Философия Августина Блаженного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:27, реферат

Краткое описание

Цель: изучить, обобщить и проанализировать материалы, связанные с Августином, с его богословской и философской деятельность, и их влияние на формирование христианского вероучения. Его взгляд на природу человека материалистичен, греховность человеческой природы - следствие первородного греха. Человек не свободен в выборе, он выберет греховный путь.

Вложенные файлы: 1 файл

Августин Блаженный.rtf

— 128.26 Кб (Скачать файл)

 



 


           Университет имени Сулеймана Демиреля

 

 

 

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО

 

 

Булатов. Д. Б.

студент 2 курса группы G

Научный руководитель: Чонгаров. Е. К.

                                                  

 

 

 

 

 

Алматы 2013

 

                                                      Введение:

 

Актуальность: Время серьезно изменило западную христианскую церковь. Со времен соборов многие догматы запада поменялись, в отличии от восточной христианской церкви. И эти положения базировались на субъективном мнении одного человека. Августина, которого признали святым и католическая и православная церковь.  Влиятельнейший проповедник, христианский богослов, политик и философ своего времени, он был признан одним из Отцов христианской церкви. Благодаря его новым положениям, признанным догматами, западная ветвь христианства и отделилась от восточной, образовав католическую веру.

В последующем, именно католическая церковь контролировала все сферы жизнедеятельности общества. Для обычных крестьян - это обязательное посещение церкви, подушная дать. Для феодалов и аристократов это были постоянные «подарки» для церкви в виде земель.  И свои права она обосновывала именно догматами, вытекающими из воззрений Августина, который говорил, что царство не управляемое церковью, светское царство, является Божьим противником. Католическая церковь опирается на  суждения и представления Августина, имеющие непререкаемый авторитет. Он также считается отцом римской экклесиологии, т. е. науки о церкви. Следовательно, истоки католицизма нужно искать в философии Августина.

На данный момент католицизм уже не имеет прежних позиций в мире. Западная церковь разделилась еще на несколько крупных и мелких ветвей. Однако католицизм все еще остаётся одной из мировых религий. Католиков все еще много в континентальной Европе, в Латинской Америке, в США.

Цель: изучить, обобщить и проанализировать материалы, связанные с Августином, с его богословской и философской деятельность, и их влияние на формирование христианского вероучения. Его взгляд на природу человека материалистичен, греховность человеческой природы - следствие первородного греха. Человек не свободен в выборе, он выберет греховный путь. И поэтому человек так сильно нуждается в спасении, спасении своей души. А на Земле спасение есть только в церкви и вере. Богослов для человека учитель, наставник, советник и друг.  Человек для богослова - прежде всего душа, на службе у которой находится тело. Но душа и тело образуют единство. И эта мысль Августина описана во множестве его источников, среди которых основные произведения Августина «Исповедь» и «О граде Божьем». В 397 году он пишет «Исповедь», которая, скорее всего и является исповедью Августина. В этом труде он пытается понять суть вещей, Божественную природу, и переназначение человека. «Исповедь» во многом также является и автобиографией Августина, где он рассказывает о своей юности, и ошибках и грехах совершенных им. Есть знаменитое выражение Августина, которое связывают именно с его «Исповедью». Оно звучит так: "Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность... Но не сейчас, о Боже, еще не сейчас!".

Свое самое значительное произведение - «О граде Божьем» Августин пишет между 412 и 426 годами. Это уже критика язычества, мифологий римской империи. Августин описывает две общины, Град Божий и Град Земной. Другими словами, он делит людей на верующих и неверующих. Верующие, обитатели Града Божьего, во всем следуют законам и догматам Господа, которые написаны церковь. А обитатели Града Земного -- по законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога. Принадлежность, к какой либо общности и определит, будет ли спасена душа человека в день Страшного Суда. Августин подтверждает свободу выбора человека, но настаивает на том что Бог вездесущ, и знает наперед о выборе каждого, поэтому можно говорить о предопределении того или иного человека. Этот труд оказал сильнейшее влияние на теологическую мысль Запада.

Задачи:

Определить место и роль Аврелия Августина в формировании современных догматов западной христианской церкви.

Описать и изучить философские взгляды Августина.

Взглянуть на учения Августина.

          Аргументация:

Августин был одним из самых и уважаемых представителей патристики. Его авторитет и мнение имели очень важное место в богословии ранних средних веков.

Будучи рационалистом, Августин говорил: «Верую, чтобы понимать». Для веры нужны познания. Он правильно говорил, что нельзя полагаться только на веру, потому что вера это чувство, а людские чувства обманчивы. Здесь я согласен с Августином. Людские чувства легко меняются, они непостоянны. Сам Августин как-то сказал: «Легче подсчитать количество волос на голове, нежели количество эмоций и сердцебиений у одного человека»

Августин был многогранным человеком, сложив целое учение, написав религиозные догматы, он умудрялся критиковать еретиков, Папу римского и даже сам Рим.

Философия:

Августин родился в семье язычника и христианки. Такое явление было довольно редким в те времена, и поэтому для юного Августина была характерны неоднозначность.  Влияние его матери и христианского учения на Августина нейтрализовалось отцом-язычником. В поисках самого себя и ответов на вопросы Августин вступает в ряды языческой партии, а позже активно борется с распространением христианства. Его речи начинают влиять на формирование общественного мнения. Он получил хорошее образование. Не имея интереса к греческому языку, Августин был покорен латинской литературой. Отучившись в Тагасте, он затем переехал в Карфаген. По окончании риторской школы Августин получает должность преподавателем ораторского искусства в Карфагене. Вскоре Августин направляется в Рим, а затем в Медиолан, где получил место ритора в государственной школе Медиолана. Но Августин вовсе не был еретиком. Еще в Карфагене он познакомился с манихейством. Идеи манихейства сильно повлияли на Августина, возможно настолько сильно, что впоследствии он, возможно не сознательно, часто указывал на то, что зло, всего лишь отсутствие добра. В течение семи лет Августин находился среди манихеев, но убедился в несостоятельности их идей. «Я не упускал случая подавить в моем хозяине чрезмерную доверчивость, с которой он, я видел, относился к сказкам, наполняющим манихейские книги. Я продолжал, однако, быть ближе к манихеям и дружнее с ними, чем с людьми, стоявшими вне этой ереси.»(4)

Позже он знакомится с трудами Амвросия Медиоланского. Их влияние на Августина становится настолько сильным, что он впоследствии принимает крещение (в 387 году). Покинув свою службу, Августин возвращается в Африку, где основывает христианскую общину. Теперь он начинает активную борьбу против еретиков. Его критике подвергаются пелагианство, учение, которое твердило, что у людей все еще есть выбор, совершать добро или зло без божественного вмешательства, донатизм, который еще в 314 году был объявлен ересью. Не удивительно, что одним из самых больших грехов Августин считал раскол. Ведь все из выше перечисленного, ничто иное, как христианские учения. Он полагал, что разделение церкви приведет к Хаусу, и неудивительно, что Августин отождествлял спасение с единственной верной церковью. Пот этой теме он не раз писал в своей «Исповеди»: «Господи, что Единая Церковь, Тело Единого Сына Твоего, в которой мне, младенцу, наречено было имя Христово, не забавляется детской игрой и по здравому учению своему не запихивает Тебя, Творца вселенной, в пространство, пусть огромное, но ограниченное отовсюду очертаниями человеческого тела»(5) Помимо прочего Августин занимался толкование Библии. Он считал что раскол в церкви произошел из-за того что Священное откровение было трудным и непонятным для простых и порой необразованных жителей империи. За его огромный вклад он вскоре был утвержден епископом.

Подводя итог, можно сказать, что Августин прославился не только как проповедник и писатель, но и как философ и богослов, создавший философию истории. До самой смерти в проповедях, письмах и бесчисленных произведениях он защищал единство церкви и занимался углублением христианской доктрины.

На богословии и философии Августина лежит глубокий отпечаток его темперамента и биографии.  Возможно, многие со мной не согласятся, но его убеждения и верования во многом граничат с идеей об исключительности. Ведь Августин придерживается материалистического взгляда на «дурную природу» человека, которая является следствием первородного греха и передается через половую жизнь. По мнению Августина Греховность является замыслом Бога. И абсолютно не грешными можно назвать только святых. То есть можно судить, что на Августин, все-таки повлияло еретическое прошлое. Он считал что Бог наделил нас свободой, но мы по природе своей согрешим и лишимся спасения. Ведь все эти догматы о предопределении человеческой души есть ничто иное, как еретический фатум, просто очень хорошо смешанный с догматами и канонами христианской церкви.

Очень важно будет упомянуть про рационализм Августина.

Для Августина человек - это душа, а душа это духовная материя, которой служит тело. Но человек - это единство души и тела. И тело и душа должны стремиться к вере. Вера состоит в том, что мы верим всему, чего не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим. Однако именно его темперамент и постоянная борьба против нравов того времени привели к чрезмерному превозношению божественной благодати и одержимости идеей о предопределении. То есть, мы можем сказать, что все те идеи о предопределении, которые предложил Августин, ничто иное как «иммунитет», который срабатывает когда организм, а здесь это христианская церковь и ее святость, видит потенциальную угрозу, в то время это были еретики и своевольники. «Опровержение еретиков ярко освещает мысли Твоей Церкви и содержание ее здорового учения. "Надлежит быть и ересям, дабы объявились испытанные" среди слабых.» (6)

Также Августин внес некоторые заблуждения в развитие западной ветви христианского вероучения. Он развил учение о чистилище, как о промежуточном месте между раем и адом, где души грешников очищаются. И если мы пороем глубже, то мы увидим очередное доказательство того, что Августин был помешан предопределением. В чистилище, место, где грешные души проходят очищение попадают только крещенные. Другими словами, Августин учил, что в рай и чистилище попадают только те христиане которые остались под лоном единой церкви, а для всех иных уготовлен ад. Его учения о том, что церковь в скором времени одержит победу над всем остальным миром, серьезно вдохновляла и церковную иерархию и обычных прихожан. Опираясь на это утверждение, как на церковную догму, Римские папы вели бесконечные войны за утверждение главенствующего положения католической церкви, а обычные крестьяне верили в то что им будет дарован рай просто за то что они при рождении были крещены. До сих пор католическое вероучение отводит церкви особую роль в спасении людей, обремененных первородным грехом, при этом забывая что говорил Августин. «Господи, мы же "грешили и творили неправду", поступали нечестиво и "отяжелела на нас рука Твоя"».(7)

Августин отстаивал учение о роке, предопределении, отвергая этим свободу воли человека. Взгляды Августина отличались крайним пессимизмом в отношении человеческой природы; все человечество, по его мнению, является массой осужденные лишь некоторые предназначены Богом ко спасению. Таким образом, Августин проповедовал предопределение праведников, которые одни будут спасены. Человек полностью зависит от божественной благодати, которая одна его спасает. Без благодати ничего не возможно. Человеческая воля, пораженная грехом, никак в спасении не участвует. По мнению Августина, Бог вездесущ. Он наперёд знает о тех грехах которые человек совершит или еще может совершить Одни люди удостаиваются вечной жизни, другие - вечного проклятия, и среди последних - младенцы, умершие некрещеными. Его влияние настолько высоко, что знаменитый Данте Алигьери в своей «Божественной» комедии описал как увидел в верхнем кругу ада некрещенных добродетелей (среди которых были Аристотель, Эврипид и Гомер) и некрещенных младенцев. Однако эта его идея наталкивает меня на мысль, что возможно Августин вовсе не думал что всем кто не является святым грозит вечный ад. Возможно, он имел ввиду то, что только святые спасены от греха, только они могут не грешить и не совершать ошибки, ведь сам Августин далеко не был праведником. Еще в юные годы он связал себя с конкубинатом, который на то время считался блудом. Но Августин не желал ничего слушать. Он говорил что плоть от плоти, и от греха не уйти.

Поскольку первородный грех передается половым путем, он является общим для всех и неизбежным, как и сама жизнь. Августин говорил, что все мы рождены от первородного греха. В конечном счете, церковь состоит из ограниченного числа святых, предназначенных к спасению еще прежде сотворения мира.

Однако церковь принимала далеко не все догматы Августина. Ведь для церкви крайне важно было привлечь новых верующих, а идея о предопределенности пугала людей своей суровость. В добавок она противоречила главному принципу христианской церкви, универсализму, согласно которому Бог хочет спасения людей. И поэтому говорить, что христианская церковь построена только и неукоснительно на идеях Августина нельзя. Скорее всего, церковь взяла из его философии только главную идею. Все крещенные будут вознаграждены, а все кто противостоит церкви будут гореть в ада. И здесь необходимо заметить, что эта философия делает своим краеугольным камнем вовсе не Господа, а церковь. Тогда как Августин говорил, что главное это Господь. Только он решает, кто войдет во врата райя, и только он решает, кто будет гореть в аду. Это можно понять из его учении о том, что все науки должны посвятить себя изучению Бога. Августин говорил, что любое изучение является часть познания Бога, его Божественной природы. А познав Господа, мы не можем не любить его. Всякое знание должно вести к Богу и к любви к нему.

Говоря о деяниях Бога, мыслитель подчеркивали его не грешность, святость и вездесущность. Бог был прежде всех вещей, всех идей. И за знаниями душа должна обращаться к Богу. Она способна познать мир в свете сияния и не грешимости Бога. Человек осознает Божье величие, познавая мир, служит заповедям, что бы заслужить спасение.Бог заранее знает о том, что будет, и вся наша жизнь протекает по его плану. Но в мире творится и зло. Почему Бог допускает зло?

Августин говорил, что зло это вовсе не некая свободная сила. Зло задумано. Зло есть всего лишь отсутствие или нехватка добра. Злым может быть только доброе. Где нет никакого добра, там не может быть и какого-либо зла. Он считал что что бы злу стать добром необходимо всего лишь добавить капельку добра. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего: «Всякая природа, которая может стать лучше -- хороша».[8]

Бывает и так, что мучащее человека зло, в конечном счете, оборачивается добром. Так, например, человека наказывают за преступление (зло) с целью принести ему добро через искупление и муки совести, что приводит к очищению.

Иными словами, без зла мы не знали бы, что такое добро.

Но необходимо вернуться в идеи предопределения и свободы выбора. Первые люди до грехопадения обладали свободной волей -- свободой выбирать между добром и злом. Ограничивающим фактором в их свободе выступал нравственный закон -- чувство долга перед Богом.

Информация о работе Философия Августина Блаженного