Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 06:14, реферат
Фридрих Вильгельм Ницше – немецкий мыслитель 19 века, создатель самобытного философского учения, которое носит, подчеркнуто неакадемический характер и поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, которые ставят под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений. Будучи изложены в афористической манере, большинство трудов Ницше сложно поддаются толкованию и вызывают много споров.
Введение
Глава 1. Теоретические особенности философии нигилизма Ф.Ницше
1.1. Формирование личности Ницше и его философии
1.2. Философия нигилизма Ф.Ницше
Глава 2. Мифологические образы в работах Ф.Ницше
2.1. Сущность произведений Ницше
2.2. Новая этика и мораль в учениях Ницше
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические особенности философии нигилизма Ф.Ницше
1.1. Формирование личности Ницше и его философии
1.2. Философия нигилизма Ф.Ницше
Глава 2. Мифологические образы в работах Ф.Ницше
2.1. Сущность произведений Ницше
2.2. Новая этика и мораль в учениях Ницше
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Фридрих Вильгельм Ницше – немецкий мыслитель 19 века, создатель самобытного философского учения, которое носит, подчеркнуто неакадемический характер и поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, которые ставят под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений. Будучи изложены в афористической манере, большинство трудов Ницше сложно поддаются толкованию и вызывают много споров.
Философия Ф. Ницше оказало колоссальное влияние на все философские направления, искусство и литературу XX века. Рассматривая воздействие Ницше на мировую и российскую литературу можно отметить отрывки его идей у Альберта Камю, Ф. Юнгера, Ж.П. Сартра.
В России творчество Ницше оставило духовный след: такие мыслители как В. Соловьев, Лопатин, Е.Н. Трубецкой, Луначарский, Бердяев, Шестов и Бубнов настойчиво вникали в философию Ницше. Они находили в его книгах тотальное противостояние традиционному миропониманию (и мироощущению), общепризнанной системе ценностей, вселенский конфликт со своим веком, трагическую попытку выхода за пределы возможного и дозволенного.
Целью данной работы является изучение философии нигилизма Ф.Ницше.
Глава 1. Теоретические особенности философии нигилизма Ф.Ницше
1.1. Формирование личности Ницше и его философии
Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на уходящий ХХ век. Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в Реккене, Саксония. Отец и дед его были пасторами. Он был серьезным уравновешенным мальчиком. Несмотря на молодые годы, совесть его была чрезвычайно требовательной и боязливой. Страдая от малейшего выговора, он не раз хотел заняться самоисправлением.
Мальчик знал, что среди товарищей пользуется престижем. Когда умеешь владеть собой поучал он важно сестру то начинаешь владеть всем миром. Он был горд и твердо веровал в благородство своего рода. Им владел тиранический инстинкт творчества. В 12 дней написал историю своего детства. Фр. Ницше хотел поступить в Пфорта. Ему дали стипендию, и он покинул свою семью в 1858 г.
Он редко принимал участие в играх, так как не любил сходиться с незнакомыми ему людьми. С раннего детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к видимой мысли. Рано проявивший необычайную одаренность в поэзии и музыке, филолог по образованию, в двадцать пять лет он получил место профессора филологии в университете Базеля. Его считали надеждой немецкой филологии. Его книги великолепны с точки зрения языка, увлекательны для чтения и полны потрясающих по новизне идей. И тем не менее практически все они были встречены в штыки как критикой, так и читающей публикой, прижизненная слава Ницше носила скандальный характер. Очевидно, дело было именно в его идеях. Любимыми авторами Ницше были Шиллер, Байрон, Гельдерлин. Душа его всегда обладала способностью быстро привязываться к месту и жилищу, в равной степени она дорожит воспоминанием о счастливых минутах и о меланхолических настроениях. Шопенгауэр безраздельно покорил Ницше своим превосходством, тонким вкусом и широким размахом. Он вверяет себя мудрости Шопенгауэра и таким образом видит свое самое глубокое желание осуществившемся у него есть учитель Ницше справедливо считал себя последователем Шопенгауэра, но он выше Шопенгауэра во многих отношениях, особенно потому, что его учение последовательно и непротиворечиво. Шопенгауэровская восточная этика самоотречения не гармонировала с его метафизикой всемогущества воли. У Ницше же воля первична не только в плане метафизическом, но и в этическом. Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным Германия переживала болезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы, нормы, правила, которые были так привычны, приятны и ценны немецкой душе и которые так хотелось сохранить. Немецкая интеллигенция, прекрасно образованная, воспитанная цветом европейской культуры - сонмом великих поэтов, философов и музыкантов, больше всего желала плодотворного развития идей и традиций самой передовой в то время в Европе немецкой культуры и лишь очень немногие видели необходимость радикальных перемен. Одним из них был Фридрих Ницше. Ницше, хотя он и был профессором философ скорей литературного склада, чем академического. Он не изобрел никаких новых специальных теорий в онтологии и эпистемологии наибольшее значение имеет прежде всего его этика, а так же его острая историческая критика. В 1869 г. после поездки по Германии Ницше начинает жить между Базилем и Трибшеном, где живет Вагнер. Великий Рихард Вагнер был его другом, хотя между ними было тридцать лет разницы.
Вагнеру посвящена первая книга Ницше - Рождение трагедии из духа музыки, сразу же вызвавшая скандал. Поступательное движение в искусстве, по Ницше, связано с двойственностью аполлонического и дионисического начал. Мистерии дионисического культа символизируют жизнь человека в таинственном и великолепном мире, его инстинктивное единение с природой. Дионисическое искусство хочет убедить нас в вечной радостности существования, но только искать эту радостность мы должны не в явлениях, а за явлениями.
Аполлоническое же, напротив, это полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов. С исчезновением дионисического духа связывается бросающееся в глаза вырождение греческого человека и современное плачевное состояние человеческого духа. Однако несомненные предзнаменования дают нам ручательство в том, что в современном нам мире происходит обратный процесс постепенного пробуждения дионисического духа.
Новым Эсхиллом объявляет Ницше Рихарда Вагнера, в музыке которого он видит свидетельство возрождения трагического мифа в немецком духе, а с ним и новой жизни немецкого гения. Ницше страстно любил Вагнера, но поссорился с ним после написания оперы Парсифаль, которая показалась Ницше слишком христианской и слишком полной самоотречения. После ссоры он жестоко ругал Вагнера, и даже дошел до того, что обвинил Вагнера в том, что он еврей. Однако, общее мировоззрение Ницше оказалось очень схожим с мировоззрением Вагнера, которое отразилось в его музыкальном цикле Кольцо Нибелунгов. Осознанно Ницше не было романтиком действительно, он часто резко критикует романтиков. Осознанно его мировоззрение было эллинским, но без орфической компоненты. Его восхищают досократики, за исключением Пифагора.
Он питает склонность к Гераклиту. Великодушный человек Аристотеля очень похож на благородного человека Ницше, но в основном Ницше утверждает, что греческие философы, начиная с Сократа были ниже своих предшественников. Ницше не может простить Сократу его плебейского происхождения и обвиняет его в разложении знатной афинской молодежи с помощью демократических моральных принципов. Несмотря на то, что Ницше критикует романтиков, его мировоззрение многим обязано им это аристократический анархизм байроновского типа, и никто не удивится, узнав, что Ницше восхищался Байроном. Ницше пытался соединить два рода ценностей, которые нелегко гармонируют между собой с одной стороны, ему нравятся безжалостность, война, аристократическая гордость с другой стороны он любит философию, литературу, искусство, особенно музыку. Исторически эти ценности сосуществовали в эпоху Возрождения папа Юлий II, завоевавший Болонью и использовавший талант Микеланджело, может служить примером человека, которого Ницше желал бы видеть во главе правительства. Естественно сравнивать Ницше с Макиавелли, несмотря на важные различия между этими двумя людьми.
Различия эти состоят в том, что Макиавелли был человеком действия, его мнения формировались в тесном контакте с делами общества и шли в ногу с веком он не был ни педантичным, ни систематичным, и его философия политики не образует непротиворечивого целого. Ницше, напротив, был профессором, в сущности книжником, философом, находящимся в сознательной оппозиции к политическим и этическим течениям своего времени. Однако сходство их глубже. Философия политики Ницше аналогична философии политики, изложенной в книге "Князь", но не в Размышлениях, хотя она разработана и применена более широко. У обоих - и у Ницше, и у Макиавелли - этика нацелена на власть и носит умышленно антихристианский характер, причем, антихристианский характер у Ницше выступает более выпукло. Наполеон был для Ницше тем же, чем Чезаре Борджа для Макиавелли великим человеком, побежденным мелкими противниками.
Ницше очень любит говорить парадоксами, желая шокировать рядового читателя. Он делает это, употребляя слова добро и зло в обычных им значениях, а потом заявляет, что предпочитает зло добру. В своей книге По ту сторону добра и зла он на самом деле стремится изменить понятия читателей о добре и зле, но при этом стремится, за исключением отдельных моментов, представить дело так, будто он восхваляет зло и порицает добро. С 1876 г. и всю жизнь Ницше страдал тяжелейшими головными болями, они истощали его. 200 дней в году проходили в жутких мучениях. Но это не было невропатологией, как принято считать. Его Утренняя заря 1881, написанная в состоянии невообразимых физических страданий, свидетельствует о зрелом уме. Произведения Ницше большей частью написаны в форме коротких фрагментов, афоризмов. Эта форма была единственно возможной в подобном состоянии.
В ноябре 1888 г уже одержимый безумием, Ницше пытался написать историю своей жизни. Все ученики покинули его немецкие филологи объявили его человеком, умершим для науки. У Ницше нет Бога, нет отца, нет веры, нет друзей он намеренно лишил себя всякой поддержки, но все таки не согнулся под тяжестью жизни. Страдания воспитывают его волю и оплодотворяют его мысли. Этика Ницше тесно связана с его психологией, со всей его жизнью.
На первый взгляд мы видим прославление зла, силы, жестокости. Погибший интеллект спасти было нельзя. Фридрих Ницше умер в Веймаре, 25 августа 1900 г.
1.2. Философия нигилизма Ф.Ницше
В общем понимании под нигилизмом понимается резко отрицательное (негативное) отношение к различным сторонам общественной жизни. Помимо этого для правомерных нигилистов существовало только то, что доступно чувственному восприятию (собственному опыту).
Ницше различает нигилизм «активный» (знак повышенной мощи духа») и «пассивный» («падение и регресс мощи духа, буддизм). Пассивный нигилизм, по мнению мыслителя, подталкивает людей к осознанию того, что нет, не существует никакой истины. Активный же нигилизм призывает познавать некую истину как вид воли к власти и как ценность особого ранга.
Философия Ницше не организовывает систему. «Волю к системе» Ницше считал недобросовестной. Его тексты поражают своей манифестированной бессистемностью, отсутствием даже намека на упорядоченность идей. Его изыскания охватывают все возможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и т.д. Ницше противопоставляет свою философию классической, тем самым провоцируя переоценку ценностей современного ему общества, подвергая сомнению и вопрошанию все завуалированные религией предрассудки разума. Ницше считал, что постановка ценностей должна быть через себя, а не через религию и общественное мнение. Он одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, он не дает окончательных ответов, а создает напряжение мысли, дает возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.
Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов», тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни и разложения. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели — цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких «свободных умов» , которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, мысли которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницше и называет «сверхчеловеком».
Своей формулой «Бог умер!» философ одним махом отменил все верховные ценности европейской цивилизации: Абсолют, истину, добро, любовь к ближнему, красоту, которые были воплощены в идее Бога, потустороннего мира. Вся философия Ницше заключена в этой формуле.
Автор считает, что обвинять философа в атеизме было бы несправедливо. Нигде у Ницше нет и намека на «теоретическое опровержение» бытия Бога. Ведь умереть может лишь тот, кто жил. Следовательно, философ косвенно подтверждает наличное бытие Бога в мироздании и сердце человека.
Да, «Бог умер», но из этого никак не вытекает, что Его не было.
Обычно Ницше называет простых людей «недоделанными и неполноценными» и не возражает против того, чтобы они страдали, если это необходимо для создания великого человека. Так, вся важность периода 1789-1815 годов суммирована в Наполеоне. Наполеона сделала возможным именно революция - вот в чем ее оправдание. Нам следует желать анархического крушения всей нашей цивилизации, если его результатом было бы такое вознаграждение. Наполеон сделал возможным национализм вот такое извинение последнего. Почти все возвышенные надежды XIX века, пишет Ницше, обязаны своим возникновением Наполеону.