Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:47, доклад
Творчество этого неординарного немецкого мыслителя, который принадлежит 19 веку, но идейно предвосхищает проблематику и философские споры 20 века, представляет собой сложный комплекс идей, выраженных не в виде научных сочинений, а в мифопоэтической, художественной форме, что создает немалые трудности как для изложения, так и для интерпретации данного учения.
Что касается органического
мира, то Ницше пишет следующее: "Известное
количество сил, связанных общим
процессом питания, мы называем "жизнью"
(3. С.300). В другом месте он определяет
жизнь как "длительную форму процессов
уравновешения силы, в течение
которых силы борющихся в свою
очередь, растут в неодинаковой степени"
(3. С.301). Иными словами, организм - это
совокупность взаимодействующих систем,
главное стремление которой заключается
в повышении чувства власти. Это
достигается за счет преодоления
препятствий, противодействия тому,
что оказывает сопротивление.
Говоря о биологической
эволюции, Ницше яростно критикует
дарвинизм. Он, в частности, обращает
внимание на то, что в течение
длительного времени, которое требуется
для закрепления какого-либо полезного
свойства, это свойство не приносит
выгод своему носителю в плане
приспособления к внешним обстоятельствам
и борьбы с врагами. "Влияние "внешних
обстоятельств" переоценено у
Дарвина до нелепости: существенным
в процессе жизни представляется
именно та огромная созидающая изнутри
формы сила, которая обращает себе
на пользу, эксплуатирует "внешние
обстоятельства" (З.С.ЗОЗ). Ницше не
согласен с мнением, что естественный
отбор способствует прогрессированию
биологических видов за счет сохранения
их наиболее совершенных и индивидуально
сильных особей. Как раз наоборот:
наиболее совершенные, с его точки
зрения, погибают легче всего; хорошо
сохраняется лишь посредственность.
Чувство страха и опасности объединяет
слабых, и они благодаря своей
численности получают преимущество
в силе перед удачными, но все
же редкими "детьми природы".
Если выводить какую-то
мораль из дарвиновской теории эволюции,
то, согласно Ницше, получится, что "средние
более ценны, чем исключения, продукты
декаданса более ценны, чем средние"
(3. С.325). Поэтому, чтобы говорить о
высших ценностях, придется принять
в расчет и иные факторы, кроме
естественноисторических. Надо заметить,
что Ницше несправедливо
Ницше считает лишенной каких бы то ни было оснований также и психологическую теорию, построенную на принципе гедонизма и видящую основные мотивы человеческого поведения в том, чтобы получать удовольствие и избегать страдания. С его точки зрения, удовольствие и неудовольствие - явления, сопутствующие увеличению или уменьшению власти. На неудовольствие нельзя смотреть как на абсолютное зло, ибо оно может послужить и часто служит источником достижения более сильных форм удовольствия, побуждая волю стремиться вперед и одерживать победу над тем, что стоит у нес на пути.
СВЕРХЧЕЛОВЕК И
ПОРЯДОК РАНГОВ
Ницше объясняет
мировой порядок в терминах соперничества
и борьбы различных типов воли
к власти. Подобная типология, с его
точки зрения, существенна идя
решения вопроса о ценности того
или иного достигнутого состояния.
Он выделяет два основных типа власти,
или инстинкта: тот, который выражает
восходящее движение жизни, и противоположный
ему, воплощающий нисходящую жизнь.
"Стадный инстинкт, завоевавший
теперь верховодство, - пишет Ницше,
направляя огонь своей критики
против демократических и
Говоря о социально-
Для демонстрации цели,
к которой нужно стремиться в
своем развитии человечеству, Ницше
приводит миф о сверхчеловеке. Прежде
всего он считает, что "человек
есть нечто, что должно преодолеть"
(1. Т.2. С.142). Но это не произойдет автоматически,
так сказать, в ходе естественного
отбора. К этому необходимо волевое
усилие и чувство направления. Однако,
по Ницше, движение к сверхчеловеку
- это не конкретная естественноисторическая
перспектива, а явление высшего
культурного порядка: "Человек - это
канат, натянутый между животным
и сверхчеловеком, - канат над
пропастью. Опасно прохождение, опасно
быть в пути, опасен взор, обращенный
назад, опасны страх и остановка"
(1. Т.2. С.9). Подобные предупреждения философ
делает с фанатичной настойчивостью.
Сверхчеловек не сможет появиться до
тех пор, пока высшие индивиды не осмелятся
на переоценку всех ценностей, не разобьют
старые скрижали, особенно идеалы христианства,
и не создадут новых ценностей не из страха
перед опасностью, а от преизбытка своей
жизненной силы.
Несмотря на крайнюю расплывчатость указанного образа-понятия, сверхчеловек олицетворяет для немецкого философа высшую степень развития и концентрации интеллектуальной мощи, силы характера и волеизъявления. независимости, целеустремленности, эстетического вкуса и совершенной физической конституции. Сверхчеловеком, по-видимому, стал бы тот, кто соединил бы в себе качества Гёте и Наполеона, Христа и Цезаря.
ТЕОРИЯ ВЕЧНОГО
ВОЗВРАЩЕНИЯ
В уста своего известного
персонажа Заратустры Ницше вкладывает
нс только проповедь о пришествии
сверхчеловека, но и другие важные для
его зрелой философии идеи. Например,
идею о вечном возвращении как "высшей
форме утверждения, которая вообще
может быть достигнута" (1. Т.2. С.743).
Хотя Ницше согласен, что в известной
еще со времен античности мысли о
вечном повторении того же самого есть
нечто удручающее, он использует ее
как тест на выносливость и стойкость
духа, на способность сказать "да"
такой жизни, какова она есть. И
как бы он сам не настаивал на
"внезапности", с какой эта
мысль пришла к нему (Там же), она,
безусловно, есть реминисценция его
увлечения древнегреческой
Так или иначе, эта
идея была сформулирована в афоризме
341 "Веселой науки", где рассказывалось,
как некий демон является мыслителю
в его уединение и предлагает
прочувствовать мысль, что вся жизнь
последнего до мельчайших подробностей
будет повторяться бесчисленное
число раз. Ницше спрашивает, как
же поступит мыслитель: будет ли он
шокирован этой идеей и проклянет
вестника, или он с благоговением
воспримет сообщение и
В этих же заметках данная
идея предстает и в качестве своеобразной
эмпирической гипотезы, утверждающей,
что "закон сохранения энергии
требует вечного возвращения"
(5. С.415). Если рассматривать мир, рассуждает
Ницше, как определенное и ограниченное
количество энергии, распределенной между
фиксированным количеством ее носителей,
то хотя число положений, комбинаций и
изменений в распределении силы, или энергии,
велико, оно все же конечно. А поскольку
время бесконечно, то "все возможные
развития должны были уже осуществиться.
Следовательно, наблюдаемое развитие
должно быть повторением" (5. С. 130).
Скорее всего подобные
рассуждения немецкого философа
конца 19 века, с точки зрения научной
обоснованности, покажутся наивными
ученым двадцатого столетия. Однако вспомним
о том историко-философском
Список литературы
Ницше Ф. Сочинения
в 2- х томах. М.: "Мысль", 1990.
Ницше Ф. Странник и
его тень. М.: "REEL- book", 1994.
Ницше Ф. Воля к власти.
М.: "REEL-book , 1994.
Ницше Ф. Философия
в трагическую эпоху. М.: "REEL-book",
1994.
Цит. по книге: Богомолов
А.С. Немецкая буржуазная философия
после 1865 года. М.: МГУ, 1962.
А.А.Лаврова, кандидат философских наук, доцент. Философия Ф.Ницше.