Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:29, контрольная работа
Хайдеггер (в согласии с обыденным языком) называет убеждение, присутствующее в живом восприятии, настроением. Человеческие настроения мимолетны, но вместе с тем они обладают как бы сверхсубъективной прочностью: человек не властен над ними, не является их инициатором.
Введение
I Философия М. Хайдеггера
II Философия Ж.-П. Сартра
Список использованных источников литературы
Оглавление
Введение
I Философия М. Хайдеггера
II Философия Ж.-П. Сартра
Список использованных источников литературы
Введение
Упоминание об экзистенциализме
(или «философии существования», как
он первоначально именовался) впервые
появилось в конце 20-х годов XXв.
Это идеалистическое течение, поначалу
казавшееся представителям тогдашней
академической мысли
Тип философствования, который
культивировал экзистенциализм, был
необычным. Его представители не
пытались проникнуть в методологические
тайны науки, раскрыть природу искусства,
морали и религии, предложить новые
глобальные философско-исторические конструкции.
Они ставили в центр внимания
индивидуальные смысложизненные вопросы
(вины и ответственности, решения
и выбора, отношения человека к
своему призванию и к смерти) и
проявляли интерес к
Буржуазная философия
классического периода ставила
в центр внимания духовную активность
людей, реализующуюся в научном
и художественном творчестве, в создании
и совершенствовании
Экзистенциализм вырос из
глубокого кризиса буржуазной цивилизации,
он не был непосредственной, первичной
реакцией на него. Наиболее прямым выражением
кризиса явились упадок и сложные
превращения прогрессистски-
Историю экзистенциализма как сложившегося философского направления можно датировать с 1927 г., когда в Германии вышла в свет работа М. Хайдеггера «Бытие и время». Вскоре после этого появляются трехтомная «Философия» К. Ясперса и уже упоминавшаяся работа «Духовная ситуация эпохи». В этих произведениях получает оформление экзистенциалистская концепция личности.
I Философия М. Хайдеггера
Человек понимается в экзистенциализме
прежде всего как существо, приносящее
жизнь в жертву своему предназначению.
«Готовность к
Эта тема и стала главным предметом размышлений М. Хайдеггера. История есть для Хайдеггера история того, с чем встречается человек в своем стремлении к безусловному.
В так называемых «традиционных
обществах» единичный человек удовлетворял
свою тоску но вере благодаря истине
откровения. Именно она, по мнению Хайдеггера,
обеспечивала устойчивость сельской общины
и слаженность внутреннего мира
патриархального крестьянина. Однако
в ходе секуляризации религии
символы откровения потеряли значение
для огромного большинства
Житейский страх выражается в боязни потерять жизнь или определенные жизненные блага. Онтологический страх — это боязнь не найти такого предназначения, ради которого человек добровольно жертвует своей жизнью и благами. Благодаря основательности, первоначальности этого страха и устремленности к «ничто» человек, по словам Хайдеггера, трансцендирует за пределы истории, разрушает, отбрасывает или «выносит за скобки» все относительные достоверности, которые она ему доставляет.
Куда же приводит человека это траисцендирование? Есть ли надежда, что он доберется наконец до безусловного?
Безусловное, говорит Хайдеггер,
находится совсем близко. Оно в
нас самих, оно открывается человеку
не в исторических целеуказаниях, не
в символах религиозного мифа, а
в его собственных безотчетных,
но неоспоримых действиях. Этим действиям
Хайдеггер дает общее название —
«экзистирование». Экзистировать —
значит «быть вне себя» (приставка
«эк» означает «вне»), быть в экстазе,
выходить из берегов своего упорядоченного
сознания, эмпирического кругозора,
социально организованного
Хайдеггер (в согласии с
обыденным языком) называет убеждение,
присутствующее в живом восприятии,
настроением. Человеческие настроения
мимолетны, но вместе с тем они
обладают как бы сверхсубъективной
прочностью: человек не властен над
ними, не является их инициатором. Если
человеку удастся ощутить, «высветить»
то единое, что проявляется в
Экзистенция — это судьба-призвание,
которой человек
II Философия Ж.П. Сартра
В 1939 — 1945 гг. центром экзистенциалистского движения становится Франция. Именно в этот период создают свои наиболее значительные произведения Ж.-П. Сартр, А. Камю и Г. Марсель. В центре нашего внимания будет прежде всего философия Ж.-П. Сартра. Для этого есть несколько причин.
Во-первых, Ж.-П. Сартр —
единственный из основоположников экзистенциализма,
кто сохранил вплоть до последнего
времени серьезное
Во-вторых, в творчестве Сартра
наиболее отчетливо выразилась та противоречивость,
склонность «то к блестящим, то к
скандальным парадоксам» (Маркс), которые
роднят экзистенциализм с
В-третьих, Сартр — наиболее
радикальный представитель
Своеобразие Сартра в том, что в середине 30-х годов он сам был приверженцем того благодушного историцистского оптимизма, который немецкие экзистенциалисты изобличали в других. Не разделяя официальных буржуазных иллюзий, исповедуя леворадикальные общественные идеалы, Сартр вместе с тем наивно (и вполне в духе буржуазной философии истории) уповал па то, что идеалы эти полностью обеспечены общественным прогрессом. Кризис 1929—1933 гг. и тот был воспринят им как этап, через катаклизмы и бедствия которого общество придет к таким формам жизни, о которых мечтала радикальная французская интеллигенция.
Депрессия, последовавшая
за кризисом и сопровождавшаяся такими
явлениями, как победа фашизма в
Германии, консолидация реакционных
сил в самой Франции, установление
здесь беспринципного, постоянно
пасующего перед монополиями
политического порядка, привело
Сартра к глубокому внутреннему
надлому. Прогрессистские иллюзии
сменяются протестом против всякого
доверия к «разумности
Протест против идеи «разумности
действительного» тесно связан в
творчестве Сартра с проблематикой
атеизма. В 1950 г. в работе «Экзистенциализм
— это гуманизм» он прямо заявит,
что экзистенциализм, как он его
понимает, «есть лишь попытка извлечь
все выводы из последовательной атеистической
позиции». Соответственно важнейшую
задачу своей философии Сартр
видит в критике атеизма
Вера эта есть как бы диалектическая хитрость процесса секуляризации и впервые вынашивается такими половинчатыми формами протеста против традиционного религиозного мировоззрения, как деизм и пантеизм. Отрицая личного бога христианства, трансцендентного и потустороннего, они одновременно утверждают бога в качестве структуры и смысла этого посюстороннего мира, представляют последний в качестве богоустроенного, насквозь проникнутого благим (на человека рассчитанным) промыслом. Данная установка находит завершение в спинозизме, отождествляющем бога и природу.
Путь к искоренению
историцистского легковерия Сартр
видит в радикальной версии обезбоженности
жира, в утверждении такой картины
бытия, которая не оставляла бы места
ни божественному промыслу, ни его
многоликим суррогатам. К последним
Сартр относит любые
Эта версия мира получает окончательное завершение в главном труде Сартра «Бытие и ничто» (1943) в концепции «в-себе (бытия)».
Мир, согласно Сартру,— это «универсальное не то», полное отсутствие чего-либо, соответствующего человеческим ожиданиям, образам, понятиям. Быть реальным — значит оказываться чуждым сознанию, совершенно «случайным» (противоположным столь охотно предполагаемой упорядоченности мира), а в пределе — абсурдным. Только такое понимание мира соответствует, по мысли Сартра, подлинному атеизму, последовательному убеждению в том, что бога не существует.
Другой стороной этой же «радикально атеистической» темы является сартровская версия самой субъективности человека.
Если мир ни в чем
не похож на бога и даже в малейшей
степени не позволяет уповать, рассчитывать,
полагаться на него, то логическим следствием,
этого должно быть отрицание за миром
и всякой способности воздействовать
па человека, побуждать его, определять
его поступки. Этот крайний вывод
и делает Сартр. Представление о
детерминированности
Миру как «в-себе (бытию)»,
в котором нет ничего похожего
на намерение и тенденцию, противостоит
у Сартра человек в качестве чистого
«для-себя (бытия)», которое является
сплошной преднамеренностью и
Концепция мира как «в-себе
(бытия)» и человека как «для-себя
(бытия)» разрабатывается