Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:31, контрольная работа
Цель данной работы изучить и теоретически обосновать философское направление «Феноменология».
Поставленная цель определила следующие задачи:
- раскрыть сущность феноменологии;
- охарактеризовать общие принципы феноменологии, а именно: предмет, проблему сознания в феноменологии, а так же интенциональность, время и бытиё;
- сделать выводы.
Введение………………………………………………………………………..…3
1. Феноменология………………………………………………………………...5
1.1 Предмет феноменологии……………………………………………....5
1.2 Проблема сознания. Различие психических и физических феноменов…………………………………………………………………………7
2. Интенциональность, значение, предмет…………………………..………....11
3. Время и истина………………………………………………………………..15
4. Интерсубъективность и историчность………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….20
Библиографический список……………………………………………………..22
Российский государственный
торгово-экономический университет
Омский
институт (филиал)
Контрольная работа по курсу «Философия»
по
теме: «Феноменология»
Выполнила:
студентка 2 курса з/о ФУП
№ зачётн. книжки М-09-34
Ф.
И. О. Тараненко А.М.
Проверил:
д.ф.н., профессор
Денисов
Сергей Федорович
Омск
– 2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Феноменология……………………………………………
1.1
Предмет феноменологии……………………………………………
1.2
Проблема сознания. Различие психических
и физических феноменов……………………
2. Интенциональность, значение, предмет…………………………..………....11
3. Время
и истина…………………………………………………………
4. Интерсубъективность и историчность………………………………………17
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список……………………………………………………..22
Введение
Феноменология – направление в философии ХХ века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделения в нём сущностных идеальных черт[2, с. 98].
Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад к самим вещам!», который противопоставляется распространённым в то время призывам «Назад к Канту!», «Назад к Гегелю!», и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем и философии, подобных гегелевской, а так же от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля – опыту к познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как
« трансцендентальное я», и чистое «смыслообразование» (интенциональность).
Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще[1, C. 50]. Такой наукой должна стать феноменология.
Феноменология исследует и приводит в систему априорное в сознании; сводя априорное к «последним… сущностным необходимостям», она тем самым задаёт основные понятия наукам[1, с. 88]. Задача феноменологии — «в познании полной системы образований сознания, конституирующих» (имманентно) объективный мир[1, с. 134]
Цель данной работы изучить и теоретически обосновать философское направление «Феноменология».
Поставленная цель определила следующие задачи:
- раскрыть сущность феноменологии;
- охарактеризовать общие принципы феноменологии, а именно: предмет, проблему сознания в феноменологии, а так же интенциональность, время и бытиё;
- сделать
выводы.
1. Феноменология
1.1 Предмет
феноменологии
Человеческое бытие раскрывается как бытие в мире с другими, как сознание и самосознание, как любовь и ненависть, как познание и художественное творчество, как воля и желание, страх и совесть, свобода и смерть, как духовное и телесное, как трагическое, комическое и ничтожное бытие. Эти фундаментальные феномены и их иерархия — предмет феноменологии, или феноменологической философии.
Основной принцип феноменологии — «к самим вещам», что означает: преодолеть предрассудки и предвзятые мнения, освободиться от привычных установок и навязываемых предпосылок, отстраниться от методологических шаблонов и клише и обратиться к первичному, изначальному опыту сознания, в котором вещи предстают не как предметы уже имеющихся теорий, точек зрения, установок, не как нечто, на что мы смотрим глазами других, но как нечто, что само раскрывается перед нами в первичном опыте. «Сами вещи» раскрываются нам, когда мы раскрываемся им навстречу, когда мы не мешаем им предстать пред нами такими, каковы они суть — так же как другой человек раскрывает себя нам, когда мы внимаем ему, а не оцениваем его, когда мы лишены предвзятости и обретаем особую настроенность, меняя наши привычные, обыденные установки.
Феноменология предлагает изучать человеческую субъективность для того, чтобы четко различить, что же принадлежит нашему сознанию, а что — предмету. В этом аспекте феноменология — это антикантианское направление, хотя в некоторых других пунктах можно найти определенное сходство.
Лишь описание, с одной стороны, предмета, или вещи (опять-таки в самом широком смысле), а с другой стороны, постигающей эту вещь субъективности, может нам дать доступ к «самой вещи». Поэтому в основе феноменологического метода — описание, но не конструкция или воображение[5, с. 182].
В
академическом плане
Основатель
феноменологии — Эдмунд Гуссерль,
непосредственные предшественники —
Франц Брентано и Карл Штумпф. Феноменология
— это не замкнутая философская школа,
но широкое философское движение, в котором
уже в ранний период возникают тенденции,
несводимые к философии Гуссерля — учения
М. Шелера и М. Хайдеггера; работы мюнхенской
группы феноменологов (И. Дауберт, А. Райнах,
А. Пфэндер и др.). Эволюцию феноменологии
характеризуют, во-первых, применение
феноменологического метода в психологии
(А. Пфэндер, В. Шапп) и психиатрии (Л. Бинсвангер,
В. Франкл), этике (М. Шелер и Д.Ф. Гильдебранд),
эстетике (М. Гайгер, Р. Ингарден, М. Дюфрен),
праве и социологии (А. Райнах, Э. Штамп,
А. Шюц), философии религии (М. Шелер, К.
Ставенхаген, Ж. Херинг), онтологии (А. Райнах,
X. Конрад-Мартиус, Р. Ингарден, Е. Финк),
философии математики и естествознания
(О. Беккер), истории и метафизике (Л. Ландгребе),
во-вторых, влияние на экзистенциализм,
пер сонализм, герменевтику и другие философские
течения, в-третьих, широкое распространение
после Второй мировой войны в Европе и
Америке, а также в Австралии, Японии, Китае
и некоторых других странах Азии. В России
быстрое распространение идей Гуссерля
в им чале XX в. (одним из непосредственных
учеников Гуссерля был Г.Г. Шпет) было обусловлено
определенной традицией философии со
знания в русской философии XIX в., которая
затем была прервана по политическим причинам
в начале 1920-х гг. С 1960 г. вновь появляются
аналитические работы по феноменологии
и переводы феноменологических текстов[3,
C.156].
1.2 Проблема
сознания. Различие психических и физических
феноменов
Сознание
— это нечто нам
Проблему сознания можно считать одной из традиционных философских проблем — об этом говорит, например, трактат Аристотеля «О душе», и вместе с тем это сравнительно новая проблема. Лишь во второй половине XIX в. с возникновением современной психологии и феноменологии проблема сознания выделяется из теории познания.
Как особая и основная проблема философии и психологии проблема сознания была поставлена только немецким философом Францем Брентано (1838—1917) в его основной работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874).
В
феноменологии впервые был
Основой основ философского метода Брентано считает описание и разделение: он не ищет общего определения феномена (у Брентано термины «феномен» и «явление» равнозначны, однако в определенном контексте, как мы увидим далее, их можно различать), но сразу же разделяет феномены на два класса — психические и физические.
Брентано ставил своей целью провести резкое, радикальное различие между психическими и физическими феноменами. Это различие он полагал в основу классификации наук: предмет психологии — психические феномены, предмет естественных наук — физические. Отсюда разница в методах, в способах исследования. Брентано полемизировал с Э. Махом, который развивал позитивистскую точку зрения — между психическим и физическим нет принципиальной разницы. Все зависит от точки зрения: свет, изучаемый в аспекте его источника, — это физическое явление, а свет, воздействующий на сетчатку глаза, — психическое. Согласно Маху, и методология этих наук должна быть общей. Брентано решительно возражал, проводя различие между психическими и физическими феноменами, и это явилось отправной точкой феноменологии.
Приведя
примеры психических и
Несмотря на всю важность указанных критериев: 1) психически феномены или сами суть представления, или имеют представления в качестве своей основы; 2) источник знания о психических феноменах — внутреннее восприятие (соответственно, о физических феноменах — внешнее), все же основной признак психических феноменов это интенциональность, смысловая направленность на предметы, вещи, ситуации (на предметность в самом широком смысле). Брентано ввел в современную философию термин средневековой философии «интенция», или «интенциональное существование». Каждый психический феномен, т.е. акт сознания, характеризуется направленностью на содержание: в представлении нечто представляется, в суждении нечто признается или отвергается, в любви — любится, в ненависти - ненавидится, в желании — желается. На первый взгляд кажется, что такое определение интенциональности тривиально и тавтологично.
Обратим,
однако, внимание на то, что, во-первых,
это нечто может быть одним
и тем же предметом, а во-вторых,
вообще может не существовать. Если
предмет, который представлен, о котором
высказано суждение, к которому мы так
или иначе эмоционально относимся, один
и тот же, то это означает, что наши различные
акты сознания не зависят от предмета
и не являются его «субъективным образом»,
как это считается в теории отражения.
Тем более, когда предмет не существует,
когда мы один предмет принимаем за другой.
Такие аргументы выдвигал Брентано и вслед
за ним Гуссерль. И хотя эти аргументы
могут быть подвергнуты критике, все же
они оказались необходимыми для открытия
такой сферы исследования, как сознание
и способ человеческого бытия в мире. Если
Брентано сосредоточился на различии
акта сознания и его содержания, то Гуссерль
в силу своих исходных научных интересов
(статус математических объектов, предмет
логики, сущность теоретического знания
вообще) в ходе анализа понятия «содержание»
провел различие между содержанием как
смыслом, или значением (у Гуссерля — это
синонимы), и содержанием как предметом.