Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:21, реферат
Борьба за выживание и освоение новой сферы нашли свое отражение в ведической литературе. «Веды» — это история и регламент жизни ариев. В ведических текстах встречаются высказывания о происхождении мира, его субстанции. В качестве основы бытия рассматривается Брахман — священная сила, из которой все возникает и в которую все возвращается.
1. Философия Древней Индии: специфика, основные школы и направления……………………………………………………………….3
2. Августин Блаженный и Фома Аквинский: патристика и схоластика...7
3. Философия и метод Г. Гегеля……………………………………………13
4. Психоаналитическая философия (Фрейд, Юнг, Фромм)………………17
5. Движение как способ существования материи. Движение и развитие. Классификация форм движения материи……………………………….19
6. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Основные черты постиндустриального развития цивилизации……….20
7. Философия бизнеса, социально-психологические основы бизнеса. Общий и частный интерес………………………………………………..24
8. Философский словарь…………………………………………………….25
9. Философы…………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………………..
Фома Аквинский (ок. 1226—1274) происходил из знатного неаполитанского рода. С пяти лет он обучался в монастыре бенедиктинцев, а затем в университете Неаполя. В 18 лет он решил стать монахом ордена доминиканцев и настоял на своем, несмотря на протесты семьи. Будучи монахом, Фома продолжал изучать теологию, сначала в Париже, а затем в Кельне. Фома был основательным человеком, и, лишь пройдя все ступени обучения и получив степень магистра, он начинает писать собственные работы и участвовать в диспутах по теологическим вопросам. Упорство Фомы было вознаграждено. В 1259 году именно ему была поручена работа над наследием Аристотеля. Результатом стал грандиозный труд под названием «Сумма теологии», который Фома писал более 10 лет. В 1273 году работа над ним была завершена. А уже в марте 1274 года Фомы не стало.
Историю схоластики обычно делят на периоды. Первый период схоластики с IX по XII век — это время логических споров и дискуссий, когда теология видела в философии лишь своеобразное техническое средство для решения своих проблем. С XII по начало XIV века — второй период схоластики. Только здесь философия вновь обретает собственное поле деятельности. Им становится исследование природного и человеческого мира в его отношении к Богу. Постижение Бога у Фомы возможно лишь через изучение его творения. И сделав такой вывод, церковь в лице Фомы обрела в Аристотеле не противника, а мощного союзника.
Мир у Фомы предстает как иерархическая система, в чем-то аналогичная системе Эриугены. Здесь тоже четыре ступени. Первая — это неживая природа. Над ней возвышается мир растений и животных. Из него вырастает высшая ступень — мир людей, который образует переход к сверхъестественной и духовной сфере. Наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог. Фома использует в своем учении аристотелевский гилеморфизм, согласно которому все сущее состоит из материи и формы. На низшей ступени бытия у Фомы форма составляет лишь внешнюю определенность вещи. Это соответствует формальной причине. Сюда относятся неорганические стихии и минералы. На следующей ступени форма предстает как конечная причина, которая характерна для растений. Они получают свою целесообразную форму как бы изнутри, в процессе роста. Третий уровень — это животные, и здесь форма становится действующей причиной. Поэтому для животных характерен не только рост, но и перемещение в пространстве, а также ощущение. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не в качестве организующего принципа материи, а сама по себе, т. е. независимо от материи. Здесь форма является духом, разумной душой.
Различение ступеней природы связано у Фомы с другими понятиями, заимствованными у Аристотеля, а именно с понятиями актуальности и потенции. Актуальность буквально означает действенность, акт — действие. Потенция, наоборот, означает только возможность действия, способность к действию. У Аристотеля возникновение различных вещей в природе происходит путем превращения возможности в действительность. Растение, например, сначала является семенем. А семя — это растение в возможности, в потенции. Затем оно переходит в актуальное состояние. Таким образом, возможность у Аристотеля совпадает с материей. Ведь именно в ней заключена потенциальная возможность превращения в любую вещь. При этом Аристотель различает материю как абсолютно бесформенное и неопределенное начало бытия и материю определенную, оформленную. Неопределенное начало бытия Аристотель называл «первой материей», а оформленную в виде камня, железа и т. п. — «второй материей». «Вторая материя», по Аристотелю, постоянно трансформируется, т. е., утрачивая свою форму, перестает быть тем, чем она была. Но «первая материя», по Аристотелю, не может ни возникнуть, ни исчезнуть. А в результате мир в учении Аристотеля существует вечно, хотя и ограничен в пространстве. Последнее, а именно то, что мир ограничен в пространстве, полностью согласовывалось с христианской космологией. Но бесконечное существование мира во времени несовместимо с христианским учением о сотворении мира. И это стало одним из главных препятствий на пути приспособления аристотелизма к христианству. Выход был найден Фомой, и заключался он в том, что потенция из первичного состояния мира была превращена во вторичное. Потенциальная возможность, или «первая материя» Аристотеля, у Фомы становится результатом божественного творения. Так в учение Аристотеля была введена идея креационизма, т. е. творения мира из ничего, соответствующая сути христианского вероучения.
Особое место в учении Фомы Аквинского занимают «доказательства» бытия Бога, которые он, будучи великим систематизатором схоластики, излагает в ясной и системной форме. У Фомы таких «доказательств» пять. И все они основаны на принципе постижения Бога по его творениям. Первое доказательство, которое называют сегодня «кинетическим», состоит в том, что если в мире все движется, то должен обязательно существовать Перводвигатель, т. е. Бог. Второе «доказательство» основано на том, что если в мире все причинно обусловлено, то должна быть Первопричина, т. е. Бог. Суть третьего «доказательства» заключается в том, что, если природные вещи возникают и погибают, и происходит это как по необходимости, так и случайно, то должна существовать в действительности и некая абсолютная необходимость, т. е. Бог. В четвертом «доказательстве» Бог является абсолютным Совершенством, поскольку в мире есть более или менее совершенные предметы. А в пятом «доказательстве» Фома говорит о Боге как руководящем начале мира, т. к. вокруг нас все стремится к наилучшему сознательно или инстинктивно.
Божественное провидение, согласно Фоме, осуществляется не непосредственно, как это было у Августина, а посредством естественных законов. Например, такие явления, как войны, эпидемии и т. п., по мнению Фомы, зависят не от Бога, а от совокупности естественных причин. И потому человек, утверждает Фома, способен через свою деятельность повлиять на ход событий. Этот мотив выражен в учении Фомы Аквинского совершенно явно. Таким образом, католицизм в лице Фомы ответил на стремления поднимающегося «третьего сословия», которое хотело действовать, преследуя свои интересы. Бог, согласно Фоме, в момент рождения наделяет каждого человека его особой, неповторимой душой, которая не погибает со смертью тела. В этом вопросе Фома — последовательный христианский мыслитель, а потому не допускает метемпсихоза, т. е. переселения душ, и, тем более, переселения душ людей в тела животных.
Новации Фомы Аквинского, таким образом, заключаются не здесь, а там, где разговор о бестелесной форме нашего тела затрагивает тему личного спасения. Проблема души как персоны напрямую связана с идеей личного спасения. Здесь вероучение не только провоцирует определенную постановку проблемы души и тела, но и склоняет в пользу тех или иных ее решений. Таким образом Фома Аквинский достигает своеобразного компромисса между душой и телом там, где предполагается их принципиальное единство и одновременно — коренное различие. Христианская идея личного спасения основана именно на таком противоречивом отношении между душой и телом в рамках индивидуального образования — личности. И томизм — это одна из попыток теоретически представить, как возможно противоречивое единство души и тела в их земном существовании на фоне последующего автономного бытия души в существовании посмертном. Найденный Фомой компромисс оказался сугубо теоретическим решением. Предложенная им трактовка души как индивидуальной формы и акта тела, способных к бытию вне тела, — это чисто схоластическое решение проблемы.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - создатель философской системы, названной им "абсолютным идеализмом". Все действительное, по Гегелю, разумно, постижимо средствами логики, т.е. постижимо в понятиях.
Философская система Гегеля состоит из трех частей:
- логики;
- философии природы;
- философии духа.
Логика понимается Гегелем
совершенно иначе, чем она трактовалась
на протяжении всего времени существования
этой науки (т.е. начиная с Аристотеля).
Происхождение многого из единого
может быть предметом рационального
познания, инструментом которого является
логическое мышление. Но это - рациональное
познание особого рода: в основе
его лежит диалектическая, а не
формальная логика, и движущим источником
ее является противоречие. Гегель сознательно
отверг аристотелевский закон
Утверждая тождество субъекта (духа, идеи) и объекта (природы, материи), Гегель утверждает, что диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе. Диалектика вещей есть лишь отраженная, "отчуждённая" форма подлинной диалектики, "жизни понятий", как они существуют сами по себе, как бы в мышлении бога. Но бог мыслится Гегелем при этом пантеистически - не как личный бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе.
Абсолютный идеализм философии Гегеля связан с его стремлением охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единым понятием. Таким исходным понятием гегелевской системы является "Абсолютная идея". Первое и основное определение "Абсолютной идеи", по Гегелю, есть разум. "Абсолютная идея" - это разум, мышление, разумное мышление, Дух. У Гегеля "Абсолютная идея" есть субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей.
Универсальная схема творческой деятельности "мирового духа", "философия духа" раскрывается у Гегеля на основе процесса саморазвития "Абсолютной идеи". Она существует вечно и содержит в скрытом, "свернутом" виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений. В процессе саморазвития "Абсолютная идея" проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактного - общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием.
Первым этапом самораскрытия "Абсолютной идеи" является логика. Логика, по Гегелю, - это научно-теоретическое осознание "Абсолютной идеи". Через логику "Абсолютная идея" раскрывается в ее всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная от самых бедных - бытия, небытия, наличного бытия, качества, количества и т.д., и кончая конкретными, многообразно определяемыми понятиями - химизма, биологизма, познания и т.д. Гегель характеризовал категории как текущие, находящиеся в состоянии непрерывного самопроизвольного движения чистые мысли. Как по форме, так и по содержанию категории не нуждаются в чувственно-воспринимаемом материале. Как чистые мысли и ступени развития идеи они, сами по себе, содержательны и поэтому составляют сущность вещей.
Следующий этап саморазвития
- природа - наиболее слабая часть его
системы. Гегель плохо знал естествознание
и поэтому в "философии природы"
можно встретить много
По Гегелю, Бог создает природу с той целью, чтобы из природы возник человек и вместе с ним человеческий дух. Теперь наступает время "философии духа". Философия духа - это философия культуры. Первой стадией развития человеческого духа является, по Гегелю, субъективный дух. Субъективный дух рассматривается Гегелем на трех уровнях: антропологии, феноменологии и психологии. Антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию, феноменология исследует превращение души в сознание по ступеням: сознание - самосознание - разум, психология показывает теоретические и практические способности духа.
Второй стадией развития
человеческого духа является объективный
дух. Объективный дух охватывает
у Гегеля сферу социальной жизни
и понимается как сверхиндивидуальная
целостность, возвышающаяся над
отдельными людьми и проявляющаяся
через их различные связи и
отношения. Объективный дух
В Абсолютном духе осуществляется полное совпадение идеи мышления и бытия. Мировое развитие, по Гегелю, есть самопостижение, самопознание Абсолютной идеи. Идея познает бытие во всем многообразии его определений. Так Гегель разрешает поставленную Кантом проблему согласования субъекта и объекта, мышления и бытия.
Богатство гегелевской философии отнюдь не сводится к ее формальной схеме. Гегелевская "Энциклопедия философских наук" (работа, охватывающая собой все разделы системы Гегеля) интересна не только грандиозностью замысла - рассмотрением материального, природного и духовного мира в их саморазвитии, - но и конкретностью своего содержания, большим собранием фактического материала, накопленного человеческой культурой к началу 19 века. Гегель занял своё значительное место в истории философии именно благодаря тому, что он сумел расположить этот материал в систематической и логически стройной последовательности, составившей его философскую систему. Именно после Гегеля принцип развития - принцип историзма становится одним из самых влиятельных принципов не только в философии, но и в науке в целом.
Но самое ценное философское достижение Гегеля - диалектика, диалектический метод. Гегель открыл и доказал, что противоречивость разума — не слабость его (как полагал еще Кант), а признак мощи, силы. Ибо из противоречий «соткан» весь мир. Диалектика познания воспроизводит диалектику познаваемого.
Психоанализ — направление в современной философии,
объясняющее роль бессознательного, иных
психических процессов в жизни человека
и общества. Основателем психоанализа
считается австрийский ученый - психиатр
Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Опираясь на свой опыт лечения
и диагностики людской психики, он разработал
концепцию бессознательных психических
процессов и метизаций, перенеся их на
социальные явления. Фрейд представляет
психику человека состоящей из противостоящих
друг другу сфер — сознательного и бессознательного,
которые разделены особой психической
инстанцией — предсознательным. Согласно
Фрейду, все душевные процессы бессознательны.
Бессознательное — особая психологическая
реальность, которая присуща каждому человеку,
существует наряду с сознанием и в значительной
степени контролирует его. Согласно Фрейду,
главными факторами, которые руководят
психикой человека, являются удовольствия
и вытеснения, когда психика отторгает
неприемлемое. Поведение человека определяется
инстинктом родового самосохранения.
Все остальные стремления — следствия
неудовлетворенности и переключения сексуальной
энергии на другие области. Фрейд, следуя
традициям социологии и антропологии,
осуществил биологизацию человека, сведя
социальные и психические явления к элементарным
физиологическим и биологическим процессам.
Одна из важнейших проблем психоанализа
— «эдипов комплекс», бессознательное
влечение к родителю. Переживание этого
комплекса определяет направление формирования
личности человека и его поведение в дальнейшей
жизни. Расширяя сферу использования психоанализа,
Фрейд применил его к проблемам межличностных
отношений, к психологии масс, к инстинктам
культуры, которые интерпретировал в духе
психологизма. Главная проблема, которую
пытался решить Фрейд — проблема конфликта
человека и общества. По Фрейду, каждый
человек стремится к удовлетворению своих
инстинктов и влечений, а общество подавляет
эти устремления, что вызывает враждебное
отношение человека к культуре общества.
Принципы и методы психоанализа Фрейд
использует для анализа религии и религиозности.
Он обращает внимание на такие функции
религии, как иллюзорная защита человека
от проявлений природы и защита от несправедливостей
культуры. Фрейд отрицая ценность религии
предложил переход от религиозной веры
к атеизму. На основе учения Фрейда возникло
философское течение неофрейдизма, которое
разработали его продолжатели А.Адлер,
В.Рэйх, Г.Юнг, Э.Фромм.