Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 14:59, контрольная работа

Краткое описание

Введение...................................................................................................................3
1. Жизнь Платона.....................................................................................................4
2. Учение Платона об идеях...................................................................................9
3. Учение Платона о знании и познании.............................................................12
Заключение.............................................................................................................16
Список литературы................................................................................................17

Содержание

Актуальность исследования. Любое философское учение не просто не может игнорировать учение Платона - оно строится в привязке к Платону и платонизму. Так, уже Аристотеля, отталкивавшегося от идей своего учителя и оспаривавшего его основные идеи – относительно вещи, идеи, пространства и т.д. - можно назвать первым постплатоником. Последующая история философии существует в контексте идей Платона и их отрицания и преодоления (начатого Аристотелем). Со времен Аристотеля логика почти не развилась (Гегель). Платон является базовым фактором для понимания философии вообще: с Платона философия начинается, но можно сказать, что Платоном все и заканчивается. Платон создал топику философии как таковой – философии в том фундаментальном значении, которое предшествует науке и всему систематизированному знанию.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Платона.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Чувственное знание Платон также делит на две области: на «веру» и «подобие». Посредством  «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих и утверждаем их в этом качестве. «Подобие» — вид уж не восприятия, а представления вещей, или, иначе, интеллектуальное действование с чувственными образами вещей. От «мышления» оно отличается тем, что в «подобии» нет действия с чистыми эйдосами. Но «подобие» отличается и от «веры», удостоверяющей существование. «Подобие» — некое мыслительное построение, основывающееся на «вере».

С этими различиями у Платона тесно связывается различение знания и мнения. Знает тот, кто любит созерцать истину. Так, знает прекрасное тот, кто мыслит о самых прекрасных вещах, кто может созерцать как само прекрасное, так и причастное ему, кто не принимает причастное за самоё прекрасное, а само прекрасное принимает за всего лишь причастное к нему. Мысль такого человека надо назвать «знанием (gnomh)».

В отличие от знающего, имеющий мнение (doxa) любит прекрасные звуки, образы, но его ум бессилен любить и видеть природу самого прекрасного. Мнение не есть ни незнание, ни знание, оно темнее знания и яснее незнания, находясь между ними обоими. Так, о тех, которые усматривают многое справедливое, но самого справедливого не видят, правильно будет сказать, что они обо всем мнят, но не знают того, о чем имеют мнение. И напротив: о тех, которые созерцают само неделимое, всегда тождественное и всегда себе равное, справедливо сказать, что они всегда знают все это, но не мнят.

В отличие от мнения, знание есть потенция, некий особый род существующего, характеризующий направленность; знание направляется к своему предмету, и  всякая потенция, направляющаяся к  одному и тому же и делающая одно и то же, называется той же самой  в отличие от всякой, направленной на иное и делающей иное.

В особый вид бытия  и соответственно в особый предмет  знания Платон выделяет математические предметы и математические отношения. В системе предметов и видов  знания математическим предметам принадлежит  место между областью «идей» и областью чувственно воспринимаемых вещей, а также областью их отображений, или изображений.

«Идеи» постигаются  посредством знания, и знание возможно только относительно «идей». Это развитие учения элейцев, которые утверждали, что истинно сущее бытие, и только оно одно постигается разумом; явления изменяющегося и подвижного мира могут восприниматься лишь чувствами, которые дают нам не достоверное, но в лучшем случае только вероятное, гипотетическое знание.

В отличие от идей, математические предметы и математические отношения постигаются, согласно Платону, посредством размышления или рассуждения рассудка. Это и есть второй вид знания.

Чувственные вещи постигаются  посредством мнения. О них невозможно знание, их нельзя постигнуть посредством рассуждения, их можно постигнуть, и то недостоверно, лишь гипотетически.

Размышление, направленное на математические предметы, занимает, по Платону, середину между подлинным  знанием и мнением. Почему же математические предметы занимают такое положение? Дело в том, что, по Платону, математические объекты родственны одновременно и вещам, и идеям. Они, как идеи, неизменны, не зависят в своей сущности от отдельных экземпляров, представляющих их в чувственном мире. Например, сущность треугольника не зависит от того, какой частный конкретный треугольник мы станем рассматривать, эта сущность остается для любого треугольника одной и той же. Но вместе с тем, поясняет Платон, математики вынуждены прибегать для постижения своих предметов к помощи фигур, как это делает геометрия, а эти фигуры рисуются посредством воображения. Именно поэтому математическое знание не есть знание, совпадающее с тем, при помощи которого постигаются, идеи. Оно совмещает в себе части истинного знания с некоторыми частями мнения.

 

Заключение

 

Историческое значение философии Платона в том, что:

- впервые философом  оставлено целое собрание фундаментальных  произведений;

- положено начало идеализму  как крупному философскому направлению  (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»);

- впервые глубоко исследованы  проблемы не только природы,  но и общества – государство,  законы и т.д.;

- были заложены основы  понятийного мышления, произведена  попытка выделить философские  категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);

- была создана философская  школа (Академия), просуществовавшая  около 1000 лет, где выросли многие  видные последователи Платона  (Аристотель и др.).

 

Список используемой литературы

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – 3-е изд. – М.: Проспект, 2009.
  2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов Фролов И.Т. и др.  – М.: Республика, Культурная Революция, 2007.
  3. Гриненко Г.В. История философии. – М.: Юрайт-Издат, 2009.
  4. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М.: Владос, 2008.
  5. Спиркин А.Г. Философия. – М., Гардарики, 2009.
  6. Философия: Учебник / Под. ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.- М.: Академический Проект; 2008.
  7. Философия: Учебник для вузов под ред. Миронова В.В. – М.: Проспект, 2009.
  8. Чанышев А.Н. Философия древнего мира - М.: «Высшая школа», 2001.

1  Гриненко Г.В. История философии. – М.: Юрайт-Издат, 2009. С. 101.

2  Чанышев А.Н. Философия древнего мира - М.: «Высшая школа», 2001. С. 198.

3  Чанышев А.Н. Философия древнего мира - М.: «Высшая школа», 2001. С. 207.


Информация о работе Философия Платона