Философия Р. Декарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 18:22, контрольная работа

Краткое описание

Рене Декарт – величайший мыслитель Франции, философ, математик, естествоиспытатель, основатель философии нового времени, заложил традиции, которые живы и сегодня. Его жизнь протекала в борьбе против науки и мировоззрения схоластики. Поле деятельности его творческих интересов было широко. Оно охватывало философию, математику, физику, биологию, медицину. Сам Декарт, характеризуя свою философию, писал: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике».

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
1. Жизнь Рене Декарта ……………………………………………………. 5
2. Метод Рене Декарта ………………………………………………….... 7
3. Сомнение и несомнение ……………………………………………...... 9
4. Учение о Боге ………………………………………………………….. 10
5. Философия природы ………………………………………………….. 11
6. Тело и душа …………………………………………………………..... 12
7. Значение работ Декарта в математике и физике …………………..... 13
8. Влияние Декарта ……………………………………………………..... 15
Заключение …………...………………………………………………… 16
Список использованной литературы ………………………………… 17

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 38.41 Кб (Скачать файл)

Третий аргумент основан  на необходимости существования  Бога для поддержания человеческого  существования. Декарт полагал, что  Бог, не будучи сам по себе связан законами человеческой истины, является тем не менее источником «врожденного знания» человека, в которое входит сама идея Бога, а также логические и математические аксиомы. От Бога, считает Рене Декарт, исходит и наша вера в существование внешнего материального мира. Бог не может быть обманщиком, а поэтому эта вера истинна, и материальный мир действительно существует.

 

5. Философия природы.

Убедившись в существовании  материального мира, Декарт приступает к исследованию его свойств. Главным  свойством материальных вещей оказывается  протяжение, которое может выступать  в различных модификациях. Декарт отрицает существование пустого  пространства на том основании, что  везде, где есть протяжение, имеется  и «протяженная вещь», res extensa. Другие качества материи мыслятся смутно и, возможно, считает Декарт, существуют только в восприятии, а в самих предметах отсутствуют.

Материя состоит из элементов  огня, воздуха и земли, все различие которых состоит только в величине. Элементы не являются неделимыми и  могут превращаться друг в друга. Пытаясь согласовать концепцию  дискретности материи с тезисом  об отсутствии пустоты, Рене Декарт выдвигает  любопытнейший тезис о нестабильности и отсутствии определенной формы  у мельчайших частиц вещества. Единственным способом передачи взаимодействий между  элементами и состоящими из их смешения вещами Декарт признает соударение. Оно  происходит по законам постоянства, вытекающим из неизменной сущности Бога. При отсутствии внешних воздействий вещи не меняют свое состояние и двигаются по прямой, являющейся символом постоянства. Кроме того, Декарт говорит о сохранении исходного количества движения в мире. Само движение, однако, изначально не свойственно материи, а привносится в нее Богом. Но уже одного первотолчка достаточно, чтобы из хаоса материи постепенно самостоятельно собрался правильный и гармоничный космос.

 

6. Тело и душа.

Много времени Рене Декарт уделял изучению законов функционирования животных организмов. Он считал их тонкими  машинами, способными самостоятельно адаптироваться к окружающей среде  и адекватно реагировать на внешние  воздействия. Испытанное воздействие  передается в мозг, являющийся резервуаром  «животных духов», мельчайших частиц, попадание которых в мышцы  через поры, открывающиеся вследствие отклонений мозговой «шишковидной железы» (являющейся седалищем души), приводит к сокращениям этих мышц. Движение тела составляется последовательностью  таких сокращений. Животные лишены душ и не нуждаются в них. Декарт говорил, что его больше удивляет наличие души у человека, чем ее отсутствие у животных. Наличие души у человека, однако, не бесполезно, так  как душа может корректировать естественные реакции тела.

 

7. Значение работ Декарта в математике и физике.

Естественно – научные достижения Декарта родились как «побочный продукт» разрабатываемого им единого метода единой науки. Декарту принадлежит заслуга создания современных систем обозначений: он ввел знаки переменных величин (x, y, z, ...), коэффициентов (a, b, c, ...), обозначение степеней (a2, x-1, ...).

Декарт является одним  из авторов теории уравнений: им сформулировано правило знаков для определения  числа положительных и отрицательных  корней, поставил вопрос о границах действительных корней и выдвинул проблему приводимости, т. е. представления целой  рациональной функции с рациональными  коэффициентами в виде произведения двух функций этого рода. Он указал, что уравнение 3-й степени разрешимо  в квадратных радикалах (а также  указал решение с помощью циркуля  и линейки, если это уравнение  приводимо).

Рене Декарт является одним  из создателей аналитической геометрии, позволявшей алгебраизировать эту науку с помощью метода координат. Предложенная им система координат получила его имя.

В работе «Геометрия» (1637), открывшей  взаимопроникновение алгебры и  геометрии, Декарт ввел впервые понятия  переменной величины и функции. Переменная трактуется им двояко: как отрезок  переменной длины и постоянного  направления (текущая координата точки, описывающей своим движением  кривую) и как непрерывная числовая переменная, пробегающая совокупность чисел, выражающих этот отрезок.

В область изучения геометрии  Декарт включил «геометрические» линии — линии, описываемые при движении шарнирными механизмами. Трансцендентные кривые (сам Р. Декарт называет их «механическими») он исключил из своей геометрии. В связи с исследованиями линз в «Геометрии» излагаются способы построения нормалей и касательных к плоским кривым.

«Геометрия» оказала огромное влияние на развитие математики. В  декартовой системе координат получили реальное истолкование отрицательные числа. Действительные числа Декарт фактически трактовал как отношение любого отрезка к единичному (хотя саму формулировку дал позднее И. Ньютон). В переписке Декарта содержатся и другие его открытия.

В оптике он открыл закон  преломления световых лучей на границе  двух различных сред (изложены в  «Диоптрике», 1637). Р. Декарт внес серьезный  вклад в физику, дав четкую формулировку закона инерции.

 

8. Влияние Декарта.

Декарт оказал громадное  влияние на последующую науку  и философию. Европейские мыслители  восприняли от него призывы к созданию философии как точной науки (Б. Спиноза), к построению метафизики на базе учения о душе (Дж. Локк, Д. Юм). Декарт активизировал и теологические споры в вопросе о возможности доказательств бытия Бога.

Огромный резонанс имело  обсуждение Декартом вопроса о взаимодействии души и тела, на которое откликнулись Н. Мальбранш, Г. Лейбниц и др., а  также его космогонические построения. Многие мыслители делали попытки  формализовать методологию Декарта (А. Арно, Н. Николь, Блез Паскаль). В 20 веке к философии Декарта часто обращаются участники многочисленных дискуссий по проблемам философии сознания и когнитивной психологии.

 

Заключение

Учение Декарта и направление  в философии и естествознании, продолжавшее его идеи, получило название картезианства – от латинизированной формы имени Декарт. Он оказал значительное влияние на последующее развитие науки и философии, причём как идеализма, так и материализма. Учения Декарта о непосредственной достоверности самосознания, о врождённых идеях, об интуитивном характере аксиом, о противоположности материального и идеального явились опорой для развития идеализма. С другой стороны, учение Декарта о природе и его всеобщий механистический метод делают философию Декарта одним из этапов материалистического мировоззрения нового времени.

Рене Декарт был выдающимся математиком своего времени. А я  убеждена, что развитие этой науки  дало толчок развитию естествознания. Те достижения в науке, которых добился  Декарт, указывает на неоспоримую  значимость его учений в области  познаний.

 

Список использованной литературы

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 1999.

2. Введение в философию. // под ред. Фролова С. С., М., 1996.

3. Губин В. Д. Философия: учебн. - М. : Велби, Изд-во Проспект, 2005.

4. Гудинг Д., Леннокс Д. Мировоззрение : человек в поисках истины и реальности : Учеб. Пособие / Пер. с англ. Т.В. Барчуновой. – Ярославль : Норд. Т2.Кн.1. - 2004.

5. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Богута – М.: Мысль, 1991.

6. Краткий очерк истории философии. Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова. Изд. 2-е, перераб.: М.: Мысль, 1971.

7. Рассел Б. История западной философии. - М.,1991.

8. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. -М.,1984.

9. Соколов В.В. Философия Рене Декарта. - М., 1986.

10. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1997.

11. Фишер, Куно. История Новой философии. Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. - СПб. : 2004.

12. Чанышев А. В. Философия древнего мира: Учебн. - М. : Высшая школа, 2003.

 


Информация о работе Философия Р. Декарта