому должны явиться просвещение
и воспитание народов, благоразумие и
добрая воля правителя, коммерческие потребности
наций.
Лучшей формой государства
Кант считает республику (как правовой
союз) с разделением властей, так как здесь
сочетаются закон, свобода и принуждение.
В анархии есть свобода, но нет закона
и принуждения. В монархии есть закон и
принуждение, но нет свободы. Однако формам
государства Кант не придает особого значения.
Главное, считает он, - это методы властвования,
т.е. политический режим, а не форма правления.
Говоря о политическом режиме, Кант уделяет
внимание соотношению исполнительной
и законодательной власти. Если они объединены
в одном лице, то тогда наступит деспотия.
Наилучшей формой государства (как формы
правления) он считает конституционную
монархию, т.е. монархию, опирающуюся на
конституцию.
Таким образом, И. Кант в систематизированной
форме обосновал политическую доктрину
либерализма. Он считал либерализм учением,
единственно соответствующим разуму,
и подвел под него философско-этическую
основу.
Заключение
В учении И. Канта о
государстве и праве ярко отражается преломление
идей Великой французской революции. Показательны
взгляды Канта на всемирную историю, которая
тесно связана с его учением о государстве
и праве.
Учение Канта о праве
стало основой для нормативизма, оно исходит
из представления, что нормы права абсолютно
независимы от законов развития общественной
жизни и принципиально отличаются от них
по своему характеру, так как представляют
собой требования должного, в то время
как законы природы и общественной жизни
выражают необоснованность, в которой
воля человека бессильна.
С учением Канта тесно
связана теория правового государства,
так как Кант считал, что цели государства
являются обеспечением торжества права.
Государство должно подчиняться требованиям
конституции.
Характерным для учения
Канта о праве является противопоставление
легального и морального. Естественное
право у Канта разделяется на частное
и публичное. Частное - совокупность правовых
отношений в так называемом естественном
состоянии, где люди относятся друг к другу
только как индивиды. Публичное - правовые
отношения, существующие в государстве
между гражданами.
Кант определяет государство
как соединение большего (меньшего) числа
лиц под действием права. Таким образом,
Кант изображает государство как правовую
организацию. Цели государства, по Канту,
- не счастье граждан, а торжество идеи
права.
В основу классификации
форм правления Кант положил два признака:
число законодательных лиц; наличие (отсутствие)
разделения власти. По первому признаку
формы правления делятся на автократические,
аристократические, демократические.
По второму признаку: республиканские,
деспотические. Автократия - одна из лучших
форм. Демократия - худшая, так как наиболее
сложная форма правления.
Кант много работал
над темой «народ и власть».
Народ не имеет прав
сопротивляться высшей законодательной
власти. Государственная власть не может
иметь частную собственность, так как
иначе она могла бы забрать всю собственность
и уничтожить ее.
Кант утверждает, что
правомерны только оборонительные войны,
так как народы в них отстаивают свою независимость.
Он отрицает, что во время войны все дозволено
и считает необходимым запретить коварные
средства: шпионаж, тайные убийства. Война
не может быть сама по себе целью, но может
быть только средством для восстановления
мира народов.
Цель человечества
- стремление к миру.
Кант предлагал организовать
федерацию государств, в которых государственный
строй каждого государства должен быть
таким, в котором осуществлено разделение
власти.
Либеральные традиции
кантовского учения о правах и свободах
человека и гражданина, идеи Канта о правовом
государстве и правовом законе играли
и продолжают играть огромную роль в философии
права и в практике государственно-правовой
организации общества. В конституциях
большинства стран нашли отражение такие
основные принципы правовой государственности,
как верховенство права, неотчуждаемость
естественных прав и свобод, разделение
властей, взаимная ответственность личности
и государства. Особое значение имеют
эти ценности для государства (тем более
и для России), выбравшего демократический
правовой путь развития.
Список источников
и литературы
Источники
1. Кант И. Метафизика
нравов в двух частях // Кант
И. Критика практического разума.
СПб., 1995.
2. Кант И. Основы
метафизики нравственности // Кант
И. Соч.: В 6 т. Т. 4 (1). М., 1965.
Литература
3. Асмус В. Ф. Иммануил
Кант. - М.: Высшая школа, 2005.
4. Гулыга А. В. Немецкая
классическая философия. - М.: Рольф,
2001.
5. История правовых
и политических учений / Под ред.
О. Э. Лейста. - М.: Зерцало, 2006.
6. Кузнецов В. Н.Немецкая
классическая философия. - М.: Высшая
школа, 2001.
7. Нерсесянц В. С.
История правовых и политических
учений. - М., 2007.
8. Новгородцев П.И.
Кант и Гегель в их учениях
о праве и государстве. - СПб: Алетейя,
2000.
9. Мамут Л.С. Политические
и правовые учения в Германии
в конце XVIII - начале XIX в. - М.,1995.
10. Суслова Л. А. Философия
И. Канта. - М. Высшая школа, 1988.
11. Четвернин В. Современные
концепции естественного права.
М.: Наука, 1998.