Философия Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 14:45, реферат

Краткое описание

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штудгарте, в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, в 1788 г. был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии в Нюрнберге. С 1801 г. преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель-профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. - Берлинского, где некоторое время был ректором. Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Уже в студенческие годы Гегель был занят творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии. Венцом их стала «Философия права» - одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой и политической мысли. Это синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет. Конечно же, такой объемный труд нелегко осветить в одном реферате. В данной работе лишь предпринята попытка коротко изложить основные моменты учения Гегеля о праве и государстве.

Содержание

Введение
1.Особенность формирования и развития немецкой классической философии
1.1 Особенность формирования немецкой классической философии
1.2 Особенность развития немецкой классической философии
2.Диалектика Гегеля. Система и метод
Заключение
Основные понятия
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

филосовия.docx

— 69.62 Кб (Скачать файл)

В полемике с Ф. Шеллингом  Г. Гегель создает co6ственную философскую  концепцию - панлогизм, или абсолютный идеализм. Суть философского познания Г. Гегель видит в понятийном схватывании  сущности вещей. Философия понимается им как наука о всеобщих законах  духа. Подлинным философским методом  Г. Гегель считает диалектику, законы и принципы которой он последовательно  и подробно разрабатывает. По мнению Г. Гегеля, история человечества проникнута разумностью, она и есть путь разума, на котором он постигает самого себя. Собственную философскую систему  Г. Гегель считал венцом развития философии, в которой дух полностью постигает  свою природу и законы. Принципы диалектичности и историчности мышления, сформулированные и реализованные  в философии Г. Гегеля, были восприняты и материалистически переинтерпретированы в философии К. Маркса и Ф. Энгельса.

 

2. Диалектика Гегеля. Система и метод.

ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27.8.1770, Штутгарт,-- 14.11.1831, Берлин), немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. В 1788--1793 учился в Тюбингенском теологическом институте (вместе с Шеллингом и Гёльдерлином). В 1801 -- 1806 жил в Йене. В 1808--1816 директор гимназии в Нюрнберге. С 1816 профессор философии в университетах Гейдельберга (1816 --1818) и Берлина (с 1818).

Гегель начал как последователь  «критической философии» Канта и  Фихте, но уже вскоре, под влиянием Шеллинга, перешёл с позиций «трансцендентального» (субъективного) идеализма на точку  зрения «абсолютного» (объективного) идеализма  с его главным принципом тождества  разума и действительности. Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая их, Гегель вместе с тем  отвергал ряд ошибочных положений, содержавшихся в учениях этих мыслителей. Гегель справедливо расценивал кантовскую попытку исследовать  человеческую способность познания вне истории познания, вне реального  ее применения как бесплодную схоластическую.

Столь же определенно выступил Гегель против субъективизма Канта  и Фихте. Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Отвергая кантовское субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель учил, что явления столь  же объективны, как и сущность, сущность является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.

Исходя из диалектического  положения о единстве сущности и  явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в  себе»; в природе вещей нет  никаких непреодолимых преград  для познания. «Скрытая сущность вселенной  не обладает в себе силой, которая  была бы в состоянии оказать сопротивление  дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть перед его глазами богатства  и глубины своей природы и  дать ему наслаждаться ими».

Гегель резко критиковал Шеллинга за недооценку роли логического  мышления и логики вообще, за интуитивизм, который в конечном итоге привел Шеллинга к откровенному иррационализму. Однако, будучи идеалистом, Гегель не смог подвергнуть критике основной идеалистический  порок своих ближайших предшественников: для него, также как и для  других идеалистов, природа является производным от сверх природного духа. Именно поэтому Гегель не смог решить тех великих диалектических проблем, которые были поставлены предшественниками его собственной философии.

Он полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться  как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а  материя также не выводима из человеческого  сознания, которое само должно быть понятно как результат предшествующего  развития абсолютного субстанциального первоначал.

Среди других представителей немецкого классического идеализма  Гегель выделяется обострённым вниманием  к истории духовной культуры. Уже  в ранних сочинениях Гегель толкует  иудаизм, античные религии, христианство как ряд закономерно сменяющих  друг друга ступеней развития духа. Свою эпоху Гегель считал временем перехода к новому, исподволь вызревшему в лоне христианской культуры, миропорядку, в образе которого явственно проступают черты буржуазного общества с  его правовыми и нравственными  принципами. В «Феноменологии духа» (1807) духовная культура человечества представлена в её закономерном развитии как постепенное  выявление творческой силы «мирового  разума». Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный (мировой, объективный) дух одновременно познаёт себя как их творца. Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с акта наименования чувственно-данных «вещей» и кончая «абстрактным знанием», т. е, знанием тех форм и законов, которые управляют, изнутри всем процессом духовного развития,-- науки, нравственности, религии, искусства.

Универсальная схема творческой деятельности «мирового духа» получает у Гегеля название абсолютной идеи, а логика определяется как научно-теоретическое «самосознание» этой идеи. Критическое преобразование логики было осуществлено Гегелем в«Науке логики» (1812). «Абстрактная идея» раскрывается в её всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная от самых общих и бедных определениями--бытия, небытия, наличного бытия, качества, количества, меры и т. д. -- и кончая конкретными, т. е. многообразно определёнными понятиями -- действительности, механизма, химизма, организма (телеологии), познания и др. Объявляя мышление «субъектом», т. е. творцом всего духовного богатства, развитого историей, и понимая его как вечную, вневременную схему творческой деятельности вообще, Гегель сближает понятие идеи с понятием бога. Однако в отличие от теистического бога идея саморазвивается, она обретает сознание, волю и личность только в человеке, а вне и до человека осуществляется как внутренне закономерная необходимость.

По Гегелю, «дух» просыпается  в человеке к самосознанию сна  чала в виде слова, речи, языка. Орудия труда, материальная культура, цивилизация  предстают как позднейшие, производные  формы воплощения той же творческой силы духа (мышления), «понятия». Исходная точка развития усматривается, т. о., в способности человека (как «конечного духа») к познанию «самого себя» через освоение всего то го «богатства образов», которые до этого заключены внутри духа как неосознанные и непроизвольно возникающие в нём состояния.

Центральное место в диалектике Гегеля занимает категория противоречия как единства взаимоисключающих  противоположностей (полярных понятий). Противоречие понимается здесь как  «монитор», внутренний импульс развития духа вообще. Движение это восходит от «абстрактного к конкретному», ко всему более полному, многообразно расчленённому внутри, «истинному» результату. Противоречие по Гегелю, недостаточно понимать лишь в виде антиномии, апории, т. е. в виде логически не разрешённого противоречия: его следует понимать более глубоко и конкретно, когда исходная антиномия одновременно и осуществляется, и исчезает («снимается»)

С помощью созданного им диалектического метода Гегель критически переосмысливает все сферы современной  ему культуры. На этом пути он всюду  открывает напряженную диалектику, процесс постоянного «отрицания»  каждого наличного, достигнутого состояния  духа следующим, вызревающим в его  недрах состоянием в виде конкретного, имманентного ему противоречия. Критический  анализ современного ему состояния  науки и её понятий переплетается  у Гегеля с некритическим воспроизведением и философским «оправданием»  ряда догм и предрассудков современного ему сознания. Это противоречие пронизывает  не только логику, но и др. части гегелевской  философской системы -- философию природы и философию духа, составляющие соответственно 2-ю и 3-ю части его «Энциклопедии философских наук» (1817). Философия духа развёртывается далее в «Философии нрава» (1821) и в изданных после смерти Гегеля лекциях по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии. Так, в философии природы Гегель, критически анализируя механистические воззрения науки 18 в., высказывает ряд идей, предвосхищающих последующее развитие естественнонаучной, мысли (напр., о взаимосвязи и взаимопереходах определений времени и пространства, об «имманентной целесообразности», характерной для живого организма, и т. д.), но одновременно отказывает при роде в диалектическом развитии. Рассматривая прошлое лишь с точки зрения тех диалектических коллизий, которые вели к созреванию «настоящего», т. е. современности, некритически понятой как венец и цель процесса, Гегель завершает философию истории идеализированным изображением прусской конституционной монархии, философию права - идеализированным изображением буржуазного правосознания, философию религии - апологией лютеранства. Консерватизм Философской системы Гегеля выступает здесь в противоречие с пронизывающим её диалектическим методом.

Развитое в «Философии права» учении Гегеля об объективном духе оказало громадное влияние на последующее развитие социологии и социальной философии; с критики именно этого сочинения Гегеля началась выработка Марксом материалистического взгляда на общество и историю. «Объективный дух» охватывает у Гегеля сферу социальной жизни и понимается как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. «Объективный дух» развёртывается в праве, морали и нравственности, причём под нравственностью Гегеля понимает такие ступени объективации человеческой свободы, как семья, гражданское общество и государство. Гегель отмечает противоречия буржуазного общества: поляризацию нищеты и богатства, одностороннее развитие человека в результате разделения труда и т. д.

Историю Гегель рассматривает  в целом как «прогресс духа в состоянии свободы», который  развёртывается через «дух» отдельных  народов, сменяющих друг друга в  историческом процессе по мере выполнения своей миссии. Идея объективной закономерности, прокладывающей себе дорогу независимо от желаний отдельных лиц, нашла  своё превратное отражение в учении Гегеля о «хитрости мирового разума», пользующегося индивидуальными  интересами и страстями для достижения своих целей.

В эстетике Гегель дал содержательную трактовку прекрасного как «чувственное явление идеи», которая берётся не в её «чистой», логической форме, но в ее конкретном единство с некоторымвнешним бытием. Это определило гегелевское учение об идеале и ступенях его развития «формах искусства»). Последние дифференцируются в зависимости от соотношения между идеей и её внешним образом: в символической художественной форме внешний образ лишь намекает на идею (к этой стадии Гегель относит восточное искусство), в классической -- идея и её образ находятся в гармонии и полностью соответствуют друг другу (античное искусство), в романтической -- над внешней формой преобладают духовный элемент, глубина души и бесконечность субъективности (выросшее на основе христианства средневековья и новое европейское искусство).

В лекциях по истории философии  Гегель впервые изобразил историко-философский  процесс как поступательное движение к абстрактнойистине, а каждую отдельную философскую систему - как определённую ступень в этом процессе.

Буржуазная философия  послегегелевской поры не смогла усвоить действительного завоевания Гегеля в области диалектической логики. Формально-структурная сторона диалектики Гегеля оказала значительное влияние на экзистенциализм (Ипполит, Сартр, Хайдеггер).

Маркс, Энгельс и Ленин, охарактеризовав историческую заслугу  Гегеля в разработке идеалистической  диалектики, подвергли её критике  и переосмыслили с материалистических позиций. Маркс подчёркивал, что  его «...диалектический метод по своей, основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью». Ленин отмечал, что логику Гегеля необходимо очистить от мистики. Энгельс писал: «Свое завершение эта новейшая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.... Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее». Как видно из слов Энгельса, выдающееся значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал 3 закона диалектики:

Первый закон: единство и борьба противоречий

Единство и борьба противоположностей - всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением. Каждый объект содержит в себе противоположности, которые находятся в неразрывном  единстве, взаимопроникают друг в  друга и взаимоисключают друг друга не только в разных но и в одном и том же отношении. Их единство относительно, их борьба абсолютна. Борьба противоположностей означает, что противоречие непрерывно разрешается и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению старого предмета в новый. Этот закон объясняет тем самым объективный внутренний «источник» всякого движения (отвечает на вопрос «почему?»), позволяет понять движение как самодвижение. На бытовом уровне этот закон хорошо иллюстрируется на примере человека, вся жизнь которого состоит из борьбы противоположностей. В каждом человеке сочетаются хорошие и плохие качества. В одной ситуации человек будет вести себя как «человек», в другой нет; сегодня он один, завтра - другой; окружающая среда постоянно меняет человека, но и он постоянно ее меняет…

Информация о работе Философия Гегеля