Феномен страдания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 15:03, реферат

Краткое описание

Страдание - это форма активного напряжения всех физических и духовно-нравственных сил человека или совокупности индивидов, имеющая сопутствующие негативные свойства - боль, отчаяние, раздвоение, страсти, муки и т.д.
Страдание всегда было важнейшей частью духовной жизни любого общества.
На протяжении нескольких тысячелетий страдание является одной из величайших проблем человечества.

Содержание

1. Введение 3
2. Теоретические источники 5
3. Понимание феномена страдания 8
4. О страдании 9
5. Смысл и происхождение страдания 11
6. Вывод 14
7. Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

феномен страдния.docx

— 34.10 Кб (Скачать файл)

Агентство Железнодорожного транспорта

Сибирский Государственный  Университет Путей Сообщения

 

Кафедра: «Философия»

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

Феномен страдания

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы ЭН-212

Воронцова Дарья

Проверила:

Акишина Елена  Олеговна

 

Новосибирск 2009г.

Содержание 

  1. Введение         3
  2. Теоретические источники      5
  3. Понимание феномена страдания     8
  4. О страдании        9
  5. Смысл и происхождение страдания    11
  6. Вывод         14
  7. Список литературы       15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Страдание - это форма активного напряжения всех физических и духовно-нравственных сил человека или совокупности индивидов, имеющая сопутствующие негативные свойства - боль, отчаяние, раздвоение, страсти, муки и т.д.

Страдание всегда было важнейшей частью духовной жизни любого общества.

На протяжении нескольких тысячелетий  страдание является одной из величайших проблем человечества. Это экзистенциальное состояние, проявляющееся в чувствах неблагополучия (отсутствия счастья), отчуждения (разъединённости с миром), несвободы, бессмысленности человеческого существования, бессилия перед творящимся в мире злом, постоянно присутствует во взаимоотношениях человека с миром и с самим собой, оно поселяется везде, где поселяется человек, сопровождает его на любом этапе жизненного пути, достаёт в любой точке социальной реальности. С одной стороны, страдание превращает жизнь человека в горчайшую муку, с другой стороны, оно играет немаловажную роль в социализации (очеловечивании) человека, в развитии его социальных качеств, в эволюции всего вида «homo sapiens», выступая источником и катализатором познавательной деятельности и являясь, по выражению Ф. Ницше, «скорейшим способом достижения истины».

Страдание - одна из центральных тем  мировой философии и великих  культурообразующих религий - буддизма, христианства, ислама, зороастризма, индуизма, даосизма, предлагающих ответы на вопрос о его причинах и ищущих способы спасения от него. Все цивилизации, оставившие в истории сколько-нибудь заметный след, создавали и веками совершенствовали оригинальные культурные способы взаимодействия со страданием. Однако любые успехи в этом направлении оказывались временными: на месте побеждённых страданий появлялись новые, ранее небывалые, и в современном мире эта проблема стоит не менее остро, чем тысячи лет назад.

Более того, эпоха перемен, которую  нам приходится переживать, принесла человечеству новые вызовы и новые  страхи. В XX веке на фоне бурно протекающей научно-технической революции обозначился кризис традиционных религиозных идеологий и практик противостояния страданию.

На этом фоне разрастаются кризисные  явления в общественном сознании и в культуре: разрушаются фундаментальные ценности, происходит духовное и нравственное обнищание, процветают социально деструктивные (девиантные) способы борьбы со страданием (наркомания, поп-культура, секс-индустрия, организованная преступность, терроризм и т.п.), которые, в свою очередь, сами являются дополнительными источниками социального зла и продуцируемых этим злом негативных переживаний.

Особую остроту перечисленные  выше проблемы приобрели в общественном сознании России, пережившей в конце  XX века крушение одного из величайших социальных проектов современности: культурно и этнически разнородное население огромной страны вместе с коммунистическими идеалами в значительной степени утратило культурные формы защиты от страдания. В результате, общество оказалось ввергнуто в состояние глубокой социальной аномии и культурного хаоса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические источники

Проблеме страдания посвящено  неисчислимое количество художественных, философских и религиозных текстов. Она громко заявила о себе во всех известных нам древних цивилизациях сразу с возникновением письменности. В текстах древних месопотамских («Заклинания», «Я восхвалю господина мудрости», «Разговор господина со своим рабом», «Эпос о Гильгамеше»), древнеиндийских («Дхаммапада», «Типитака»), центрально-азиатских («Тибетская книга мёртвых»), древнеегипетских («Книга мёртвых», «Похвала смерти», «Песнь из дома усопшего царя Антефа»), древнееврейских («Бытие», «Иов», «Псалмы Царя Давида», книги пророков), древнекитайских (трактаты Лао-цзы, Чжуан-цзы) цивилизаций констатируется бедственное положение человека в мире, предпринимаются попытки осмысления его причин, фиксируются основные стратегии защиты от страдания.

В европейской античной философии  проблеме страдания уделяли серьёзное  внимание Анаксимандр, осмысливший взаимосвязь страха смерти и чувства вины; Сократ, Платон и Аристотель, оставившие человечеству оригинальные рецепты преодоления страха смерти и проекты обуздания социального зла; «учитель счастья» Эпикур; Эпиктет, Сенека, Цицерон и Марк Аврелий, разработавшие стратегию стоической обороны от страданий; Плотин, развивавший идею о вечности и неизбежности зла в «подлунном» мире.

В рамках средневековой христианской философии страдания заметный след оставили исследования проблем соотношения знания и веры, происхождения социального зла в трудах Августина Блаженного, Пьера Абеляра, Фомы Аквинского, Иоанна Дунса Скота, Николая Кузанского, Григория Паламы, Майстера Экхарта, Эразма Роттердамского, Мишеля Монтеня, Мартина Лютера.

В философии нового и новейшего  времени на представления о сущности феномена страдания и его роли в жизни человека и общества оказали  влияние мистико-христианские идеи Я. Бёме и Б. Паскаля; эстетическая теория возвышенного Э. Бёрка; этические концепции  Б. Спинозы и И. Канта; исследования общественного устройства и социального  неравенства Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Дидро, феноменология Г.В.Ф. Гегеля; теодицея Г.В. Лейбница; трагическая «диалектика страдания» А. Шопенгауэра и С. Кьеркегора; теория отчуждения сущностных сил человека Л. Фейербаха и К. Маркса; антропологические идеи Ф. Ницше.

В российской общественной мысли второй половины XIX - первой половины XX веков тему страдания, особенно в плане критики европейской христианской традиции и исследования специфики православной модели спасения, активно разрабатывали Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.Ф. Фёдоров, B.C. Соловьёв, В.В. Розанов, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, В.П. Вышеславцев, С.Л. Франк, Л.И. Шестов, Н.А. Бердяев.

Начиная с конца XIX века, страдание стало предметом пристального внимания со стороны философии, социологии и психологии религии. Новые идеи и подходы в исследование его природы и механизмов функционирования привнесли эволюционизм Г. Спенсера; социологический анализ религии Э. Дюркгейма, М. Вебера, Л. Леви-Брюля, Б. Малиновского; исследования в области социальной антропологии М. Шелера, X. Плеснера, А. Гелена, Ж. Маритена, Г. Марселя; феноменологические изыскания П. Бергера, Т. Лукмана, Э. Финка; работы по истории христианства С.С. Аверинцева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, А.С. Гагарина, С.Ф. Денисова, В.И. Красикова, Д.М. Федяева, С.С.Хоружего; концепция «современной первобытности» А.В.Павлова; исследования по истории и философии буддизма Н.В. Абаева, Д. Судзуки, Ошо.

Огромную роль в осмыслении психических  механизмов страдания сыграл анализ коллективного бессознательного в  работах 3. Фрейда, К.-Г. Юнга, К. Хорни, С. Грофа, Е.А. Торчинова. Концепция архетипов  К.-Г. Юнга дала ключ к пониманию глубинных  психических процессов, составляющих основу «священных» переживаний.

В XX веке новые возможности в изучении генезиса феномена страдания открыла молодая наука этология (И.К. Андерсен, Р. Ардри, В.Р. Дольник, Дж.Х. Крук, К. Лоренц, К.Э. Фабри). Исследование врождённых форм социального поведения животных способствовало продвижению в изучении архетипических механизмов страдания и развитию социальной и философской антропологии, культурологии (И.П. Безукладникова, Б.В. Марков, Ф.Т. Михайлов, С. Московичи, O.K. Румянцев, К.Ю. Токмачёв, А.Ю. Шеманов, В. Чалидзе).

Онтологические проблемы страдания  заняли центральное место в философии  экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, М. Фуко), которая констатировала критическое обострение бытийных проблем человека и к середине XX века превратилась в апологию страдания.

Весомый вклад в исследование роли страдания в духовной жизни личности внесли представители экзистенциально-гуманистического направления в психотерапии Э. Линдеманн, А. Маслоу, Р. Мэй, Д. Рейнуотер, В. Франкл, Э. Фромм, Ф. Харониан, Ф. Хуземан, И. Ялом, рассматривающие страдание как условие и средство развития позитивных социальных качеств человека и разрабатывающие психологические техники корректировки негативных переживаний. В России идеи данного направления развиваются в работах И.А. Акиндиновой, А.А. Бакановой, В. Жикаренцева, П.С. Гуревича, Д.И. Дубровского, Е.П. Кораблиной, A.M. Родиной.

Новые подходы в исследовании природы  и механизмов преодоления  страдания  в XX веке открылись благодаря идеям, развиваемым в русле философии игры (Й. Хейзинга, Э. Финк, М.М. Бахтин, Н.Т. Казакова), а также в герменевтической философии (В. Дильтей, Х.Г. Гадамер, М. Хайдеггер, П. Рикёр), где страдание рассматривается как неотъемлемая составляющая жизненного мира человека, а игра трактуется весьма широко -как способ существования и взаимодействия объектов материального мира. В качестве игры здесь рассматриваются все виды искусства, познавательная деятельность, социальные взаимодействия, взаимоотношения человека с миром и с самим собой.

Дальнейшее развитие развиваемые  в данных направлениях представления  о специфике игровых взаимодействий человека с миром получили в русле  философии постмодерна (Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр), представители  которого склонны рассматривать  весь мир культуры как искусственную, игровую реальность, всё далее  уводящую человека от действительности.

 

 

 

Понимание феномена страдания

Страдание - переживание человеком  своей смертности, одно из важных состояний, позволяющее человеку осмыслить  свое существование в мире, оно  сопровождает нас в течение всей жизни, и в силу этого возникает  острая необходимость в исследовании как самого страдания, так и способов его преодоления. Общественно-политическая и духовно-нравственная ситуация в  начале XXI века с ее глобальными проблемами, угрозой терроризма, распространением деструктивных способов преодоления  страдания и во многом разрушением  традиционных религиозных и нравственных цен-ностей заставляет человека еще  больше страдать и задумываться о  смысле жизни.

Отношение человека к страданию  напрямую зависит от его отно-шения  к жизни, от умения найти точку  опоры в сложном и противоречи-вом  мире. Оттого как человек живет, зависит  и глубина его страдания и  возможности освобождения от него. Актуальным является то, насколько  жизненный смысл, который человек  вкладывает в свое существование  и которым он руководствуется  в течение жизни, связан со всеми  состав-ляющими страдания. Причины  страдания, его проявления, а, самое  глав-ное, способы преодоления коррелируются  соответствующей жизненной стратегией и со смыслом жизни.

В связи с наличием многочисленных концепций страдания в фило-софской  и религиозной мысли, в духовной культуре, человеку трудно определиться и выбрать наиболее оптимальную  концепцию осмысления страдания, которая  способствовала бы укреплению витальности  челове-ка. Актуальность темы вызвана  необходимостью анализа концепций  страдания и выработкой на их основе жизненных стратегий человека.

Одно из самых важных обстоятельств, которое необходимо учиты-вать при  исследовании феномена страдания состоит  в том, что страдание либо атрибут  жизни человека, и преодоление  его при жизни невозможно, либо оно - временное явление, вызванное  какими-то обстоятельствами или действиями человека, и при определенных условиях человек может преодолеть страдание  при жизни. В каждом подходе рассмотрения стра-дания должно быть обозначено отношение человека к своей собственной  жизни и показана перспектива  по преодолению страдания.

О страдании

Страданий нам не избежать; в этом наша судьба и с нею мы должны примириться. Естественно желать, чтобы  они были не слишком велики. Но надо учиться страдать достойно и одухотворенно. В этом великая тайна жизни; а  этом — искусство земного бытия.

Наше страдание возникает из свойственного нам, людям, способа  жизни, который дан нам раз  навсегда и которого мы изменить не можем. Как только в нас просыпается  самосознание, мы убеждаемся в нашей  самостоятельности и беспомощности. Человек есть творение, призванное к «бытию в себе», к самодеятельности и самоподдержанию; и в то же время он служит всей природе как бы пассивным средством или «проходным двором». С одной стороны, природа печется о нем как о своем детище, растит его, строит, присутствует в нем, наслаждается им, как существом, единственным в своем роде; а с другой стороны, она населяет его такими противоположностями, она развертывает в нем такой хаос, она предается в нем таким болезням, как если бы она не знала ни целесообразности, ни пощады.

Чем утонченнее человек, чем чувствительнее его сердце, чем отзывчивее его  совесть, чем сильнее его творческое воображение, чем впечатлительнее  его наблюдательность, чем глубже его дух, — тем более он обречен  страданию, тем чаще его будут  посещать в жизни боль, грусть и  горечь.

Вообразим, что человек потерял  навсегда дар страдания. Ничто не угрожает ему неудовлетворенностью: одновременно с голодом и жаждою, этими первичными источниками труда  и страдания, прекратилось и всякое недовольство собою, людьми и миром. Чувство несовершенства угасло навсегда и угасило вместе с собой и  волю к совершенству. Самый призрак  возможных лишений, доселе ведший человека вперед, отпал. Телесная боль, предупреждавшая  человека об опасности для здоровья и будившая его приспособляемость, изобретательность и любознательность, — отнята у него. Все противоестественности  оказались огражденными и безнаказанными. Все уродства и мерзости жизни стали безразличными для нового человека. Исчезло моральное негодование, возникавшее прежде от прикосновения к злой воле. Смолкли навсегда тягостные укоры совести. Прекратилась навсегда духовная жажда, уводившая человека в пустыню, к великому аскезу... Все всем довольны; все всем нравится; все всему предаются — без меры и выбора. Все живут неразборчивым, первобытным сладострастием — даже не страстным, ибо страсть мучительна, даже не интенсивным, ибо интенсивность возможна лишь там, где силы не растрачены, но скопились от воздержания...

Информация о работе Феномен страдания