Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 14:45, реферат
Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штудгарте, в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, в 1788 г. был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии в Нюрнберге. С 1801 г. преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель-профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. - Берлинского, где некоторое время был ректором. Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Уже в студенческие годы Гегель был занят творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии. Венцом их стала «Философия права» - одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой и политической мысли. Это синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет. Конечно же, такой объемный труд нелегко осветить в одном реферате. В данной работе лишь предпринята попытка коротко изложить основные моменты учения Гегеля о праве и государстве.
Введение
1.Особенность формирования и развития немецкой классической философии
1.1 Особенность формирования немецкой классической философии
1.2 Особенность развития немецкой классической философии
2.Диалектика Гегеля. Система и метод
Заключение
Основные понятия
Библиографический список
В полемике с Ф. Шеллингом
Г. Гегель создает co6ственную философскую
концепцию - панлогизм, или абсолютный
идеализм. Суть философского познания
Г. Гегель видит в понятийном схватывании
сущности вещей. Философия понимается
им как наука о всеобщих законах
духа. Подлинным философским методом
Г. Гегель считает диалектику, законы
и принципы которой он последовательно
и подробно разрабатывает. По мнению
Г. Гегеля, история человечества проникнута
разумностью, она и есть путь разума,
на котором он постигает самого себя.
Собственную философскую
2. Диалектика Гегеля. Система и метод.
ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27.8.1770, Штутгарт,-- 14.11.1831, Берлин), немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. В 1788--1793 учился в Тюбингенском теологическом институте (вместе с Шеллингом и Гёльдерлином). В 1801 -- 1806 жил в Йене. В 1808--1816 директор гимназии в Нюрнберге. С 1816 профессор философии в университетах Гейдельберга (1816 --1818) и Берлина (с 1818).
Гегель начал как
Столь же определенно выступил Гегель против субъективизма Канта и Фихте. Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Отвергая кантовское субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель учил, что явления столь же объективны, как и сущность, сущность является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.
Исходя из диалектического
положения о единстве сущности и
явления, Гегель отверг кантовское учение
о непознаваемости «вещи в
себе»; в природе вещей нет
никаких непреодолимых преград
для познания. «Скрытая сущность вселенной
не обладает в себе силой, которая
была бы в состоянии оказать
Гегель резко критиковал
Шеллинга за недооценку роли логического
мышления и логики вообще, за интуитивизм,
который в конечном итоге привел
Шеллинга к откровенному иррационализму.
Однако, будучи идеалистом, Гегель не смог
подвергнуть критике основной идеалистический
порок своих ближайших
Он полагал, что ни материя,
ни сознание человека не могут рассматриваться
как первичное, ибо сознание невозможно
логически вывести из материи, а
материя также не выводима из человеческого
сознания, которое само должно быть
понятно как результат
Среди других представителей
немецкого классического
Универсальная схема творческой деятельности «мирового духа» получает у Гегеля название абсолютной идеи, а логика определяется как научно-теоретическое «самосознание» этой идеи. Критическое преобразование логики было осуществлено Гегелем в«Науке логики» (1812). «Абстрактная идея» раскрывается в её всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная от самых общих и бедных определениями--бытия, небытия, наличного бытия, качества, количества, меры и т. д. -- и кончая конкретными, т. е. многообразно определёнными понятиями -- действительности, механизма, химизма, организма (телеологии), познания и др. Объявляя мышление «субъектом», т. е. творцом всего духовного богатства, развитого историей, и понимая его как вечную, вневременную схему творческой деятельности вообще, Гегель сближает понятие идеи с понятием бога. Однако в отличие от теистического бога идея саморазвивается, она обретает сознание, волю и личность только в человеке, а вне и до человека осуществляется как внутренне закономерная необходимость.
По Гегелю, «дух» просыпается в человеке к самосознанию сна чала в виде слова, речи, языка. Орудия труда, материальная культура, цивилизация предстают как позднейшие, производные формы воплощения той же творческой силы духа (мышления), «понятия». Исходная точка развития усматривается, т. о., в способности человека (как «конечного духа») к познанию «самого себя» через освоение всего то го «богатства образов», которые до этого заключены внутри духа как неосознанные и непроизвольно возникающие в нём состояния.
Центральное место в диалектике Гегеля занимает категория противоречия как единства взаимоисключающих противоположностей (полярных понятий). Противоречие понимается здесь как «монитор», внутренний импульс развития духа вообще. Движение это восходит от «абстрактного к конкретному», ко всему более полному, многообразно расчленённому внутри, «истинному» результату. Противоречие по Гегелю, недостаточно понимать лишь в виде антиномии, апории, т. е. в виде логически не разрешённого противоречия: его следует понимать более глубоко и конкретно, когда исходная антиномия одновременно и осуществляется, и исчезает («снимается»)
С помощью созданного им
диалектического метода Гегель критически
переосмысливает все сферы
Развитое в «Философии права» учении Гегеля об объективном духе оказало громадное влияние на последующее развитие социологии и социальной философии; с критики именно этого сочинения Гегеля началась выработка Марксом материалистического взгляда на общество и историю. «Объективный дух» охватывает у Гегеля сферу социальной жизни и понимается как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. «Объективный дух» развёртывается в праве, морали и нравственности, причём под нравственностью Гегеля понимает такие ступени объективации человеческой свободы, как семья, гражданское общество и государство. Гегель отмечает противоречия буржуазного общества: поляризацию нищеты и богатства, одностороннее развитие человека в результате разделения труда и т. д.
Историю Гегель рассматривает в целом как «прогресс духа в состоянии свободы», который развёртывается через «дух» отдельных народов, сменяющих друг друга в историческом процессе по мере выполнения своей миссии. Идея объективной закономерности, прокладывающей себе дорогу независимо от желаний отдельных лиц, нашла своё превратное отражение в учении Гегеля о «хитрости мирового разума», пользующегося индивидуальными интересами и страстями для достижения своих целей.
В эстетике Гегель дал содержательную трактовку прекрасного как «чувственное явление идеи», которая берётся не в её «чистой», логической форме, но в ее конкретном единство с некоторымвнешним бытием. Это определило гегелевское учение об идеале и ступенях его развития «формах искусства»). Последние дифференцируются в зависимости от соотношения между идеей и её внешним образом: в символической художественной форме внешний образ лишь намекает на идею (к этой стадии Гегель относит восточное искусство), в классической -- идея и её образ находятся в гармонии и полностью соответствуют друг другу (античное искусство), в романтической -- над внешней формой преобладают духовный элемент, глубина души и бесконечность субъективности (выросшее на основе христианства средневековья и новое европейское искусство).
В лекциях по истории философии
Гегель впервые изобразил историко-
Буржуазная философия послегегелевской поры не смогла усвоить действительного завоевания Гегеля в области диалектической логики. Формально-структурная сторона диалектики Гегеля оказала значительное влияние на экзистенциализм (Ипполит, Сартр, Хайдеггер).
Маркс, Энгельс и Ленин,
охарактеризовав историческую заслугу
Гегеля в разработке идеалистической
диалектики, подвергли её критике
и переосмыслили с
Первый закон: единство и
Единство и борьба противоположностей
- всеобщий закон действительности
и ее познания человеческим мышлением.
Каждый объект содержит в себе противоположности,
которые находятся в