Учение об идеях Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 15:27, контрольная работа

Краткое описание

Учение Платона об идеях. Заслугой Платона считается открытие нового яруса бытия – мира сверхчувственной, надфизической реальности, который впервые стал предметом философского анализа. Задачу философии Платон видел в том, чтобы узнать, как человек сам от себя, самостоятельно, может познать Бога. Может ли быть причиной бытия то, что нефизично? Платон убеждает, что любая вещь физического мира имеет свою высшую и последнюю причину, которая имеет метафизическую природу.

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 24.docx

— 44.17 Кб (Скачать файл)



 

 

 

Сенсуализм (субъективно – идеалистический, материалистический)

 

П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм

СЕНСУАЛИЗМ  - (от лат. sensus – восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятие – основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах»

 

Механический материализм

Метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (Г. Галилей, Ф.Бэкон, Т.Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза; французский материализм 18 в. – Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро

Философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление – свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы

VI. НЕМЕЦКАЯ  КЛАССИЧЕСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ (XVIII-XIX вв.)

 

Дуализм

Объективный дуализм

Субъективный дуализм

 

Термин введен Х. Вольфом. Один из крупнейших представителей – Р. Декарт

 

Философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал – духа и материи

 

Антропологический материализм

 

Антропологический материализм (Л.Фейербах)

Философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление  - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы

VII. СОВРЕМЕННАЯ  ЗАПАДНАЯ  ФИЛОСОФИЯ (ХХ в.)

 

Неопозитивизм

 

Дж. Беркли, Д. Юм. К неопозитивизму примыкал ряд представителей философии науки (Ч. Моррис, П. Бриджмен)

 

Отвергая возможность философии как теоретического познания мировоззренческих проблем, противопоставляет науку философии. Свою задачу видит в разработке метода логического или лингвистического анализа знания (или языка – научного, философского, обыденного)

 

Экзистенциализм

 

Идейные истоки – учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А.. Камю)

 

Центральное понятие – экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования – забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенция как корень  своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание., сметь)

 

Психоанализ

 

Развитое З. Фрейдон в кон. 19 – нач. 20 вв.

В основе психотерапии – анализ вытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и т. п. Психическая структура личности в психоанализе: бессознательное «Оно» (область влечений); сознательное «Я», сдерживающее импульсы «Оно» посредством различных защитных механизмов; «Сверх-Я» (область социальных норм и нравственных установок)

 

Прагматизм

 

Возник в 70-х гг. 19в. В США; основные идеи высказал Ч. Пирс, доктрину разрабатывали У. Джеймс, Дж. Дьюи, Ф. К. С. Шиллер, Дж. Г. Мид

Философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты познания, с точки зрения прагматизма формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление – средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории – инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность

 

Постмодернизм

Новации постмодернизма отмечены сильным влиянием философии структурализма и «новой критики» (Р. Барт, Ж. Деррида, М. Фуко, Ю. Кристиева, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, философское наследие М.М. Бахтина и др.

Совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960 –е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции  модернизма и авангарда

VIII.    РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ  в ХIX–XX вв.

 

 

Западники

Главные представители: П. В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, И.С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин и др. Сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник, русский вестник». Крайне левое крыло западников – А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н. П. Огарев (до кон. 1840-х гг.)

Представители одного  из направлений русской общественной мысли 1840-50 гг. Считали историю России частью общемирового  исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей, сторонники реформ и конституционного преобразования государственного строя

 

 

 

 

Славянофилы

Главные представители: И. С. И К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А.С. Хомяков, В.А. Черкасский и др. Близким к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А.А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др

Представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50х гг. 19 в.; выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати  и.т.п.

 

 

Христианский социализм

Возник в 1-й пол. 19в. В числе родоначальников – Ф. Ламенне (Франция), Ф.Д. Морис, Ч. Кингсли (Великобритания)

Направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску

 

 

Русский космизм

 

 

Учение Н.Ф. Федорова

 

В более узком смысле – художественные направления, опирающиеся на такого рода философию и близкие символизму (см. «Амаравелла») либо непосредственно связанные с мотивами научной фантастики или реальной космонавтики; непосредственно примыкают к более свободному жанру фэнтези


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Воронин А.А. Техника  и мораль // Вопросы философии. – 2004. – №10.

2. Горохов В.Г. Основы философии  техники и технических наук: учебник  для студентов и аспирантов. –  М.: Гардарики, 2007. – 335 с. 

3. История  философии:    учебник    для    вузов/ од  ред.  В.П.  Кохановского.– Ростов на Дону: Феникс, 1999. – 464 с.

4. Лосев  А.Ф.  Эрос у  Платона // Вопросы философии.– 1988. – № 12.

5. Мень А.  История  религии: В поисках Пути, Истины и Жизни.  В  7 тт.  Т.4.  Дионис, Логос, Судьба. – М.: Слово, 1991. – 271 с.  –   Часть 5.

6.Ортега-и-Гассет  Хосе  (Испания).  Размышления  о  технике  //  Вопросы философии. –1993. – №10. –С.67-77.  7. Основы философии в вопросах и ответах. /Под ред. Е.Е.Несмеянова.– Ростов на Дону: Феникс, 2002.

8.  Розин  В.М.  Философия  техники:  культурно-исторические  реконструкции развития // Вопросы  философии. – 1996. – №3. – С.19-28.     

9. Соловьев В.С. Жизненная  драма Платона /  В.С. Соловьёв  Сочинения в 2-х томах. Т.2. – М.: Мысль, 1988. – 822 с. – С. 582-625.

10. Соловьев  В.С.  Русская  идея /  В.С.   Соловьев Сочинения  в  2-х   томах. Т. 2.– М.: Правда, 1989. – 736 с.

11. Философия: учебное пособие  для вузов (Изд. 2-е, переработанное и дополн.). Ростов н / Д.: Феникс, 2001.– 576 с.

12. Чанышев   А.Н.  Философия  Древнего  мира  (история  философии): учебник  для вузов.  М.: Высшая школа, 2003. – 703 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Учение об идеях Платона