РЕФЕРАТ
по дисциплине «Современные
философские концепции»
на тему «Феноменология»
Оглавление
Введение
Феноменология - (от
древнегр. phainomenon - являющийся) - одно из
направлений философии ХХ в., связанное
прежде всего с именами Эдмунда Гуссерля
и Мартина Хайдеггера.
Специфика феноменологии как
философского учения состоит в отказе
от любых идеализаций в качестве исходного
пункта и приятии единственной предпосылки
- возможности описания спонтанно-смысловой
жизни сознания.
Основная идея феноменологии
- неразрывность и в то же время взаимная
несводимость, нередуцируемость сознания,
человеческого бытия, личности и предметного
мира.
Основной методологический
прием феноменологии - феноменологическая
редукция - рефлексивная работа с сознанием,
направленная на выявление чистого сознания,
или сущности сознания.
Феноменология разработала
свою оригинальную концепцию времени.
Время рассматривается здесь не как объективное,
но как временность, темпоральность самого
сознания. Гуссерль предложил следующую
структуру темпорального восприятия:
1) теперь-точка (первоначальное впечатление);
2) ретенция, то есть первичное удержание
этой теперь-точки; 3) протенция, то есть
первичное ожидание или предвосхищение,
конституирующее "то, что приходит".
Время в феноменологии - основа
совпадения феномена и его описания, посредник
между спонтанностью сознания и рефлексией.
Феноменология разработала
также свою концепцию истины.
В. И. Молчанов пишет по этому
поводу: "Гуссерль называет истиной,
во-первых, как саму определенность бытия,
то есть единство значений, существующее
независимо от того, усматривает ли его
кто-либо или нет, так и само бытие - "предмет,
свершающий истину". Истина - это тождество
предмета самому себе, "бытие в смысле
истины": истинный друг, истинное положение
дел и т.д. Во-вторых, истина - это структура
акта сознания, которая создает возможность
усмотрения положения дел именно так,
как оно есть, то есть возможность тождества
(адеквации) мыслимого и созерцаемого;
очевидность как критерий истины является
не особым чувством, сопровождающим некоторые
суждения, а переживанием этого совпадения.
Для Хайдеггера истина - это не результат
сравнения представлений и не соответствие
представления реальной вещи; истина не
является и равенством познания и предмета
[...]. Истина как истинное бытие укоренена
в способе бытия человека, которое характеризуется
как раскрытость [...]. Человеческое бытие
может быть в истине и не в истине - истинность
как открытость должна быть вырвана, похищена
у сущего [...]. Истина по существу тождественна
бытию; история бытия - история его забвения;
история истины - это история ее гносеологизации".
В последние десятилетия феноменология
обнаруживает тенденцию к сближению с
другими философскими направлениями,
в частности с аналитической философией.
Близость между ними обнаруживается там,
где идет речь о значении, смысле, интерпретации.
1. Происхождение
феноменологии
Сам термин «Феноменология»
использовался еще Кантом и Гегелем. В
частности, последний в 1807 году опубликовал
труд «Феноменология духа», в котором
давалось происхождение диалектики, объяснялся
принцип абсолютного идеализма: «господство
мирового разума в мире, абсолютной идеи,
которая в своем поступательном развитии
порождает окружающую действительность»1. Рассматривая исторически
весь путь сознания, Гегель показал необходимость
его развития.
В XIX в. и даже ранее термин "феноменология"
имел самые различные значения. Со времени
использования этого термина Гуссерлем
с начала XX в. он стал употребляться и как
феноменологический метод создания философии,
и как любой описательный метод изучения
данной темы.
Как отмечает А.Н. Суворова,
«… первые же шаги феноменологической
философии связаны с именем Э.Гуссерля
- математика, логика, философа, и выросли
непосредственно из Психологического
Мюнхенского Союза, работавшего в самом
начале ХХ века. По образцу мюнхенского,
создается философский клуб в Геттингеме.
В 1910-1912 годах Гуссерль закладывает фундамент
истории феноменологии, а с 1939 года в Бельгии,
куда были вывезены основные рукописи
Гуссерля и создан гуссерлевский архив,
начинает издаваться "Гуссерлиана",-
полное собрание сочинений философа с
комметариями»2.
Он развил "чистую феноменологию"
- процедуру, основывающуюся на исследовании
содержания собственного сознания субъекта.
Его метод требовал исключения всех предположений
о внешних причинах и результатах их содержания.
Цель этого метода - прояснение существенной
природы ментальных актов и тем самым
истин, которые являются источниками человеческого
знания. А в двухтомных «Логических исследованиях»
Гуссерль «… наметил принципиальную установку
на очищение научного исследования от
всякого рода неявных предпосылок, тех
предпосылок, что носят метафизический
характер. Чтобы достичь бесспорных основ
знания, Гуссерль стремится сделать предмет
науки нейтральным для познания, феноменологически
очищенным - вот принцип феноменологической
установки, или феноменологической редукции.
(Здесь очевидно влияние на Гуссерля Р.Декарта
и старшего современника - Р.Авенариуса.)»
По мнению В.И. Молчанова, «…
философия Канта… оказала громадное влияние
на последующую философию. <…> Не являются
здесь исключением и философские учения
Гуссерля и Хайдеггера — основных представителей
феноменологической философии»3.
Феноменология Гуссерля была
в значительной степени подвержена влиянию
Франца Брентано, его учителя по университету
в Вене.
Ситуация Германии накануне
и во время Второй мировой войны исключила
Гуссерля - еврея по национальности - из
философских дискуссий вплоть до середины
1950-х. Первыми его читателями оказались
монах-францисканец и философ Ван Бреде
- основатель первого Архива Гуссерля
в Левене (1939), а также Мерло-Понти, Сартр,
Рикер, Левинас, Деррида. Перечисленные
философы находились под сильным влиянием
феноменологии, и отдельные периоды их
творчества могут быть названы феноменологическими.
К наиболее интересным феноменологам
или феноменологически ориентированным
философам можно отнести: Хайдеггера -
ученика Гуссерля, использовавшего феноменологический
метод как "способ подхода к тому и способ
показывающего определения того, что призвано
стать темой онтологии", "Геттингенскую
школу феноменологии", первоначально
ориентированную на феноменологическую
онтологию (А. Райнах, Шелер), представители
которой, совместно с "Мюнхенской школой"
(М. Гайгер, А. Пфендер) и под руководством
Гуссерля основали в 1913 "Ежегодник по
феноменологии и феноменологическому
исследованию", открытый программным
произведением Гуссерля "Идеи к чистой
феноменологии и феноменологической философии",
в котором выходили уже названные произведения
Шелера и Хайдеггера; Э. Штайн, Л. Ландгребе
и Э. Финка - ассистентов Гуссерля; а также
польского феноменолога эстетики Р. Ингардена,
чешского феноменолога, борца за права
человека Ж. Паточку, американских социологически
ориентированных феноменологов Гурвича
и Шюца; русских философов Шпета и Лосева.
2. Основные
термины феноменологии
Феномен
Кант различает феномены и ноумены.
Под феноменом Кант подразумевает явления,
под ноуменом - не вещи-в-себе, которые
непознаваемы, но реально существуют,
а то, что реально не существует, но умопостигаемо.
Гуссерль называет феноменом
«явление предмета в сознании» или сам
процесс такового «явления предметом
себя» в сознании. «Всякий феномен имеет
свою собственную интенциональную структуру,
анализ которой показывает, что она есть
постоянно расширяющаяся система индивидуально
интенциональных и интенционально связанных
компонентов»4.
Интенциональность
Понятие интенциональности,
заимствованное Гуссерлем в философии
своего учителя Брентано, который, в свою
очередь, заимствовал его у средневековых
схоластов, и переосмысленное в ходе второй
части «Логических исследований», является
у Гуссерля одним из ключевых понятий
феноменологии. В исследовании интенционального
сознания акцент перенесен с «что», или
«выносимого за скобки» бытия предмета,
на его «как», или многообразие способов
данности предмета.
Наполнение интенции бытийным
содержанием Гуссерль называет истиной,
а ее переживание в суждении - очевидностью.
Понятие интенциональности и интенционального
сознания связываются в феноменологии
Гуссерля первоначально с задачей обоснования
знания, достижимого в рамках некой новой
науки или наукоучения.
Понятие интенциональности
характеризует психические феномены.
По мысли Гуссерля, сознание характеризуется
направленностью на предмет. Оно всегда
направлено на что-то, является "сознанием...
о". Это отношение сознания зависит
от него самого, а не от предмета, то есть,
направленность сознания определяется
его типом. Главное в интенциональности
– момент соотнесенности сознания к объекту.
Эта интенциональность всегда присутствует
в акте сознания, переживания, независимо
от того, существует ли объект, или нет.
Эпохэ
«Наше универсальное
эпохэ заключает, как мы говорим, мир в
скобки, исключает мир (который просто
здесь есть), из поля субъекта, представляющего
на его месте так-то и так-то переживаемый-воспринимаемый-вспоминаемый-выражаемый
в суждении-мыслимый-оцениваемый и пр.
мир как таковой, "заключенный в скобки"
мир. Является не мир или часть его, но
"смысл" мира. Чтобы войти в сферу
феноменологического опыта, мы должны
отступить от объектов, полагаемых в естественной
установке, к многообразию модусов их
явлений, к объектам "заключенным в
скобки".»
Как полагает А.Н. Суворова,
«…необходимо очистить вещь от характеристик,
привнесенных познанием. Девиз "Возвращение
к предметам" означает в гносеологическом
плане воздержание от ноэмы, воздержание
от суждений о свойствах предметов,- это
и есть знаменитое эпохе Гуссерля...»
Горизонт
Работа Гуссерля в области описания
интенционального сознания приводит его
к таким новым понятием или моделям этого
сознания, как внутреннее время-сознание
и сознание-горизонт. Внутреннее время-сознание
- это предпосылка понимания сознания
как потока переживаний. Исходным моментом
в этом потоке является точка "теперь"
настоящего времени, вокруг которой - в
горизонте сознания - собраны только-что-бывшее
и возможное будущее. Сознание в точке
"теперь" постоянно соотнесено со
своим временным горизонтом. Эта соотнесенность
позволяет воспринимать, вспоминать и
представлять нечто только возможное.
По мнению А.Н. Суворовой, «…
горизонт означает точку, из которой временит
будущее, следовательно, горизонт - это
уже не точка, а основание будущего. Жизненный
мир и горизонт - формы актуальностей,
в которых сконцентрированы формы будущности.
Очень упрощенно можно различить жизненный
мир и горизонт как актуально-пространственный
и актуально-временной аспекты жизнепереживания,
как интерсубъективные (пространственные
и временные, соответственно), условия
встречи сознания с предметом»5.
Конституирование
Понятие конституирования -
еще одно важнейшее понятие феноменологии.
Источником конституирования центров
свершений актов сознания является «Я».
Предмет, явленный сознанию
в многообразии способов его данности,
обретает в процессе конституирования
свое содержание или бытие. "Нечто"
явления или феномена превращается в конкретность
вещи.
Ноэма
и Ноэзиз
Ноэзис и ноэма (греч. «мышление»
и «акт мышления» соответственно) - понятия,
фиксирующие модус процессуальности интенциального
сознания (ноэзис как "я мыслю") и
объективное содержание мышления (ноэма
как конституированный в мышлении объект).
Эти понятия были введены в оборот Платоном.
Аристотелем мышление трактовалось как
комбинаторика ноэм, а истина как их адекватное
сочетание. В феноменологии Гуссерля «ноэзис»
и «ноэма» стали обозначать понятийные
структуры, посредством которых сознание
анализируется, исходя из его существенных
структурных моментов. Ноэзис является
моментом интенционального свершения
актов сознания или способом данности
предмета. Он содержит два компонента:
компонент ощущения и компонент смыслообразования.
Ноэма представляет собой интенциональный
коррелят ноэзиса. Она фиксирует наполнение
интенции содержанием восприятия. Это
содержание или бытие предмета является
идентичным в многообразии способов данности
предмета или в множестве конкретных ноэтических
переживаний.
Единство ноэмы и ноэсиса определяется
синтезирующей деятельностью сознания,
при которой целостность предмета обеспечивается
целостностью сознания.
Как считает А.Н. Суворова, «…
«Значение предмета" в понимании Гуссерля,
т.е. как "смысл предмета", есть "ноэма"…
т.е. мысленное содержание о предмете,
или, другими словами, предметное содержание
мысли.»6
Жизненный
мир
Понятие мира, первоначально
в форме "естественного понятия мира",
а затем, как "жизненный мир", является
отдельной темой феноменологии. К этой
теме обращались Хайдеггер (бытие-в-мире
и понятие мирности мира), Мерло-Понти
(бытие-к-миру), Гурвич с его проектом мира
доксы и эпистемы, Шюц с его проектом феноменологически-социологического
исследования построения и устройства
социального мира. У Гуссерля это понятие
тесно связано с такими понятиями, как
интерсубъективность, телесность, опыт
Чуждого и телеология разума. Первоначально
мир выступает самым общим коррелятом
сознания или самой обширной его предметностью.
Это, с одной стороны, мир науки и культуры,
с другой - основание всякого научного
представления о мире. Мир находится между
субъектами этого мира, выступая средой
их жизненного опыта и придавая этому
жизненному опыту определенные формы.
«Гуссерль правильно ставит
вопрос о связи философии и наук с фундаментальными
сферами человеческого практического
опыта. Эта связь у Гуссерля привела к
введению понятия "жизненного мира",
под которым он понимает сферу известного
всем, непосредственного, очевидного.
Он пишет: жизненный мир - это "совокупность
верований, к которым относятся с доверием
и которые рассматриваются как безусловно
значимые и практически апробированные
до всех потребностей научного обоснования".
Жизненный мир, по словам Гуссерля, есть
не что иное, как мир простого мнения -
Doxa, к которому по традиции стали относиться
так презрительно. Теперь Гуссерль признает
"жизненный мир" основой всякого
объективного познания. Жизненный мир
выступает своего рода горизонтом, предпосылкой
всякой действительной и возможной практики.
Жизненный мир первичнее любого опыта
и научного познания…»7