Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 11:11, контрольная работа
Целью работы является систематизированное изучение философских взглядов Платона. Для этого необходимо реализовать следующие задачи:
-Изучить учебную и научную литературу по избранной теме;
- рассмотреть учение об «идеях»;
- описать концепцию знания как анамнезиса или «воспоминания»;
- охарактеризовать платоновскую диалектику;
- рассмотреть учение Платона о государстве.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. УЧЕНИЕ ОБ «ИДЕЯХ»………………………………………….………..5
1.1. Жизнь Платона
1.2. Учение Платона об идеях
2. КОНЦЕПЦИЯ ЗНАНИЯ КАК АНАМНЕЗИСА, ИЛИ «ВОСПОМИНАНИЯ»……………………………………………………...14
3. ПЛАТОНОВСКАЯ ДИАЛЕКТИКА. СВЯЗЬ ИДЕАЛЬНОГО И ЧУВСТВЕННОГО МИРОВ………………………………………………..18
3.1. Диалектика Платона
3.2. Диалектика и чувственный мир
4.УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ…………………………………………….20
4.1. Учение Платона об обществе и государстве
4.2. Формы государства
4.3. Идеальное государство
4.4. Добродетели в государстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...26
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ………………………………………….27
По Платону, в предметах чувственного мира не только противоположное переходит в противоположное, но и в одной и той же вещи в одно и то же время совмещаются противоположные качества, притом не случайно, а необходимым образом.
Но противоположности могут сосуществовать и совмещаться – таково убеждение Платона – только для мнения, только для низшей части души, направленной на познание истинно сущих «видов», или «идей», верховным законом будет закон запрещающий мыслить совмещение противоположных утверждений об одном и том же предмете.
«Диалектический метод» Платона есть в сущности метод последовательного сведения понятий в высшие роды и разделения родов на входящие в них низшие видовые понятия.13
Все эти разъяснения Платона ясно обнаруживают насколько далека платоновская «диалектика» от современной. «Диалектика» Платона – важный этап в развитии логики, в развитии учения о категориях, о родах и видах понятий, о методах определения, индукции и деления понятий, но она ни в малейшей степени не есть учение о развитии через противоположности. Система Платона не знает вовсе никакой истории, никакого развития, кроме цикличности и противоречия уже бывшего.
4. УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ
4.1.Учение Платона об обществе и государстве
Теория идеального государства полнее всего представлена Платоном в „Государстве”14 и развита в „Законах”. Истинное политическое искусство есть искусство спасения и воспитания души, а потому Платон выдвигает тезис о совпадении истинной философии с истинной политикой. Только если политик становится философом (и наоборот), можно построить подлинное государство, основанное на высшей ценности Правды и Блага. Построить Город-Государство означает познать до конца человека и его место в универсуме.
В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и государство. Платон менее всего похож на аналитического мыслителя, равнодушного к явления общественной жизни и политическим убеждениям.
Общественно-политическим вопросам Платон посвятил два наиболее обстоятельных своих произведения: «Государство» и «Законы».15 В «Государстве» учение об обществе разработано в тесной связи с центральным учением платоновского идеализма – с теорией «идей», и несет на себе печать ригоризма и непреклонности: идеальное сурово противопоставлено как образец и как норма должного эмпирической действительности.
Идеальному типу Платон противопоставляет отрицательный тип общественного устройства. В нем главным двигателем поведения людей оказываются материальные заботы и стимулы. По мнению Платона все существующее государства принадлежат к этому отрицательному типу.
4.2. Формы государства
Отрицательный тип государства выступает в четырех формах: тимократия, олигархия, демократия и тирания. В сравнении с идеальным государством, каждая из этих форм есть последовательное ухудшение или извращение формы идеальной.
Первой во времени из этих форм вступила тимократия, т.е. власть основанная на господстве честолюбцев. С первыми признаками упадка возникает страсть к обогащению и стремление к стяжательству. В тимократии первоначально сохранялись черты совершенного строя.
Переход от тимократии к олигархии – господству немногих над большинством. Это правление основывается на переписи и на оценке имущества, так что в нем властвуют богатые, а бедные не имеют участия в правлении. В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества. Чтобы каждый член общества «делал свое» и притом «только свое» дело. В олигархии, во-первых, часть членов общества занимается самыми различными делами – и земледелием, и ремеслом, и войной. Во-вторых, в олигархии право человека на полную распродажу накопленного им самим имущества приводит к тому, что такой человек превращается в бесполезного члена общества.
Дальнейшее развитие олигархии приводит к еще более худшей форме государственного устройства – к демократии. Это власть и правление большинства, но правление в обществе, в котором противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее.
Наихудшей формой отклонения от идеального государства Платон признал тиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта власть, подобно и всем остальным, как вырождение предшествующей ей формы.16
4.3. Идеальное государство
Всем формам государства Платон противопоставляет утопию, проект наилучшего государственного правления. Этим государством руководят как в олигархии немногие, но этими немногими могут стать только лица, действительно способные хорошо управлять государством: во-первых в силу природных задатков и одаренности, во-вторых, в следствие долголетней предварительной подготовки. Основным принципом идеального государства Платон считает справедливость. Каждому гражданину государства справедливость отводит особое занятие и особое положение.
Основная мысль Платона в утверждении, что потребности граждан, составляющих общество, разнообразны, способность каждого отдельного человека к удовлетворению этих потребностей ограничена.17
4.4. Добродетели в государстве
Наисовершеннейшее по своему строю, благое государство обладает четырьмя главными добродетелями: мудрость, мужеством, сдерживающей мерой, справедливостью.
«Мудрость» – доблесть, принадлежащая не множеству ремесленников, а немногим – философам. Только философы должны быть правителями, и только при правителях-философах государство будет благоденствовать.
«Мужество» – свойственно небольшому кругу лиц, хотя в сравнении с мудрыми этих лиц больше.
«Доблесть» в совершенном государстве есть качество уже не особого или отдельного класса, а принадлежит уже всем членам общества.
Наличие «справедливости» подготавливается и обуславливается «сдерживающей мерой». Благодаря справедливости каждый разряд в государстве и всякий отдельный человек получает для исполнения свое особое дело.
В государстве три разряда граждан: правители, воины, работники; они составляют одно гармоничное целое.18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В истории философии Платон признается одним из величайших мыслителей древности. Несмотря на то, что философское наследие Платона является предметом изучения и толкования на протяжении более двух тысячелетий, оно до сих пор привлекает внимание исследователей-платоноведов своей неповторимостью и глубиной.
Наиболее значительное достижение Платона – это создание одной из фундаментальных философских систем – философского идеализма. Идеалистическая линия развития философии признает Платона своим родоначальником.
Философская система Платона представляет собой всеобъемлющее учение о мире и человеке, вырастающее из проблем земного и внеземного существования бессмертной человеческой души. В ее бессмертии находит объяснение способность души постигать точное, прекрасное и вечное, имея в опыте только неопределенное, несовершенное и преходящее. Из платоновской философии вошло в культурный обиход человечества не только понимание идеи как идеала, представляющего собой ключ бытия и познания. Идеализм Платона – идеализирующее учение. Прежде всего Платон идеализирует познавательную деятельность человека. По мнению Платона, главное в познании – усмотрение перспективы движения к совершенству. Сущность человека, согласно учению об идеях, заключается в безостановочном устремлении к познанию совершенства бытия, своего
собственного совершенства и своего идеала, и тем самым к самоусовершенствованию.
Гносеологическое учение Платона нашло высокую оценку у потомства и было усвоено в основных своих моментах последующим развитием философии.
Платон понимает идею как идеал, который представляет собой, т. к. идеи и вещи получают смысл лишь при их приближении к совершенству верховной идеи блага. В его философских диалогах запечатлены все наиболее важные стороны учения об идеях Платоновская идеалистическая диалектика явилась существенным этапом в истории древнегреческой диалектической мысли.
Как в жизни, так и в учении Платона проявилась цельность его личности: в ней соединяется множество стремлений, и она представляется благодаря этому связанной со всеми духовными силами своего времени.
Душа платоновского идеализма – учение о благе.19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альбин. Учебник платоновской философии. Платон. Диалоги. – М.: Мысль, 1986.
2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1979.
3. Асмус В.Ф. Платон. – М., 1975.
4. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1976.
5. Жизнь Платона. - В кн.: Диоген
Лаэртский. О жизни, учениях и
изречениях знаменитых
6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М.: Искусство, 1969. – т. II.
7. Лосев А.Ф., Тахо-Годин А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.
8.Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона – М.: Мысль, 1988.
9. Платон. Менон. Собрание сочинений в 4 т. Т.1.- М.: Мысль, 1990
10.Платон. Государство. – М.: Директ-Медиа, 2002.
11.Платон. Собр.соч. в 4-х томах. Том 2., стр.7 - 81.-- М.:"Мысль", 1993
12.Платон. Законы. – М.: Мысль, 1999.– 832с.
13. Рассел Б. История западной философии. – Ростов н/Д., 1998.
14. Сборник: история философии. – М., 1991.
15 Спиркин А.Г. Философия. Издание Второе. М., 2002.
16Таранов П. С. Анатомия мудрости. 120 философов. Жизнь. Судьба. Учение. В двух томах. Том 1-М.:2002.-389с
17 Троепольский А.Н. Онтология и теория познания. Часть III. Гносеология. – 18Калининград: Изд-во КГУ, 2002.
18. Философия: Учебник. Отв. редакторы: Губин В.Д. и др. М., 2001.
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Верным суждением относительно связи философии и мировоззрения является следующее…
- «философия – это тип мировоззрения»;
- «философия и мировоззрение – это одно и то же»;
- «философия шире мировоззрения»;
«философия и мировоззрение существуют независимо друг от друга».
Правильный ответ: - «философия – это тип мировоззрения».
2. Разделом философии не является…
-этика;
-логика;
-онтология;
-искусствознание
Правильный ответ: - искусствознание.
3. Поиск и нахождение всеобщих оснований бытия считается предметом.
-философии;
-мифологии;
-истории;
-искусства.
Правильный ответ: - философии.
4. Философское учение о познании называют…
- метафизикой;
- философской антропологией;
- онтологией;
- гносеологией.
Правильный ответ: - гносеологией.
5. Философское учение о ценностях и их природе называется….
- теологией;
- аксиологией;
- онтологией;
- гносеологией.
Правильный ответ: - аксиологией.
6.Философия отличается от религии тем, что она….
- исследует проблему смысла жизни человека;
- является теоретической формой освоения мира человеком;
- является формой мировоззрения;
- вырабатывает определенную
Правильный ответ: - является теоретической формой освоения мира человеком.
7. До середины XIXв. Царило общее убеждение, что философия…
- царица наук;
- служанка религии;
- бесполезная мудрость;
- рабыня наук.
Правильный ответ: - царица наук.
1 Таранов П. С. Анатомия мудрости. 120 философов. Жизнь. Судьба. Учение. В двух томах. Том 1-М.:2002.-389с
2 Жизнь Платона. - В кн.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: 1986. С.415.
3 Рассел Б. История западной философии. – с. 170
4 Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1976 – 544 с.
5 Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1976 – 544 с.
6 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М.: Искусство, 1969. – т. II.
7 Асмус В. Платон. - стр.83
8 Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона – М.: Мысль, 1988.
9 Платон. Собр.соч. в 4-х томах. Том 2., стр.7 - 81.-- М.:"Мысль", 1993
10 Платон. Менон. Собрание сочинений в 4 т. Т.1.- с. 589 -595
11 Платон. Государство. – М.: Директ-Медиа, 2002. – 635 c.
12 Платон. Менон. Собрание сочинений в 4 т. Т.1.- с. 589
13 Лосев А.Ф., Тахо-Годи. Платон. Аристотель.- стр. 176.
14 Платон. Государство. – М.: Директ-Медиа, 2002. – 635 c.
15 Платон. Законы. – М.: Мысль, 1999.– 832с.
16 Платон. Государство. – М.: Директ-Медиа, 2002.
17 Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1976 – 544 с.
18 Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1976 – 544 с.
19 Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона – М.: Мысль, 1988.