Философия Августина Блаженного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 15:32, реферат

Краткое описание

Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из отцов церкви считается Аврелий (Блаженный) Августин (354 - 430). Главное произведение Августина Блаженного — "О граде Божьем" — на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.

Содержание

Введение 3
Биография 4
Этапы творчества 5
Философия Августина Блаженного 6
Заключение 9
Список литературы 11

Вложенные файлы: 1 файл

Августин Блаженный.docx

— 39.20 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Биография 4

Этапы творчества 5

Философия Августина  Блаженного 6

Заключение 9

Список литературы 11

 

 

Введение

Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и  наиболее выдающимся из отцов церкви считается Аврелий (Блаженный) Августин (354 - 430). Главное произведение Августина Блаженного — "О граде Божьем" — на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.

Мировоззрение Аврелия Августина - это своеобразное сочетание христианского религиозно-мифологического мировосприятия с философским осмыслением проблем мироздания. Но философия, в понимании Августина, является лишь средством доказательства истинности религии, способом обоснования верности религиозных догматов. В качестве философского фундамента теологии Августин избрал учения Платона и неоплатоников. Поэтому он провел серьезную и глубокую работу по христианизации платонизма и неоплатонизма, возводя в абсолют те принципы этих учений, которые соответствовали христианству, и, отвергая те, которые для христианства были неприемлемы. В результате платонизм и неоплатонизм в течение нескольких веков воспринимались европейскими философами исключительно в христианизированной, а значит и усеченной форме, заданной им Августином.

Аврелий Августин - создатель учения о Церкви как высшей формы организации человеческого общества, возможной на земле. Он теоретически обосновал необходимость утверждения христианской церкви над всеми светскими государствами и государями. Поэтому он всегда и во всем был сторонником теократического общества, в котором Церковь главенствует над всеми светскими государствами.

Аврелий Августин настолько полно и систематизировано осветил в своих сочинениях главные проблемы христианской теологии, что в течение нескольких веков его религиозно-философское учение по сути дела было основным фундаментом всего христианского вероучения. Более того, учение Августина оказало значительное влияние вообще на всю последующую европейскую философскую мысль. Помимо собственного вклада Августина в развитие философского мировоззрения, в европейской философии сохранились и нашли свою новую жизнь идеи Платона и неоплатоников. А многие идеи Августина не утратили своего значения и сегодня.

Целью данной работы является анализ богословской и философской  деятельности Августина на формирование христианского вероучения.

 

Биография

Августин (Аврелий) родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте. Первоначальным своим образованием он обязан матери, христианке  Св. Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом-язычником (римский гражданин, был мелким землевладельцем). В юности Августин не обнаружил склонности к традиционному греческому языку, но был покорён латинской литературой. По окончании школы в Тагасте он отправился учиться в ближайший культурный центр — Мадавру. Осенью 370 г., благодаря покровительству жившего в Тагасте друга семьи — Романиана, Августин отправился на трёхлетнее обучение риторике в Карфаген. В 372 г. у Августина в конкубинате родился сын Адеодат.

В 373 году, после прочтения  «Hortensius» Цицерона, стал изучать философию. Вскоре примкнул к секте манихеев. В то время он стал преподавать риторику сначала в Тагасте, позже в Карфагене. В «Исповеди» Августин подробно остановился на девяти годах, впустую потраченных им на «шелуху» манихейского учения. В 383 г. даже духовный манихейский вождь Фавст не сумел ответить на его вопросы. В этот год Августин принял решение найти учительскую должность в Риме, но там он провёл всего год и получил должность преподавателя риторики в Медиолане.

Прочитав некоторые трактаты Плотина в латинском переводе ритора Мария Викторина, Августин познакомился с неоплатонизмом, представлявшим Бога как нематериальное трансцендентное  Бытие. Побывав на проповедях Амвросия Медиоланского, Августин понял рациональную убеждённость раннего христианства. После этого он стал читать послания апостола Павла и услышал от викарного  епископа Симплициана историю обращения в христианство Мария Викторина. По преданию, однажды в саду Августин услышал голос ребёнка, побудивший его наугад развернуть послания апостола Павла, где ему попалось Послание к Римлянам (13:13). После этого он, вместе с Моникой, Адеодатом, братом, обоими двоюродными братьями, другом Алипием и двумя учениками, удалился на несколько месяцев в Кассициак, на виллу одного из друзей. По образцу цицероновских «Тускуланских бесед», Августин составил несколько философских диалогов.

На Пасху 387 г. он, вместе с  Адеодатом и Алипием, крестился в Медиолане принял крещение от руки Амвросия. После этого, предварительно распродав всё своё имущество и почти совершенно раздав его бедным, вместе с Моникой отправился в Африку. Однако в Остии Моника скончалась. Последняя её беседа с сыном была хорошо передана в конце «Исповеди».

Часть сведений о дальнейшей жизни Августина основана на составленном Поссидием, общавшимся с Августином почти 40 лет, «Житии». Согласно Поссидию, по возвращении в Африку Августин вновь поселился в Тагасте, где организовал монашескую общину. Во время поездки в Гиппон Регийский, где уже было 6 христианских церквей, греческий епископ Валерий охотно рукоположил Августина в пресвитеры, так как ему было трудно проповедовать на латыни. Не позже 395 г. Валерий назначил его викарным епископом и через год умер.

Августин умер 28 августа 430 г., во время первой осады Гиппона вандалами. Останки Августина были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королём лангобардов и погребены в Павии в церкви св. Петра. В 1842 г., с согласия папы, они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами.

Этапы творчества

Первый этап (386—395), характерно влияние античной (преимущественно неоплатонической) догматики; отвлеченность и высокий статус рационального: философские «диалоги» «Против академиков» (то есть скептиков, Contra academicos, 386 г.), «О порядке» (De ordine, 386 г.; первый труд, в котором дано обоснование семи свободных искусств как подготовительного цикла для изучения философии), «Монологи» (Soliloquia, 387 г.), «О жизни блаженной» (De Beata Vita, 386 г.), «О количестве души» (388—389 гг.), «Об учителе» (388—389 гг.), «О музыке» (388—389 гг.; содержит знаменитое определение музыки Musica est ars bene modulandi с подробным толкованием; пять из шести книг против того, что обещает заглавие, трактуют вопросы античного стихосложения), «О бессмертии души» (387 г.), «Об истинной религии» (390 г.), «О свободной воле» или «О свободном решении» (388—395 гг.); цикл антиманихейских трактатов. Часть трудов раннего периода также именуют кассициакскими, по названию загородного дома неподалёку от Медиолана (Cassiciacum, это место в нынешней Италии называется Casciago), где Августин работал в 386—388 гг.

Второй этап (395—410), преобладает экзегетическая и религиозно-церковная проблематика: «О книге Бытия», цикл толкований к посланиям апостола Павла, моральные трактаты и «Исповедь», антидонатистские трактаты.

Третий этап (410—430), вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии: цикл антипелагианских трактатов и «О граде Божьем»; критический обзор собственных сочинений в «Пересмотрах».

Наиболее известными из сочинений  Августина является «De civitate Dei» («О граде Божьем») и «Confessiones» («Исповедь»), его духовная биография, сочинение De Trinitate (О Троице), De libero arbitrio (О свободной воле), Retractationes (Пересмотры). Кроме того, заслуживают упоминания его Meditationes, Soliloquia и Enchiridion или Manuale.

Философия Августина Блаженного

Являлся авторитетным представителем средневековой теологической философии  наравне с Фомой Аквинским.

Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного — "О граде Божьем" — на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.

Иными известными произведениями Августина являются: "О прекрасном и пригодном", "Против академиков", "О порядке".

На богословии и философии  Августина лежит глубокий отпечаток  его темперамента и биографии. Августин придерживается материалистического  взгляда природу человека, которая  является следствием первородного греха  и передается через половую жизнь.

 Для Августина человек  - это душа, которой служит тело. Но человек - это единство души  и тела. Однако именно его темперамент  и постоянная борьба против  нравов того времени привели  к чрезмерному превозношению  божественной благодати и одержимости  идеей о предопределении 

 Августин внес некоторые  заблуждения в развитие западной  ветви христианского вероучения. Он развил учение о чистилище,  как о промежуточном месте  между раем и адом, где души  грешников очищаются. 

 Его взгляды на тысячелетнее  Царство как на эру между  Боговоплощением и вторым пришествием Христа, в течение которой церковь одержит победу над миром, привели к превознесению Римской церкви до уровня Вселенской, которая постоянно стремилась подчинить все своей власти. Опираясь на это утверждение, как на церковную догму, Римские папы вели бесконечные войны за утверждение главенствующего положения католической церкви. До сих пор католическое вероучение отводит церкви особую роль в спасении людей, обремененных первородным грехом.

 Августин отстаивал  учение о роке, предопределении,  отвергая этим свободу воли  человека. По мнению Августина,  Бог устраивает будущие дела; это устроение непреложно и  неизменно. Но предопределение,  не имеет ничего общего с  фатализмом язычников: Бог наказывает, чтобы явить свой гнев и  силу. Всемирная история представляет  собой арену, на которой совершаются  Его деяния. Одни люди удостаиваются  вечной жизни, другие - вечного  проклятия, и среди последних - младенцы, умершие некрещеными.

 Поскольку первородный  грех передается половым путем,  он является общим для всех  и неизбежным, как и сама жизнь.  В конечном счете, церковь состоит  из ограниченного числа святых, предназначенных к спасению еще  прежде сотворения мира.

 Августин сформулировал  некоторые положения, которые,  хотя и не были целиком приняты  католической церковью, породили  бесконечные богословские споры.  Его предопределение компрометировало  христианский универсализм, согласно  которому Бог желает спасения  всем людям. 

 Долгое время Августин  выступал против почитания мучеников.  Не смотря на авторитет Амвросия, он не слишком верил в чудеса, совершаемые святыми, и заклеймил  торговлю мощами. Однако перенос  мощей святого Стефана в Гиппон в 425 году, и последовавшие затем чудесные исцеления заставили его изменить мнение. В проповедях, которые он произносит в период с 425 по 430 гг., Августин объясняет и оправдывает почитание мощей и совершившиеся от них чудеса.

 В его работах из  попытки выразить понимание догматов  веры возникает система христианской  философии. Августин считал, что  основой изучения жизни, как  и философии, является Бог,  поскольку любое изучение является  частью познания Бога. Человек,  познавший Бога, не может не  любить его. Всякое знание должно  вести к Богу, а потом и к  любви к нему.

 Большую ценность имеет  вклад Августина в разработку  христианского толкования истории.  Августин обладал широкими мировоззренческими  взглядами на историю. Он видел  в ней универсальность и единство  всех людей. Августин возвышал  духовное над преходящим, земным в своем утверждении о суверенности Бога, который стал Творцом истории во времени. Несмотря на разнообразие трактуемых им предметов Августина по-настоящему занимали лишь два события: для него привели в действие и определили историю грех Адама и искупительная жертва Христа. Он отвергает теорию вечности мира и вечного возвращения, т. е. он считает, что история линейна. Все, что начинает существовать, делает это вследствие воли Бога. Еще до Сотворения Бог имел в своем сознании план, который и будет частично реализован во времени в виде существования всего земного, а в конечном счете полностью осуществлен уже за пределами исторического развития при участии сверхъестественной силы Божьей, т. е. конец, или цель истории для Августина находится вне ее пределов, во власти вечного Бога.

 После первородного  греха единственное значимое  событие — это Воскресение.  Истина, одновременно историческая  и спасительная, возвещена в Библии, так как, по его мнению, судьба  еврейского народа показывает, что  у Истории есть смысл и конечная  цель: спасение человечества. В целом,  история состоит в борьбе между  духовными потомками Авеля и  Каина. Все исторические периоды  относятся к граду земному,  начало которому положило преступление  Каина, и противоположность которого - Град Божий. Град людей, временный  и смертный, и держится на естественном  воспроизведении потомства. Град  Божий — вечный и бессмертный,  место, где совершается духовное  обновление. Поскольку истинная  цель христианина это спасение, а единственное упование - окончательный  триумф Града Божьего, то все  исторические катастрофы, в конечном  счете, лишены духовного смысла.

 Вклад Августина в  развитие христианства высоко  ценится не только в Римском  католичестве, но и в протестантизме. Он утверждал, что спасение  от первородного и действительного  греха является результатом благодати  суверенного Бога, который неизбежно  спасет тех, кого избрал, поэтому  Протестанты видят в Августине  предтечу Реформации. Католическая  церковь строит свои догматы  в соответствии с мнением Августина.  Она опирается на его суждения  и представления, имеющие непререкаемый  авторитет. Он также считается  отцом римской экклесиологии,  т. е. науки о церкви.

Информация о работе Философия Августина Блаженного