Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 22:30, доклад
Позитивизм — направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия, прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и популярен в современную эпоху.
Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 - 1873) и Герберт Спенсер (1820 - 1903).
1. Позитивизм — направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия, прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и популярен в современную эпоху.
Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 - 1873) и Герберт Спенсер (1820 - 1903).
2. По мнению Конта, философский спор между материализмом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:
• философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;
• для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;
• основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение;
• философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, "внутреннюю сущность" окружающего мира и другие далекие от науки проблемы;
• философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;
• философия не должна стремиться
стать "царицей наук", сверхнаукой,
особым общетеоретическим
3. Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальной и технической. В этой связи философом были выделены:
• три стадии интеллектуального развития;
• три стадии технического развития.
К стадии интеллектуального развития относятся:
• теологическая (мировоззрение основано на религии);
• метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);
• позитивная (основана на науке).
К стадии технического развития относятся:
• традиционное общество;
• доиндустриальное общество;
• индустриальное общество.
Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу:
• теологическая — традиционному обществу;
• метафизическая - доиндустриальному обществу;
• позитивная (научная) — индустриальному обществу. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В дальнейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская философия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.
История позитивизма.
Одним из наиболее влиятельных направлений буржуазного философского
мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм
оформился уже в 30-е годы XIX в. и за более чем вековую историю
эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с
самого начала тенденции к субъективному идеализму.
Понятие “позитивизм” обозначает призыв философам отказаться от
метафизических абстракций, т.к. метафизические объяснения, считают
позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически бесполезными, и
обратиться к исследованию позитивного знания. Отчасти позитивизм
заключается в антифилософской реакции против рационализма, идеализма,
спиритуализма и обращается в тоже время к материализму. Позитивизму
противостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном и самом
надежном источнике познания).
В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о
взаимоотношении философии и науки.
Главный тезис позитивизма
что все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности
может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или
их «синтетического» объединения и что философия как особая наука,
претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не
имеет права на существование. Вся
история позитивизма
этом смысле интереснейший парадокс: на каждом новом историческом этапе
позитивисты ратовали за все более последовательную и строгую «ориентацию на
науку» и вместе с тем на каждом новом этапе они все в большей мере
утрачивали контакты с действительным содержанием развивающейся научной
теории.
Для понимания сущности позитивистской философии недостаточно просто
выделить те черты, которые общи различным ее формам, необходимо вскрыть
внутренние тенденции развития позитивизма, выяснить причины его
возникновения и движущие пружины его эволюции. А это, в свою очередь,
требует учета тех изменений во взаимоотношениях науки и философии, которые
характерны для нового времени.
Начиная с XVII в. развитие
науки поставило перед
таких проблем, на которые традиционная схоластическая мысль не в состоянии
была ответить. Специфическая особенность выдающихся философов нового
времени состояла в том, что они рассматривали научные методы анализа в
качестве идеального образца всякой познавательной деятельности, в том числе
и деятельности по исследованию традиционно-философской, или, как ее еще
называли, «метафизической», проблематики 1.
Первый шаг на этом пути был сделан Фр. Бэконом. Декарт, Гоббс и Спиноза
пошли дальше и предприняли попытку применить научный метод к решению
«метафизических» проблем.
Специфическая проблематика западноевропейской философии XVII—XVIII вв.
возникает как результат столкновения двух разных начал: традиционной
«метафизики» и новой механико-математической науки. Резкое
противопоставление идеального и материального, субъекта и объекта,
«первичных» и «вторичных» качеств и постановка в центр философского
исследования таких проблем, как взаимодействие идеального и материального,
отношение «внутреннего» мира сознания к «внешнему» миру,—все это стало
возможным лишь вследствие отождествления реально существующего бытия с тем,
что ухватывается с помощью терминов механико-математического естествознания
(которое в то время было тождественно науке вообще), и приписывания всему
остальному статуса «субъективности». Тесная взаимосвязь эксперимента с
математически оформленной теорией привела к необходимости поставить вопрос
об отношении эмпирического и рационального знания, а в связи с этим — к
делению философов на эмпириков и рационалистов.
Д. Юм доводит односторонний эмпиризм до логического конца и создает
субъективно-идеалистическую, феноменалистскую и агностическую философскую
концепцию, которая не только противостояла рационалистической философии
XVII—XVIII вв., но и решительно порывала с современным ей естествознанием
(Д. Юм отрицал объективно обусловленные необходимые связи и низводил
причинность до субъективно-психологической уверенности).
Французский материализм вел борьбу с рационалистической философией XVII
в. во имя науки: его приверженцы критиковали идеалистические тенденции
прежней «метафизики», раскрывали ее связь с религией, показывали
несоответствие ее утверждений результатам научного познания. Однако, будучи
механистическим, созерцательным и метафизическим по методу исследования,
французский материализм не смог логически последовательно решить
философские проблемы, выдвинутые всем ходом развития естествознания и
широко обсуждавшиеся в
С задачей критики «метафизики» пыталась справиться и немецкая
классическая философия. Кант, выступив против рационалистической,
аналитической философии XVII— XVIII вв. и вместе с тем против основных
критиков этой философии (Д. Юма и механистических материалистов), хотя и
поставил в острой форме вопрос о возможности науки и об отличии научных и
«метафизических» утверждений, по существу, предложил вместо «метафизики
вещей» «метафизику знания» — априористскую и формалистическую
«трансцендентальную философию».
Гегель противопоставил «
научное знание, совпадающее, по его мнению, с диалектичностью мышления.
Вместе с тем Гегель считал, что диалектика и есть «положительная», или
«разумная», метафизика. На практике реализация тезиса о «разумной
метафизике» приводила к философской спекуляции. Из философской системы
Гегеля (в значительной мере это относится и к шеллинговской «Философии
природы») современные ему естествоиспытатели восприняли не столько
содержащуюся в ней ценную критику рассудочного, метафизического метода
мышления, сколько спекулятивные результаты, которые не могли быть приняты
наукой. Таким образом, предпринимаемые в течение двухсот лет
западноевропейской философией попытки создать такую систему, которая
соответствовала бы духу современной науки, не увенчались успехом.
Первая историческая форма
В 30— 40-е годы XIX в., во Франции возникла философская школа, которая
тоже претендовала на создание «научной философии» и заявила о решительном
разрыве с прежней философской («метафизической») традицией (о «революции в
философии»). Этой школой и был позитивизм, основанный О. Контом (19.01.1798-
5.09.1857).
Позитивистская философия
французского Просвещения XVIII в. Следуя просветителям, Конт высказал
убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности
предметной области, к которой применимы научные методы мышления.
Осуществленная Контом классификация наук во многих отношениях может
рассматриваться как реализация завета энциклопедистов.
По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии
(энциклопедический закон): Математика - астрономия - физика –химия-
биология - социология.
Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук
предполагает наличие
термин “социология”; благодаря - нему социология впервые была разработана в
определеную научную систему.
Основные принципы:
1. от простого к сложному
2. от абстрактного к конкретному
3. временной
Считал, что задача философии охватывать совокупность наук, познание
наиболее общих законов, систематизация научных знаний. Нельзя свести одну
науку к другой. Нельзя вывести все из одного принципа или закона. Роль
философии - минимизировать число этих законов.
Законы науки: Всякое знание относительно, так как опыт не завершен.
Социальная концепция: Конт придумал социологию - наука об обществе.
Человек в процессе своей жизни приспосабливается к условиям среды.
Социологическая концепция включает три раздела:
1. Социальная статика.
2. Социальная динамика.
3. Политика.
Социальная статика ( государственные институты: семья, государство,
церковь.
Функции семьи: преодоление природы эгоизма, воспитание.
Функции государства:
Идеальная структура правления - соединение церкви и государства.
Социальная политика. Совмещение государства с церковью (нетрадиционные
религии должны уйти в сторону). Философы и ученые - позитивные священники.
Однако позитивизм Конта примыкает не к последовательно материалистической
ветви французского Просвещения, а к его агностическому, скептическому
направлению. Это выражается и в подчеркивании подчиненности всей
действительности строгим объективным законам, и в характере многих из
включенных Контом в «синтетическую философскую науку» обобщений, которые
часто качественно не отличаются от обобщений частных наук. А так как
бессознательной предпосылкой естествознания XIX в. был материализм, то и
некоторые обобщения, включенные в состав позитивистской философии, несли на
себе сильный отпечаток естественнонаучного материализма. При этом
позитивизм отличается и от философских концепции Тюрго и Даламбера: то, что
у последних находилось па втором плане, у Конта превращается в ядро
философии.
История «тяжбы» философии с наукой показала, как считает Конт, что
всякие попытки «приспособить» «метафизическую» проблематику к духу
научности заведомо обречены на провал. В качестве вывода из этой истории