Карл Густав Юнг (1875 — 1961) выдвинул теорию архетипов.
Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная)
энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые
препятствия окружающей жизни, переводится
не в индивидуальное бессознательное,
а во всеобщее бессознательное в виде
архетипов. Архетипы — универсальные образы, "код"
общечеловеческой вытесненной жизненной
энергии. Ими могут быть содержание снов,
мифы, бред душевнобольного, парапсихологические
эффекты, грезы, галлюцинации. Архетипы
— "зашифрованная" история человечества,
высшие истины. Цель философии - помочь
человеку "расшифровать" архетипы,
понять их смысл, а через них — себя и окружающую
действительность.
Эрих Фромм (1900 - 1980) поставил проблему противоречивости человеческого
существования. Фромм выделяет следующие
основные противоречия человеческого
существования:
• патриархат и матриархат;
• гуманистическое и авторитарное
сознание;
• власть и подчинение;
• стремление к обладанию и просто
жизнь;
• личное бытие (история жизни) и
историческое бытие (история);
• "свобода от" и "свобода
для" — негативная и позитивная
свободы.
Цель философии, по Фромму, - помочь
человеку решить эти противоречия. Главный
способ их решения - культивирование всеобщей
любви, стремление сделать мир добрее,
добиться того, чтобы "желание жизни"
повсеместно вытесняло "желание смерти",
разрушительные истины.
- Движение как способ существования материи. Движение и развитие. Классификация форм движения материи
"Движение в применении
к материи есть изменение вообще".
Основанием движения выступает
всеобщее взаимодействие, которое
объединяет мир в единую целостную
систему. Движение - это выражение внутренней
активности материи. Движение противоречиво:
это единство прерывности и непрерывности,
абсолютного и относительного.
Прерывность движения - это его дифференцированность
на множество процессов. Непрерывность
движения - это взаимосвязь всех видов
движения. Покой есть момент движения.
Он относителен. Невозможен по отношению
ко всем формам движения одновременно.
Абсолютность движения означает:
1. Движение - способ существования материи,
без которой она не существует.
2. Оно неотвратимо и неуничтожимо, как
и материя.
3. Движение определяет характер изменения
материального мира.
Выделяют следующие формы движения:
1. Механическое.
2.Физическое (движение молекул, внутриатомное
и внутриядерное).
3. Химическое (движение атомов).
4. Биологическое (обмен веществ между
организмом и средой).
5. Социальное (развитие общественных отношений
в результате практической деятельности
людей).
- Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Основные черты постиндустриального развития цивилизации
Наиболее разработанными
в отечественной исторической и философской
науке подходами к объяснению сущности
и особенностей исторического процесса
являются формационный и цивилизационный.
Первый из них принадлежит
марксистской школе обществознания.
Его ключевым понятием является категория
«общественно-экономическая формация».
Под формацией понимался
исторически определенный тип общества,
рассмотренный в органической взаимосвязи
всех его сторон и сфер, возникающий на
основе определенного способа производства
материальных благ. В структуре каждой
формации выделялись экономический базис
и надстройка. Базис (иначе он назывался
производственными отношениями) — совокупность
общественных отношений, складывающихся
между людьми в процессе производства,
распределения, обмена и потребления материальных
благ. Надстройка понималась как совокупность
политических, правовых, идеологических,
религиозных, культурных и иных взглядов,
учреждений и отношений, не охватываемых
базисом. Несмотря на относительную самостоятельность,
тип надстройки определялся характером
базиса. Он же представлял собой основу
формации, определяя формационную принадлежность
того или иного общества. Производственные
отношения (экономический базис общества)
и производительные силы составляли способ
производства, понимаемый часто как синоним
общественно-экономической формации.
В понятие «производительные силы» входили
люди как производители материальных
благ с их знаниями, умениями и трудовым
опытом, и средства производства: орудия,
предметы, средства труда. Производительные
силы являются динамичным, постоянно развивающимся
элементом способа производства, тогда
как производственные отношения статичны
и косны, не меняются веками. На определенном
этапе возникает конфликт между производительными
силами и производственными отношениями,
разрешающийся в ходе социальной революции,
перехода на новую ступень общественного
развития, к новой общественно-экономической
формации. Старые производственные отношения
заменяются новыми, которые открывают
простор для развития
производительных сил. Таким
образом, марксизм понимает исторический
процесс как закономерную, объективно
обусловленную, естественно-историческую
смену общественно-экономических формаций.
В некоторых трудах самого
К. Маркса выделены только две большие
формации — первичная (архаическая)
и вторичная (экономическая), которая включает
в себя все общества, основанные на частной
собственности. Третью формацию будет
представлять коммунизм. В других работах
классиков марксизма под общественно-экономической
формацией понимается конкретная ступень
развития способа производства с соответствующей
ему надстройкой. Именно на их основе
в советском обществознании
к 1930 г. сформировалась и получила
характер непререкаемой догмы так называемая
«пятичленка». Согласно этой концепции
все общества проходят в своем развитии
поочередно пять общественно-экономических
формаций: первобытную, рабовладельческую,
феодальную, капиталистическую
и коммунистическую, первой
фазой которой является социализм. Формационный
подход основывается на нескольких постулатах:
1) представление об истории
как о закономерном, внутренне
обусловленном, прогрессивно-поступательном,
всемирно-историческом и телеологическом
(направленном к цели — строительству
коммунизма) процессе. Формационный подход
практически отрицал национальную специфику
и своеобразие отдельных государств, акцентируя
внимание на том общем, что было характерно
для всех обществ;
2) решающая роль материального
производства в жизни общества, представление
об экономических факторах как базисных
для других общественных отношений;
3) необходимость соответствия
производственных отношений производительным
силам;
4) неизбежность перехода
от одной общественно-экономической
формации к другой.
На современном этапе
развития обществознания в нашей
стране теория общественно-экономических
формаций переживает очевидный кризис,
многие авторы выдвинули на первый план
цивилизационный подход к анализу исторического
процесса.
Понятие «цивилизация» одно
из самых сложных в современной
науке: предложено множество
его определений. Сам термин происходит
от латинского слова «гражданский». В
широком смысле под цивилизацией понимают
уровень, ступень развития общества, материальной
и духовной культуры, следующий за варварством,
дикостью. Используют
это понятие и для обозначения совокупности
уникальных проявлений общественных порядков,
присущих определенной исторической общности.
В этом смысле цивилизация характеризуется
как качественная специфика (своеобразие
материальной, духовной, социальной жизни)
той или иной группы стран, народов на
определенном этапе развития. Различные
цивилизации коренным образом отличаются
друг от друга, так как основываются не
на схожей производственной технике и
технологии (как общества одной формации),
а на несовместимых системах социальных
и духовных ценностей. Любая цивилизация
характеризуется не столько производственным
базисом, сколько специфическим для нее
образом жизни, системой ценностей, видением
и способами взаимосвязи с окружающим
миром.
В современной теории цивилизаций
распространены как линейно-стадиальные
концепции (в них под цивилизацией понимается
определенная ступень мирового развития,
противопоставляемая «нецивилизованным»
обществам), так и концепции локальных
цивилизаций. Существование
первых объясняется европоцентризмом
их авторов, представляющих мировой исторический
процесс как постепенное приобщение варварских
народов и обществ к западноевропейской
системе ценностей и постепенное продвижение
человечества к единой мировой цивилизации,
на этих же ценностях основанной. Сторонники
второй группы концепций употребляют
термин «цивилизация» во множественном
числе и исходят из представления о многообразии
путей развития различных цивилизаций.
Различными историками выделяется
множество локальных цивилизаций,
которые могут совпадать с
границами государств (китайская
цивилизация) или охватывать несколько
стран (античная, западноевропейская цивилизация).
С течением времени цивилизации меняются,
но их «ядро», благодаря которому одна
цивилизация отличается от другой, сохраняется.
Абсолютизировать уникальность каждой
цивилизации не следует: все они проходят
через общие для мирового исторического
процесса этапы. Обычно все многообразие
локальных цивилизаций делят на две большие
группы — восточные и западные. Для первых
характерна высокая степень зависимости
индивида от природы и географической
среды, тесная связь человека с его
социальной группой, низкая социальная
мобильность, господство среди регуляторов
общественных отношений традиций и обычаев.
Западные цивилизации, напротив,
характеризуются стремлением к подчинению
природы власти человека приоритетом
прав и свобод личности над социальными
общностями, высокой социальной мобильностью,
демократическим политическим
режимом и правовым государством.
Таким образом, если формация
концентрирует внимание на универсальном,
общем, повторяющемся, то цивилизация
— на локально-региональном, уникальном,
своеобразном. Эти подходы не исключают
друг друга. В современном обществознании
идут поиски в направлении их взаимного
синтеза.
Постиндустриальное общество (или
постиндустриальная цивилизация) – это
этап общественного развития, сменивший
индустриальную цивилизацию на который
вступили ведущие промышленные страны
мира в последней четверти XX века.
Основные черты постиндустриального
общества:
1) формирование компьютерно-технологического
уклада производства. Основу производства
составляют наукоемкие, ресурсосберегающие,
безотходные технологии;
2) минимизация физического труда
человека в процессе производства,
активизация творческих способностей,
умственных затрат;
3) развитие малого и среднего
бизнеса, увеличение роли небольших
предприятий и их «мягких»
форм объединения (ассоциации, торгово-промышленные
группы), деконцентрация (разукрупнение)
производства;
4) процесс деурбанизации – отток населения
из городов. Это позволило трудящимся
в мегаполисах не страдать от перенаселенности,
загрязнения атмосферы, переизбытка транспорта
и других проблем, так как они предпочитают
жить в удаленных от крупных городов предместьях.
Становление постиндустриального
общества, процесс сложный, неравномерный,
пронизанный противоречиями. Это
противоречия между человеком и
современной техникой в социальном,
экономическом и психологическом
аспектах, конфликт между тенденцией
к глобализации и традиционным принципам
национально-государственного суверенитета.
- Философия бизнеса, социально-психологические основы бизнеса. Общий и частный интерес
Предмет социальная психология,
как предмет любой науки определяется
вопросом: “Что изучает данная наука
как самостоятельная, относительно
независимая отрасль знания?”.
Социальная психология как
самостоятельная отрасль научного
знания начала формироваться в конце
XIX века, хотя само понятие стало
широко употребляться только после
1908 года в связи с появлением работ
У. МакДугалла и Э. Росса. Эти авторы впервые
вынесли термин “социальная психология”
в начале своих работ. Некоторые вопросы
социальной психологии были поставлены
очень давно в рамках философии и носили
характер осмысления особенностей взаимоотношения
человека и общества. Однако исследование
собственно социально-психологических
научных проблем началось в XIX веке, когда
социологи, психологи, философы, литературоведы,
этнографы, медики стали анализировать
психологические феномены больших социальных
групп и особенности психологических
процессов и поведения человека в зависимости
от влияния окружающих людей. К этому времени
наука вполне “созрела” для того, чтобы
выявить некоторые социально-психологические
закономерности. Но оказалось, что поставленные
проблемы весьма трудно изучать только
в рамках существовавших тогда наук. Необходима
была интеграция. И прежде всего интеграция
социологии и психологии, поскольку психология
исследует психику человека, а социология
– общество.
Психология и социология,
по образному выражению Г. М. Андреевой,
стали “материнскими” дисциплинами
по отношению к социальной психологии.
В то же время нельзя считать, что социальная
психология – это лишь часть социологии
и психологии. Самостоятельность данной
отрасли научного знания обусловлена
спецификой предмета исследования, который
не может быть изучен только в рамках какой-либо
одной науки. Существует несколько точек
зрения на вопрос о том, что является предметом
исследования социальной психологии.
Рассмотрим наиболее распространённые.
Социальная психология изучает
личность в группе, социуме, обществе.
В отличии от общей психологии социальная
психология исследует не просто психические
процессы индивида, а их специфику в связи
с системой социальных взаимодействий.
С этой точки зрения предметом исследования
является человек среди людей.
8. Философский
словарь
- Абсолютная идея — идея, выражающая полноту всего сущего. Термин, введён Г. В. Ф. Гегелем и является следствием основополагающей идеи его онтологии — тождества бытия и мышления.
- Агностицизм — позиция, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально возможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира.
- Антиномия — появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений.
- Апория — понятие, означающее в древнегреческой философии трудноразрешимую проблему. Апория возникает на основании того, что в самом предмете или в понятии о нем заложено противоречие.
- Априорное знание — термин, означающий знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию.
- Архэ — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир.
- Ахимса - непричинение вреда живому, из чего следует недопустимость убийства. Выражает идею единства природы, взаимосвязи всего живого, направлена на все живые существа без ограничений. Ахимса вменяет человеку любовь и глубокое сострадание ко всему существующему.
- Будда - в буддизме существо, достигшее в ходе множества перерождений абсолют, совершенства и способное указать другим путь к религиозному спасению.
- Бытие - независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы; философская категория, обозначающая объективную реальность (материя, природа), существующую независимо от сознания человека. Бытие - в самом широком значении — существование.
- Вещь в себе — философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего познания. второй —"вещи как они раскрываются человеком в процессе познания. У Канта “вещь в себе” означает также сверхприродные, непознаваемые, недоступные опыту сущности: бог, свобода воли и т. д.
- Герменевтика — искусство и теория истолкования, имеющее целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований.
- Гилозоизм — философское учение об универсальной одушевленности материи.
- Гносеология — философское учение о познании.
- Даосизм — учение о дао, или “пути” (вещей), возникло в Китае в 6—5 вв. до н. э. Основоположником считается Лаоцзы (6—5 вв. до н. э.) — древнекитайский философ, призывавший следовать природе, жить естественной жизнью.
- Демиург — в идеалистической философии Платона и в учениях неоплатоников — творец мира, создатель вселенной; одно из определений божества.
- Диалектика — наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления.
- Диалектический материализм — направление в философии, в котором основное внимание уделено соотношению бытия и мышления и о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Согласно основным положениям марксистско-ленинской философии, диалектический материализм утверждает онтологическую первичность материи относительно сознания и постоянное развитие материи во времени.
- Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность.
- Идеализм — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи.
- Иррационализм - философские учения, настаивающие на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающие основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т. п.
- Истина — адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.
- Йога — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.
- Карма - по общеиндийским представлениям, закон воспроизводства сансары (перевоплощения) по принципу возмездия за совокупность поступков в прошлой жизни.
- Категорический императив — философский термин, характеризующий нравственный закон в этике Канта. Императивом Кант называет предложение, имеющее форму повеления.
- Конфуцианство — одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. Основоположник Конфуций, взгляды которого были изложены его последователями в книге “Лунь юй” (“Беседы и суждения”). Центральное место в учении Конфуция занимает концепция “жэнь” (“человеколюбие”), представляющая собой систему идей “чжун” (“преданность государю”), “и” (“верность долгу”), “сяо” (“сыновняя почтительность”), “куань” (“великодушие”), “ди” (“уважение к старшим”) и др. Согласно Конфуцию, судьба человека определяется “небом”, и то, что люди делятся на “благородных” и “низких”, не может быть изменено. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий — вышестоящему. Однако ведущим направлением в конфуцианстве было оправдание господства привилегированных классов и восхваление “небесной воли”, что послужило основой для создания Дун Чжуншу (2 в. до н. э.) конфуцианской ортодоксальной доктрины.
- Креационизм — идеалистическое учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом акте.
- Логос - философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем слово понимается в данном случае не столько в фонетическом, сколько в семантическом плане, а понятие - как выраженное вербально.
- Майевтика — повивальное искусство, родовспоможение.
- Материализм — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.
- Метафизика - термин “метафизика” возник в 1 в. до н. э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает “то, что следует после физики”. В новое время возникает понимание метафизики как антидиалектического способа мышления, как результата односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе.
- Мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.
- Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.
- Под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей, чья активность направлена на постижение тайн противостоящего ему объекта. Объект — философская категория, выражающая нечто, существующее в реальной действительности (то есть независимо от сознания) — предмет, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя). При этом в качестве объекта может выступать и сам субъект. В качестве субъекта выступает личность, социальная группа или всё общество.
- Онтология - учение о бытии: в классической философии - учение о бытии как таковом, выступающее базовым компонентом философской системы; в современной неклассической философии - интерпретации способов бытия с нефиксированным статусом.
- Пантеизм — философское учение, максимально сближающее понятия “бог” и “природа” с тенденцией к их отождествлению.
- Парадигма — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.
- Прагматизм — философское течение, базирующееся на практике, как критерии истины и смысловой значимости.
- Психоанализ — общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний, предложенные 3. Фрейдом, одна из теоретических основ фрейдизма.
- Рационализм - учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость — логические признаки достоверного знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума.
- Сансара или самсара — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии. Сансара - одно из базовых понятий индийской религии и философии, обозначающее процесс бесчисленных перерождений личности и души, приносящий им страдание.
- Софизм — ложное умозаключение, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики.
- Субстанция — объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного.
- Субъективный идеализм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира.
- Схоластика — средневековая “школьная философия”, представители которой — схоласты — стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии.
- Трансцендентный — термин, означающий то, что находится за границами сознания и познания. Этот термин имеет важное значение в философии Канта, который считал, что познание человека не способно проникнуть в трансцендентный мир, мир “вещей в себе”. Вместе с тем, по Канту, поведение человека диктуется трансцендентными нормами (свободной волей, бессмертной душой, богом).
- Триада Гегеля — троичность, трехступенчатость развития. Всякий процесс развития, согласно Гегелю, проходит три ступени: тезис, антитезис и синтез. Каждая следующая ступень отрицает предыдущую, превращаясь в ее противоположность, а синтез не только отвергает антитезис, но и соединяет в себе по-новому некоторые черты обеих предыдущих ступеней развития. Синтез, в свою очередь, является началом новой триады и т. д. В триаде отражается одна из особенностей развития, когда на основе проделанного пути вновь достигается исходный пункт, но на более высокой ступени. Гегель абсолютизировал триаду и, вопреки собственным заявлениям, превратил ее в Искусственно навязанную действительности схему, в формальный прием построения философской системы, в схему трехступенчатого развития понятия.
- Философия - теоретически выраженное мировоззрение, форма культуры, предлагающая рефлективное осмысление человека и его места в мире.
- Экзистенциализм — иррационалистическое направление в современной западной философии, возникшее в 20 в. как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам человека сегодняшнего дня, пользовавшееся большим влиянием в 40—60-е гг.
- Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте посредством опыта.
- Эйдос - термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое», «то что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл — «конкретная явленность абстрактного», «вещественная данность в мышлении»; в общем смысле — способ организации и/или бытия объекта. В средневековой и современной философии — категориальная структура, интерпретирующая исходную семантику какого-либо понятия.