Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 10:08, контрольная работа
Аристотель - величайший из древнегреческих философов, основоположник дуализма, «отец логики», ученик и решительный противник Платона.
Со времен жизни Аристотеля понятие философии претерпело самые разнообразные модификации. Сегодня оно определяется весьма противоречиво и спорно. Несмотря на то, что по отношению к философии, ее проблемам, предмету и методу единство кажется недостижимым, нельзя отрицать наличие в ней различных направлений и подходов или, используя модный после Т. Куна термин «парадигм», число которых не так уж велико.
1. Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля..........................................................................
2. Учение Аристотеля о человеке и государстве.....................................
3. Сходство и различие учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве..............................................................................................
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАРНАУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет: Финансово кредитный
Кафедра: Философии истории и права
Специальность: Финансы и кредит
Контрольная работа № 1
Вариант №7
По дисциплине «Философия»
Студент _________________________
(подпись)
Группа 2 Б-2 Номер личного дела 100.02/1200191
Преподаватель: Кандидат философских наук, доцент, Менькин Николай Павлович
Барнаул 2013
Содержание:
Основные
онтологические и гносеологические
положения философии
Аристотель - величайший из древнегреческих философов, основоположник дуализма, «отец логики», ученик и решительный противник Платона.
Со времен жизни Аристотеля понятие
философии претерпело самые разнообразные
модификации. Сегодня оно определяется
весьма противоречиво и спорно. Несмотря
на то, что по отношению к философии,
ее проблемам, предмету и методу единство
кажется недостижимым, нельзя отрицать
наличие в ней различных
Парадигма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — осмысление мира на основе идей, взглядов и понятий.
Обычно выделяются онтологическая и гносеологическая парадигмы, которые сформировались - одна в античности, а другая в Новое время. В рамках онтологической парадигмы господствует убеждение о данности бытия самого по себе, сопричастность к которому только и придает разумность человеку, его поступкам и учреждениям. Гносеологическая парадигма, напротив, исходит из абсолютности познания или сознания, опираясь на то, что мир дан нам в формах познавательной деятельности; глядя на него, как говорил Кант, мы испытываем удивительное чувство, будто он создан в соответствии с нашим разумом.
Большое значение для развития философии имеют исследования Аристотеля в области гносеологии–теории познания. Ученый исходит из мысли о том, что мир познаваем и существует объективно, независимо от акта познания, мир первичен, а сознание вторично.
Вопрос о познаваемости мира
Аристотель не считает дискуссионным.
Сомнений в объективности познания
у него, видимо нет. «Все люди от природы
стремятся к знанию» - пишет он в
«Метафизике». По его мнению, любознательность
- свойство людей и животных, данное им
от рождения. Аристотель убежден, что мир
человека и мироздание едины, а формы и
законы бытия и мышления в своей сущности
тождественны и имеют один и тот же источник.
Аристотель опровергает точку зрения
скептиков, то есть те, кто «ничего не принимает
за истинное». Человеку не все равно, что
с ним случиться: упадет ли он в пропасть
или нет, он все же проявляет осторожность.
Значит, человек знает, что для него объективно
лучше, а что хуже. Значит, не все в одинаковой
мере истинно. «Дважды два–пять» более
истинно, чем «дважды два–тысяча». Эти
«более» или «менее», по Аристотелю, существуют
в самой природе вещей. А если одно суждение
всегда более истинно, чем другое, то тезис
о том, что нет ничего истинного в том смысле,
что все одинаково ложно, опровергнут.
Есть возражения у Аристотеля и против
сторонников субъективного идеализма,
как позднее было названо учение о создании
отдельного человека в качестве основы
существующего мира. Аристотель согласен,
что, не будь одушевленных существ, не
было бы и чувственных представлений о
предметах. Но то, что при этом не было
бы и самих предметов, Аристотель считает
не верным. «Чувственное восприятие, само
собой разумеется, не имеет своим предметом
само себя, но есть и что-то другое, помимо
восприятия, что должно существовать раньше
него».
Основную трудность познания мироздания
Аристотель видит в том, что сущность вещей
не лежит на их поверхности. Философ различает
«более явное и известное для нас» (то
есть то, что ближе к чувственному восприятию)
и «более явное и известное с точки зрения
природы вещей» (суть бытия и причины отдельных
вещей и явлений, вообще первоначала и
первопричины). Это последнее Аристотель
считает наиболее трудным для человеческого
познания, поскольку первоначала наиболее
удалены от чувственного восприятия. Но
вместе с тем Аристотель считает эти первоначала
наиболее познаваемыми, поскольку они
лучше воспринимаются мыслью. Первоначала,
«максимально познаваемый предмет», постигается
только мыслью - значит, познается целиком
и полностью, тогда как то, что ближе к
чувственному восприятию труднее для
мысли. В этом смысле первоначала наиболее
трудны для познания, идущего от чувственного
восприятия.
Таким образом, можно заметить, что первичной
познавательной способностью Аристотель
считает ощущение. Причем философ не противопоставляет
чувственное и разумное, как это делали
до него Парменид и Платон. Он стремиться
к единству и того, и другого.
Аристотель не только отмечает значительную роль чувственного восприятия в познании, но и пытается выяснить его механизмы. В нескольких главах трактата «О душе» Аристотель подробно анализирует чувства, свойственные не только человеку, но и животному: осязание, обоняние, вкус, слух, зрение, выявляет их роль в чувственном восприятии, кроме того, ставит вопрос, как же все-таки оно происходит. «Относительно любого чувства необходимо вообще признать, что оно есть то, что способно воспринимать формы ощущаемого без его материи, подобно тому, как воск принимает отпечаток без железа или золота». Орган чувства тождественен со способностью ощущения, но существо его иное, ведь иначе ощущение было бы пространственной величиной. Чувственное знание адекватно и объективно. Благодаря ему человек способен воспринимать различные свойства тел. Общие же свойства - величина, число, единство, движение, покой - воспринимаются, по Аристотелю, всеми органами чувств, особого органа для них нет.
Ощущения оставляют след в виде
представлений. До Аристотеля философы
различали только ощущение и мышление.
Им же было открыто, что существует
область представлений как
Однако, несмотря на то, что чувства
способны дать адекватное значение единичного,
Аристотель не придает им большого
значения. «Чувственное восприятие общо
всем, а потому это вещь легкая, и
мудрости в нем нет никакой».
С чувственных восприятий, которые составляют
самые главные наши знания об индивидуальных
вещах лишь начинается, по Аристотелю,
восхождение познающего субъекта к познанию
общего. Дальше познание поднимается на
ступень опыта, которая является общей
для человека и некоторых животных. Сам
опыт, по Аристотелю, возможен вследствие
повторяемости чувственных восприятий
и накоплению их в сознании благодаря
памяти. «Ряд воспоминаний об одном и том
же предмете имеет в итоге значение одного
опыта». С опытом, дающим знание индивидуальных
вещей, Аристотель связывает практическую
действенность знания. Дальнейшая ступень
восхождения–«искусство», которое, в
отличие от опыта (знания индивидуальных
вещей), является уже знанием общего и
причин. Знание же общего происходит из
обобщения знания единичного, то есть
возникает из опыта в результате абстрагирующей
работы мышления. Так, искусство появляется,
по Аристотелю, тогда, когда «в результате
ряда усмотрений опыта установится один
общий взгляд относительно сходных предметов».
Еще более высокая ступень познания науки,
высшая из которых - философия, познающая
принципы.
Интересно, что по Аристотелю, наука отличается от искусства не гносеологически, а социально: она существует ради самой себя и, в отличие от искусства, не служит пользе, практике. Целью науки Аристотель видит познание не частного (что важно в практике), а общего. Знание общего само по себе заложено в разумной душе.
Основное содержание философского
учения Аристотеля изложено им в "Метафизике".
Философ сохраняет характерное
для элеатов и Платона
В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия. Он выделяет четыре вида причин:
1. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.
2. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанция бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.
3. Действующие или производящие рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.
4. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы "Почему?" и "Для чего?"
В онтологических воззрениях Аристотеля проявляются определенные элементы идеализма и метафизичности (например, в его понимании пространства и времени, конечной причины, принципа целесообразности или понятия энтелехии), хотя его убеждение в реальности внешнего мира, подчеркивание значения первых сущностей и производности вторичных, как и его рассуждения о движении в связи с существованием в нем противоречий, несут в себе зародыши материалистического и диалектического понимания действительности, что отмечалось во многих позднейших материалистических концепциях , так как он смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени.
Учение Аристотеля о человеке и государстве.
Главное отличие человека от животного, по Аристотелю, основывается на способности человека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная же жизнь предполагает нравственную позицию. Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость. Центральное понятие аристотелевской этики добродетель. Добродетелью обладает не каждый человек, а лишь тот, кто сумел ее активно обнаружить, тот, кто действует. Высшей формой деятельности является познавательная и теоретическая. Так же, как и у Платона, аристотелевское учение о человеке направлено на то, чтобы поставить на службу государству личность.
Высшее благо человека определяется Аристотелем в “Никомаховой этике” как счастье. Счастье состоит в деятельности души по осуществлению своей добродетели - чем выше уровень добродетели, тем выше достигаемый уровень счастья. Добродетель не даётся от природы. От природы нам дана возможность приобрести её.
Человеческая душа делится на неразумную и разумную части. Разумная часть распадается на рассудок и разум, иначе на разум практический и разум теоретический. Неразумная часть - на растительную (растущую) и стремящуюся (воля), страстную, аффективную. У собственно разумной души имеются интеллектуальные (дианоэтические) добродетели: мудрость, разумность, благоразумие. Страстная часть души и практический разум берутся Аристотелем в единстве. Их добродетели – добродетели нрава и поведения названы этическими. При этом этические добродетели представляют собой не крайности, а середину между двумя пороками. Дианоэтические добродетели приобретаются путем обучения, этические – путём воспитания. “Каждый – виновник собственного характера”. У этически добродетельного человека страстная часть души повинуется практическому разуму, он в гармонии с самим собой и не знает укоров совести. У порочных людей одна часть души влечёт в одну сторону, другая – в другую, в их душах нет гармонии, их гнетёт раскаяние.
Что касается государства, то Аристотель понимает справедливость как общее благо. Достижению общего блага должна была служить политика, это её главная цель.
Государство определяется Аристотелем как “форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством”. Политическое устройство предполагает власть закона, по которому властвующие должны властвовать и защищать данную форму государственного устройства.
Классифицируя виды политического устройства, философ делит их по количественному, качественному (правильные и неправильные) и имущественному признаку. Государства различаются прежде всего тем, в чьих руках власть - у одного лица (такая форма государственного устройства соответствует монархии), у большинства (политии) или у меньшинства (аристократия). По мнению Аристотеля, хотя монархия и является наиболее древней формой государственного устройства, аристократия все же предпочтительнее монархии. При политии (республике) государство управляется большинством, но у большинства существует единая общая добродетель.
Говоря о наилучшем