Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:20, реферат
Энгельс назвал немецкую философию конца XVIII - первой половины XIX века классической. К миру классиков он причислил Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Последний олицетворял для него "конец классической немецкой философии". Между тем, для понимания философского развития Германии указанного периода недостаточно знать одних только названных корифеев. Обратимся к не менее знаменитым именам, творцам новых идей, выражавших взаимные переходы и взаимодействие различных принципов. Так и "конец классической немецкой философии", наряду с Фейербахом, включает в себя еще одно громкое имя - Артур Шопенгауэр (1788- 1860).
Введение. 3
Биография. 4
Учение Шопенгауэра 7
Судьба учения 20
Учение Шопенгауэра в России. 22
Заключение 25
Литература: 26
Врожденность характера
влечет за собой эгоизм, который
служит источником всех поступков, коренится
в индивидуальных свойствах отдельной
личности. Речь идет не только об эгоизме,
связанном с собственным
Но сокрытое в мотиве и действии воли более глубокое, чем непосредственно данное бытие, дает возможность человеку обнаружить масштаб, превосходящий его личный индивидуализм и рабское служение воле. Воля, хотя и ведет себя, как всадник, пришпоривающий коня, способствует выработке того настроения духа, которое может привести к истинной свободе и даже к святости. Воля Шопенгауэра выступает, с одной стороны, как источник беспредельного эгоизма человека, а с другой, - в качестве изначальной свободы: когда она свободно сама себя отменяет, она является фундаментом моральной деятельности. Эта свобода отрицания воли к жизни по своему содержанию имеет важное значение: в точке отрицания раскрывается и соединительная грань великой противоположности - свободы и необходимости.
Но, как правило, от взора,
погруженного в познание, которое
следует принципу индивидуации, т. е.
собственному Я, сокрыто вечное правосудие.
Человек не может понять, что его
стремление к счастью или его
благополучная жизнь среди
Шопенгауэр вводит и в этику понятие "чистого, свободного от воли познания как единственно чистого счастья", которое имеет здесь значение не столько для познания сущности мира, сколько для анализа человеческого поведения, в конечном счете, для осознания смысла человеческой жизни. Исследователи творчества мыслителя обычно не обращают внимания на это положение (оно высказано как бы походя, вскользь, в контексте иной мысли, позже мыслитель будет к нему возвращаться), обнаруживающее связь его этики с эстетикой. Поэтому, как правило, его этика рассматривается рядоположенно с эстетикой и независимо от нее.
Шопенгауэр подчеркивает,
что только возвышение над рассудочным
познанием, следующим закону достаточного
основания и привязанным к
отдельным вещам, только это возвышенное
познание, которое способно постичь
прекрасное и истинное, может понять
и истинную сущность добродетели. Тогда
станет ясно, что злоба и зло
поражают одно и то же существо, что
различие между тем, кто причиняет
страдание, и тем, кто вынужден его
переносить, только феноменально и
не касается живущей в них обоих
воли. "Мучитель и мученик - одно".
Первый заблуждается, что не причастен
к муке, второй - полагая, что не причастен
к вине, но они заблуждаются не до
конца: их все же не покидает смутное
чувство о вечном правосудии, выражаемом
в единстве и тождестве воли во
всех ее проявлениях. Чтобы это чувство
стало явным, нужно отказаться от
собственного индивидуализма и ближних
интересов, понять другого как самого
себя. Тогда не потребуется возмездие,
о чем свидетельствует "христианская
этика, запрещающая воздаяние злом
за зло и предоставляющая
В отличие от других существ, человек благодаря не только эмпирическому, но и ноуменальному характеру, придающему направленность и даже самоотрицание воле и обеспечивающему высокий уровень познания и самопознания, высшим выражением которого является искусство, может быть свободным. Но его физический путь на земле - всегда только линия, а не площадь: желая приобрести одно, мы должны бесчисленное другое оставлять направо и налево, отказываясь от него.
Неукротимый эгоизм, влекущий человека к счастью, имеет отрицательный характер, как и само это мнимое счастье, поскольку его предпосылками являются нужда, недостатки, страдание. Именно эти последние первичны, неудовлетворенность непреодолима, как неутолимая жажда, а наслаждение и счастье мимолетны. Чем сильнее воля, тем сильнее страдание. Сама человеческая жизнь неспособна к истинному счастью. Судьба человека - лишения, горе, мука и смерть. Уход от страдания возможен лишь через отрицание воли к жизни, через "квиетив", как выражается Шопенгауэр, воли. Только здесь человек делает свободный выбор, здесь коренится его свобода и его истинное, хотя и скоротечное, счастье. Счастье для Шопенгауэра - не познанная необходимость, не разумный эгоизм, а спонтанное восприятие идей, отменяющих самую волю. Только в этом случае идея, или вещь сама по себе, проступающая и в представлении, делает человека свободным и на какое-то время счастливым.
Жизнь человека - история его страданий; она, "если рассматривать ее в целом и в общих чертах... в сущности, всегда трагедия; но если обозревать ее во всех единичных событиях, она носит характер комедии". Выделяя три крайности человеческой жизни - могучее хотение, чистое познание (особенно в деятельности гения), величайшую летаргию воли (с пустыми стремлениями и оцепеняющей скукой), а также четыре возраста жизни, подобные часовым механизмам, которые заводятся и идут, не зная зачем, Шопенгауэр утверждает, что только моральное действие, взывающее "к вечному правосудию, господствующему во Вселенной", не подвергается случайностям и ошибкам: каждое существо несет в себе ответственность за бытие и качество этого мира. Сам мир есть вечное правосудие - вывод философа.
Как осуществляется эта ответственность?
В этике сострадания, гласит ответ,
когда причинивший другому боль
в свою очередь претерпевает ту же
меру боли. Ведь перед лицом вечного
правосудия мучитель и мучимый - одно.
Поэтому Шопенгауэр отвергает понятие
абсолютного добра как
Этика сострадания требует
соблюдения моральной границы между
справедливостью и
Ныне беспокойство за судьбы человечества в условиях губительного научно-технического прогресса заставляет ученых обращаться к этике Шопенгауэра. Его философия рассматривается как предвосхищение крушения веры в прогресс и в идеологию роста. В условиях жутких страданий, нарастающей угрозы для самого существования человечества этика спокойствия представляется выходом к достойному существованию .
Пессимизм Шопенгауэра считается
главным недостатком его
Шопенгауэра упрекают также
в пассивности. Он действительно
был чужд мысли о революционном
активизме в преобразовании мира
и человека, но он неоднократно в
резко критическом плане
Но даже если удастся усовершенствовать общественные дела, люди, считает Шопенгауэр, будут воевать, страдать и причинять страдания другим. Метафизический пессимизм Шопенгауэра предполагает обостренный социально-критический взгляд, хотя он и сосредоточен на всеобщем метафизическом характере страдания в мире. Поэтому тезис Шопенгауэра об обуздании слепой воли к жизни, выражающейся в эгоизме, не мог осуществиться без духовных усилий и, следовательно, требовал от индивида социальной по своему содержанию активности. Его призыв к практическому преодолению солипсизма и эгоизма на почве сострадания к людям имеет в этой связи особый смысл.
Шопенгауэр справедливо указывал на близость своего учения христианству, этика которого ведет не только к высшим ступеням человеколюбия, но и к самоотречению. Однако он пессимистически трактовал христианское вероучение, а учение церкви о благодати и возрождении дополняет мистическими учениями .
Ценность этики Шопенгауэра - в его моральной проповеди. Собственно, устами Шопенгауэра с нами говорит житейская мудрость, о чем красноречиво свидетельствует его небольшой труд "Афоризмы житейской мудрости" (1851). Это - не собрание разрозненных идей и афоризмов. Шопенгауэр дает здесь картину своей практической философии во всей ее конкретности и полноте, обращенную к опыту простого человека. Весьма характерна основная задача этой работы - выявить смысл житейской мудрости как искусства, прожить жизнь по возможности счастливо и легко. Рассматривая основные категории, выражающие различия в судьбах людей, Шопенгауэр задается вопросом, что такое человек, что человек имеет, что представляет он собой во мнении других. Особое значение он придает духовным потребностям человека к самому себе и к другим, к мировым событиям и к собственной судьбе. Он раскрывает также характер отношений, которые складываются в детстве, юности, зрелости и старости, к миру как представлению и как воле, к выработке характера поведения и идеала. В конце концов, в этой работе Шопенгауэр совершенно сознательно идет на компромисс, стремясь найти именно в эмпирическом мире, т. е. в мире представлений, в общественной среде предпосылки и условия для достойной жизни.
Шопенгауэр писал: "...бывают заслуги без славы и слава без заслуг" [32]. Жизнь обошла его славой. "Мое время и я не соответствуют друг другу - это ясно", - заключал он. Но его философия после поражения революции 1848 г., когда на первый план вышла задача объединения Германии, когда бурными темпами развивалась промышленность, рушились прежние социальные устои и сословные феодальные общности, превращавшие их членов, по выражению Шопенгауэра, в "толпу людей" - одиноких людей, анонимных одиночек массового общества, когда быстро развивалось естественнонаучное знание, позиции религии были поколеблены, а в философии господствовали вульгарные концепции и укреплялись позиции позитивизма, философия Шопенгауэра получала все большее признание, и в конце XIX в. он стал самым читаемым в мире философом.
В конце 60 - в 70-е годы XIX века
учение Шопенгауэра придало мощный
импульс переменам в
Наиболее известным
Но волю к мощи (у Шопенгауэра
- воля к жизни), свойственную и человеку,
Ницше понимает в полном противоречии
с Шопенгауэром. У Шопенгауэра
воля подобна всаднику, пришпоривающему
коня (человека), у Ницше смысл
жизни реализуется путем
Ницше освоил критический
пафос Шопенгауэра и предпринял
поход на мораль, объявив о необходимости
"переоценки всех ценностей" прежней
истории, поскольку ее мораль, как
он считал, покоится на лжи. Он вел речь
о необходимости саморазрушения
твари в человеке ради самосозидания
творца (сверхчеловека); речь шла о
сильном человеке, способном сказать
"нет" всему общеобязательному
и общезначимому, самолично определять
меру и границы собственной