Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:06, реферат
Зарождение философии в Древней Греции (античной) относится к VII-VI вв. до н.э., а как зрелая форма мысли и мировоззрения философия оформляется к середине V в. до н.э. Это время, когда происходит разделение умственного и физического труда, ремесла и земледелия. Расцветает античный полис – город-государство, место индивидуальной и коллективной жизни людей во всех ее проявлениях.
Общая характеристика античной философии: космоцентризм, гилозоизм, поиски первоначала.
Классический век древнегреческой философии: Софисты и Сократ, объективный идеализм Платона, дуализм Аристотеля.
Эллинистически-римская философия: школа Эпикура и стоицизм.
Учение
Платона – первая в истории
философии система
Основу
бытия-сущего составляют
Как и сущее вообще, каждая идея вечна и неизменна, представляя собой нечто «не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения.» Число идей велико, но не бесконечно, ибо идею имеет не всякий объект чувственного мира, но лишь тот, что отвечает требованиям нравственности и блага. Платоновский идеализм носит ярко выраженный этический характер, ибо идеальный мир противостоит обыденному не только как абстрактное – конкретному, но и как благое – злому. Поэтому идеей всех идей, высшей идеей у Платона выступает идея блага как такового – источник истины, гармонии, красоты, основа знания и добродетели. Благо подобно Солнцу: то, что в чувственном мире называется Солнцем и дает всему видимому рождение, рост и питание, в мире идей является благом – причиной бытия и существования. Идея блага увенчивает пирамиду иерархически организованного мира идей Платона.
Мир идей – это мир вечных сущностей, отсюда затем эти сущности сообщаются вещам чувственного мира, придавая им смысл и общность значения. Отношения идей к вещам определяются тремя понятиями: подражание, причастность и присутствие. Но если идея – это сущее, или нечто общее, объединяющее класс явлений, то откуда же берется разнообразие, множественность и чувственная конкретность внешнего мира? Такую причину Платон увидел в материи – втором после идей начале мироздания. Материя – это некое пространство, «некоторый вид – незримый, бесформенный, неуловимый». В тоже время она необычайно пластична и способна принимать различные формы. Материя – источник множественности, единичности, вещности, изменчивости. Она «мать», «кормилица», «восприемница» всякого рождения и возникновения. Чувственный мир есть порождение мира идей (активное, мужское начало) и мира материи (пассивное, женское начало). Каждая вещь чувственного мира «причастна», т.об. и к идеи, и к материи.
Итак, всякая
конкретная вещь есть
Природа
человека также дуалистична, в
основе её –
Платон разделяет
восточную идею переселения
Третий аргумент заключается в неизменности и тождественности души, что указывает на её божественную, бессмертную природу. Будучи идеей тела, душа бессмертна как всякая идея. В четвертых, сама душа имеет свою идею, а именно идею жизни. Душа вечна как идея жизни. После смерти человека душа возвращается на небеса, но не сразу, а после отбытия определенного наказания за содеянное во время пребывания в теле. «Ведь душа,- пишет философ,- не уносит с собою в Аид ничего, кроме воспитания и образа жизни, и они-то, говорят, доставляют умершему либо неоценимую пользу, либо чинят непоправимый вред с самого начала его пути в загробный мир». Главная задача души – вести жизнь добродетельную и возвышенную, чему и учит философия, ибо «душа философа решительно презирает тело и бежит от него, стараясь остаться наедине с собою».
Философы
играют также главную роль
в создаваемой Платоном модели
идеального государства.
Аристотель(384-322 гг. до н.э.) – величайший древнегреческий философ, родился в полисе Стагира, рядом с Македонией (отсюда прозвище Аристотеля – Стагирит).Отец Аристотеля Никомах – придворный врач македонского царя, сам Аристотель позже становится воспитателем Александра Македонского. Около двадцати лет Аристотель провел в Академии Платона, став одним из его любимых учеников и друзей, что, однако, не мешало ему критиковать своего учителя. Впоследствии Аристотель скажет: «Платон мне друг, но истина дороже.»
Предмет философии по Аристотелю - не природа, а то, что существует сверх нее, высшие причины и первые начала всего сущего. Онтология (учение о бытии) Аристотеля, т.об., тесно связана с телеологией – учением о целях и причинах. Главный вопрос: что есть сущность? не может быть решен в духе платоновской теории идей, ибо, по Аристотелю, «не может отдельно существовать сущность и то, сущностью чего она является».
«Суть бытия» вещи – её форма, или её первая сущность. Форма – не всякое общее начало, но минимально общее, почти единичное, которое практически сливается с самой вещью. Форма также – это тот или иной вид определенного рода. Это не качество, не количество, не отношение, а то, что составляет суть вещи, без чего её нет. Форм столь, сколько низших видов, далее не распадающихся ни на какие другие виды. Формы вечны, их «никто не создает и не производит», они существуют сами по себе и, соединяясь с материей, образуют вещи. Это активное начало, в противоположность пассивной материи.
Материя – вторая по значимости причина бытия, она не может быть сущностью, являясь лишь восприемницей формы. Материя – это бесформенное, неопределенное вещество, не обладающая никакими определенными качествами. Материя – это также то, «из чего вещь состоит», и то, «из чего вещь возникает». Она безжизненна, пассивна, неопределённа и сама по себе не способна ничего породить. В то же время роль материи очень велика. Она также вечна, как и форма и также необходима. Материя и форма два совечных начала. Все, что существует в природе, состоит из материи и формы. Без материи не может быть природы и вещей, являясь носителем возможности, она – источник множественности и индивидуализации вещей.
Соединение материи с формой происходит, с точки зрения Аристотеля, не случайно, но подчиняясь определенной целесообразности. Именно поэтому третьей высшей причиной бытия Аристотель считает энтелехию, или цель, к которой стремятся все имеющие смысл процессы и явления. Энтелехия – это то, ради чего вещь существует. Конечной целью всякого существования Аристотель считает стремление к благу как наиболее полному раскрытию всех своих возможностей.
Четвертое
и последнее первоначало
Итак, четыре
причины, или первоначала
Все четыре причины вечны и присутствуют как в деятельности человека, так и в любом природном объекте. Вещь- совокупность всех четырех причин, однако, по сути, формальная, целевая и движущая причина могут быть сведены к одной – формальной, и тогда остаются два независимых и несводимых друг к другу первоначала: материя и форма.
Высшей
формой, формой всех форм и
вместилищем всех неподвижных
сверхчувственных сущностей
Бог абсолютно
лишен материи, являясь чистой
действительностью и высшей
Учение о Боге (телеология) оказывается у Аристотеля тесно связанным с учением о душе (психология). Ценность души определяется степенью её причастности к божественному. Душа есть форма и энтелехея естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Душу имеют только естественные тела, она – спутница жизни. Аристотель различает три вида душ:1)растительная (вегетативная) - первая и самая общая способность души к рождению, питанию и росту, это минимальная причастность к божественному; 2)животная (чувственная)– обладает способностью к ощущению и движению; 3)человеческая (рациональная)- кроме растительного и животного компонента обладает также и разумом, т.е. способностью осуществлять познание, установление, выбор.
Душа тесно связана с телом, являясь его «составной сущностью». Душе небезразлично, в каком теле она находится. Растительные и животные души неотделимы от тела, тогда как разумная душа независима от тела, ибо ум не разрушается и не уничтожается, он «есть, пожалуй, нечто более божественное и ничему не подверженное». Ум бессмертен и вечен, именно благодаря уму человеческая душа приобщается к божеству, а значит, и к бессмертию.
Аристотель
основатель биологии как науки.