Филисофия позитивизма О. Конта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 22:30, доклад

Краткое описание

Позитивизм — направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия, прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и популярен в современную эпоху.
Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 - 1873) и Герберт Спенсер (1820 - 1903).

Вложенные файлы: 1 файл

Философия позитивизма Огюста Конта.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Философия позитивизма  Огюста Конта 

1. Позитивизм — направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия, прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и популярен в современную эпоху.

Основателем позитивизма  считается Огюст Конт (1798 — 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 - 1873) и Герберт Спенсер (1820 - 1903).

2. По мнению Конта, философский спор между материализмом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

• философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;

• для его достижения философия должна использовать научный  метод при познании и опираться  на достижения других наук;

• основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение;

• философия должна исследовать  лишь факты, а не их причины, "внутреннюю сущность" окружающего мира и  другие далекие от науки проблемы;

• философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;

• философия не должна стремиться стать "царицей наук", сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук.

3. Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальной и технической. В этой связи философом были выделены:

• три стадии интеллектуального  развития;

• три стадии технического развития.

К стадии интеллектуального развития относятся:

• теологическая (мировоззрение  основано на религии);

• метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном  знании);

• позитивная (основана на науке).

К стадии технического развития относятся:

• традиционное общество;

• доиндустриальное общество;

• индустриальное общество.

Стадии интеллектуального  и технического развития в целом  соответствуют друг другу:

• теологическая  — традиционному обществу;

• метафизическая - доиндустриальному обществу;

• позитивная (научная) — индустриальному обществу. Философия  Конта лишь заложила основы позитивизма. В дальнейшем (вплоть до сегодняшних  дней) позитивистская философия дополнялась  и совершенствовалась рядом других философов.

 

   История позитивизма.

 

  Одним  из  наиболее  влиятельных   направлений  буржуазного   философского

мышления  является  позитивизм.  Как  самостоятельное   течение   позитивизм

оформился  уже  в  30-е  годы  XIX  в.  и  за  более  чем  вековую   историю

эволюционировал в направлении  все более четкого  выявления  присущей  ему  с

самого начала тенденции к субъективному  идеализму.

  Понятие   “позитивизм”  обозначает  призыв  философам   отказаться     от

метафизических   абстракций,   т.к.   метафизические   объяснения,   считают

позитивисты, теоретически неосуществимыми  и  практически  бесполезными,   и

обратиться  к  исследованию     позитивного   знания.   Отчасти   позитивизм

заключается  в  антифилософской  реакции  против  рационализма,   идеализма,

спиритуализма  и  обращается  в  тоже  время  к  материализму.   Позитивизму

противостоит интуиционизм (учение об интуиции  как  самом  главном  и  самом

надежном источнике познания).

  В   центре   внимания   позитивистов   неизменно   находился   вопрос   о

взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит  в  том,

что все подлинное, положительное («позитивное»)  знание  о  действительности

может быть получено лишь в виде результатов  отдельных специальных  наук  или

их  «синтетического»  объединения  и  что  философия   как   особая   наука,

претендующая на содержательное  исследование  особой  сферы  реальности,  не

имеет права на существование. Вся  история позитивизма представляет  собой  в

этом смысле интереснейший  парадокс:  на  каждом  новом историческом  этапе

позитивисты ратовали за все более  последовательную и строгую «ориентацию  на

науку» и вместе с  тем  на  каждом  новом  этапе  они  все  в  большей  мере

утрачивали  контакты  с  действительным  содержанием  развивающейся  научной

теории.

                                   *     *

                                      *

  Для  понимания  сущности  позитивистской  философии  недостаточно  просто

выделить те черты, которые общи  различным  ее  формам,  необходимо  вскрыть

внутренние   тенденции   развития   позитивизма,   выяснить   причины    его

возникновения и движущие пружины  его  эволюции.  А  это,  в  свою  очередь,

требует учета тех изменений  во взаимоотношениях науки и  философии,  которые

характерны для нового времени.

  Начиная с XVII в. развитие  науки поставило перед западной  философией  ряд

таких проблем, на которые традиционная схоластическая мысль не  в  состоянии

была  ответить.  Специфическая  особенность  выдающихся   философов   нового

времени состояла в том, что  они  рассматривали  научные  методы  анализа  в

качестве идеального образца всякой познавательной деятельности, в том  числе

и деятельности по исследованию  традиционно-философской,  или,  как  ее  еще

называли, «метафизической», проблематики 1.

  Первый шаг на этом пути  был сделан Фр. Бэконом. Декарт, Гоббс  и  Спиноза

пошли дальше  и  предприняли  попытку  применить  научный  метод  к  решению

«метафизических» проблем.

  Специфическая проблематика  западноевропейской  философии  XVII—XVIII  вв.

возникает  как  результат  столкновения  двух  разных  начал:   традиционной

«метафизики»    и    новой     механико-математической     науки.     Резкое

противопоставление  идеального  и   материального,   субъекта   и   объекта,

«первичных»  и  «вторичных»  качеств  и  постановка  в  центр   философского

исследования таких проблем, как  взаимодействие идеального  и  материального,

отношение «внутреннего» мира  сознания  к  «внешнему»  миру,—все  это  стало

возможным лишь вследствие отождествления реально существующего бытия с  тем,

что ухватывается с помощью терминов механико-математического  естествознания

(которое в то время было  тождественно науке вообще),  и   приписывания  всему

остальному  статуса  «субъективности».  Тесная  взаимосвязь  эксперимента  с

математически оформленной теорией  привела к необходимости  поставить  вопрос

об отношении эмпирического  и рационального знания, а в  связи  с  этим  —  к

делению философов на эмпириков  и рационалистов.

  Д. Юм доводит односторонний   эмпиризм  до  логического конца и создает

субъективно-идеалистическую, феноменалистскую  и  агностическую  философскую

концепцию, которая  не  только  противостояла  рационалистической  философии

XVII—XVIII вв., но и решительно порывала  с  современным  ей  естествознанием

(Д.  Юм  отрицал  объективно  обусловленные  необходимые   связи  и  низводил

причинность до субъективно-психологической  уверенности).

  Французский материализм вел  борьбу с рационалистической  философией  XVII

в. во имя  науки:  его  приверженцы  критиковали идеалистические тенденции

прежней  «метафизики»,  раскрывали   ее   связь   с   религией,   показывали

несоответствие ее утверждений  результатам научного познания. Однако,  будучи

механистическим, созерцательным и  метафизическим  по  методу  исследования,

французский   материализм   не   смог   логически   последовательно   решить

философские  проблемы,  выдвинутые  всем  ходом  развития  естествознания  и

широко обсуждавшиеся в философии XVIII в.

  С  задачей  критики   «метафизики»   пыталась   справиться   и   немецкая

классическая   философия.   Кант,   выступив   против    рационалистической,

аналитической философии XVII— XVIII вв.  и  вместе  с  тем  против  основных

критиков этой философии (Д. Юма  и  механистических  материалистов),  хотя  и

поставил в острой форме вопрос о возможности науки и об  отличии  научных  и

«метафизических» утверждений,  по  существу,  предложил  вместо  «метафизики

вещей»   «метафизику   знания»   —    априористскую    и    формалистическую

«трансцендентальную философию».

  Гегель противопоставил «отрицательной  метафизике» XVII—XVIII  вв.  строго

научное знание, совпадающее, по  его  мнению,  с  диалектичностью  мышления.

Вместе с тем Гегель считал,  что  диалектика  и  есть  «положительная»,  или

«разумная»,  метафизика.  На  практике   реализация   тезиса   о   «разумной

метафизике» приводила  к  философской  спекуляции.  Из  философской  системы

Гегеля (в значительной мере  это  относится  и  к  шеллинговской  «Философии

природы»)  современные  ему   естествоиспытатели   восприняли   не   столько

содержащуюся в  ней  ценную  критику  рассудочного,  метафизического  метода

мышления, сколько спекулятивные  результаты, которые не  могли  быть  приняты

наукой.   Таким   образом,   предпринимаемые   в   течение   двухсот    лет

западноевропейской  философией  попытки  создать  такую   систему,   которая

соответствовала бы духу современной науки, не увенчались успехом.

 

                   Первая историческая форма позитивизма.

 

 

  В 30— 40-е годы XIX в., во Франции возникла  философская школа,  которая

тоже  претендовала на создание «научной философии» и заявила  о  решительном

разрыве с прежней философской («метафизической»)  традицией (о «революции в

философии»). Этой школой и был позитивизм, основанный О. Контом (19.01.1798-

5.09.1857).

  Позитивистская философия Конта  определенным образом связана  с  философией

французского  Просвещения  XVIII  в.  Следуя  просветителям,  Конт  высказал

убеждение в способности науки  к бесконечному развитию и  в  неограниченности

предметной  области,  к   которой   применимы   научные   методы   мышления.

Осуществленная  Контом  классификация  наук  во  многих   отношениях   может

рассматриваться как реализация завета энциклопедистов.

 По   Конту,   науки   распределяются   согласно   естественной    иерархии

(энциклопедический  закон):  Математика  -  астрономия  -   физика   –химия-

биология - социология.

 Психологию Конт разделяет  на биологию и социологию; каждая  из  этих  наук

предполагает наличие элементарных  фактов  предшествующих  наук.  Конт  ввел

термин “социология”; благодаря - нему социология впервые была разработана  в

определеную научную систему.

 Основные принципы:

1. от простого к сложному

2. от абстрактного к конкретному

3. временной

   Считал, что  задача  философии  охватывать  совокупность  наук,  познание

наиболее общих законов,  систематизация научных знаний. Нельзя  свести  одну

науку к другой. Нельзя вывести  все  из  одного  принципа  или  закона.  Роль

философии - минимизировать число  этих законов.

 Законы науки: Всякое знание относительно, так как опыт не завершен.

 Социальная концепция:  Конт  придумал  социологию  -  наука   об  обществе.

Человек в процессе своей жизни  приспосабливается к условиям среды.

 Социологическая концепция  включает три раздела:

1. Социальная статика.

2. Социальная динамика.

3. Политика.

 Социальная  статика  (  государственные   институты:  семья,   государство,

церковь.

 Функции семьи: преодоление  природы эгоизма, воспитание.

 Функции государства: порождение  общественного духа.

 Идеальная структура правления - соединение церкви и государства.

 Социальная политика. Совмещение  государства  с  церковью  (нетрадиционные

религии должны уйти в сторону). Философы и ученые - позитивные священники.

  Однако позитивизм Конта  примыкает не к последовательно материалистической

ветви  французского  Просвещения,  а  к  его  агностическому,  скептическому

направлению.  Это  выражается   и   в   подчеркивании   подчиненности   всей

действительности строгим  объективным  законам,  и  в  характере  многих  из

включенных Контом в «синтетическую  философскую  науку»  обобщений,  которые

часто качественно не  отличаются  от  обобщений  частных  наук.  А  так  как

бессознательной предпосылкой естествознания XIX в.  был  материализм,  то  и

некоторые обобщения, включенные в состав позитивистской философии, несли на

себе  сильный   отпечаток   естественнонаучного   материализма.   При   этом

позитивизм отличается и от философских  концепции Тюрго и Даламбера: то,  что

у последних  находилось  па  втором  плане,  у  Конта  превращается  в  ядро

философии.

  История «тяжбы» философии  с  наукой  показала,  как   считает  Конт,  что

всякие  попытки  «приспособить»   «метафизическую»   проблематику   к   духу

научности заведомо обречены на провал. В качестве  вывода  из  этой  истории

Информация о работе Филисофия позитивизма О. Конта