Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 21:02, реферат
Возможно этика ненасилия и диалога из полуэкзотической и наивно-утопической конструкции становиться одним из центральных моментов этической мысли и выживания человечества в этом стремительно меняющимся мире. Поэтому дискуссии происходящие по этическим аспектам в биологии, медицине, генетике имеют не только чисто теоретический интерес. но и практический касающийся всех нас так или иначе.
Вступление............................................................................................................3
Нравственность, мораль и этика в науке............................................................4
Свобода и ответственность ученого...................................................................6
Биоэтика и мировоззренческие позиции............................................................9
Генетика и этика..................................................................................................12
Генная инженерия - неограниченные возможности и возможные ограничения..........................................................................................................15
Тезис ценностной нейтральности науки………………………………………19
Заключение...........................................................................................................21
Список использованной литературы.................................................................22
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление....................
Нравственность,
мораль и этика в науке...............
Свобода и ответственность
ученого.......................
Биоэтика и
мировоззренческие позиции.....
Генетика и
этика.........................
Генная инженерия
- неограниченные возможности и возможные
ограничения...................
Тезис ценностной
нейтральности науки……………………………
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
ВСТУПЛЕНИЕ
Хотя наука и техника выступают сегодня в ряду факторов, приводящих к необходимости создания некоей новой или универсальной этики, но возможно эта задача в позитивистском духе не выполнима и тем тревожнее слышать предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, деформации даже его телесных основ. Расшатывание генофонда, лихие шаги генной инженерии, открывающей настолько новые горизонты, но и зловещие возможности: порождения “призрака Франкенштейна”, выход из-под контроля “мутантных генов”, могущих исказить эволюционные приспособления человека, массовое порождение искусственных мутантов. Не исключена возможность ломки основного генетического кода в результате непродуманных вмешательств в его структуру. Нарастает генетическая отягощенность человеческих популяций. Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека, под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов.
Возможно
этика ненасилия и диалога из полуэкзотической
и наивно-утопической конструкции становиться
одним из центральных моментов этической
мысли и выживания человечества в этом
стремительно меняющимся мире. Поэтому
дискуссии происходящие по этическим
аспектам в биологии, медицине, генетике
имеют не только чисто теоретический интерес.
но и практический касающийся всех нас
так или иначе.
НРАВСТВЕННОСТЬ,
МОРАЛЬ, ЭТИКА В
НАУКЕ
В научной литературе понятия
“мораль” и “этика” часто
употребляются, как
Кроме понятий “мораль” и “этика” в русском языке употребляется и термин “нравственность”. Этимологически понятия “нравственность”, “мораль”, “этика” восходят к одному корню и в античности употреблялись как анонимы. Термин “этика” произошел от древнегреческого h,no,s (обычай, характер, образ мыслей) и получил признание в работах Аристотеля. Латинским аналогом этого слова является mos-mores (нрав, обычай, характер, поведение). Отсюда наряду с греческим h,nicor (учение о добродетелях), появляется латинское moralitas - мораль (степень моральности человека). Другими словами, по своему первоначальному значению греческое hnicor и латинское moralitas в основном совпадают однако в процессе развития культуры, философии термины “этика” и “мораль” (“нравственность”) наполняются различным содержанием.
В
истории этики нравственность иногда
трактовалась, как нечто отличное
от морали. Так, Гегель делит этику
на три части: абстрактное право,
мораль и нравственность. Первое охватывает
внешнее поведение, второе вскрывает
внутреннюю сущность особой воли субъекта.
Нравственности Гегель придавал более
высокий смысл, рассматривая ее как
идеал, как долженствование и
критическое отношение к
Следует отметить, что предмет этики - мораль и наука о ней - этика исторически, от эпохи к эпохи менялись.
Особенности
научно-технической революции
Для
обозначения максимально
Этика ученого - более узкое по своему объему понятие. чем этика науки. поскольку она охватывает преимущественно регулятивистские аспекты действия морали в науке. обосновывает профессиональную мораль ученых и является частью, одним из аспектов этики науки.
Кроме этих двух понятий (“этика науки” и “этика ученого”) в литературе часто встречается и такие понятия, как “этика научного работника”, “этика (этические аспекты) научного творчества (деятельности), “нравственная функция науки”, обозначающие те или иные аспекты этики науки.
Этика науки представляет собой философское и социологическое изучение взаимоотношений науки и морали: а) в плане воздействия науки на мораль, знаний и научного прогресса на моральность, нравы людей и нравственный прогресс общества, влияние ценностей науки на мораль, соотношение истины и добра, истинности моральных явлений и б) в плане воздействия морали на науку, ценностей и норм морали на отношение в науке и ее результаты, мировоззренческих установок ученого на познание действия морали как регулятора научной деятельности и научного общения, раскрытия содержания гражданской и моральной ответственности ученых.
По аналогии с социологией - этика науки должна иметь также разные уровни исследования: общеэтический анализ взаимоотношений науки и морали (с выходом на философский уровень, на обобщение методологического порядка), средний уровень для которого общеэтические положения выступают в качестве методологических предпосылок, и конкретно - эмпирический уровень исследования моральных отношений и нравов в науке с помощью методов социологии, социальной психологии и других наук.
В нормах научной этики находят свое воплощение во-первых общечеловеческие моральные требования и запреты, приспособленные разумеется к особенностям научной деятельности.
Во-вторых, этические нормы служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первый из них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание, как истину либо, как заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результаты были новыми знаниями и так или иначе логически, экспериментально и пр. - обоснованными. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом.
Так, современный английский социолог науки Р. Мертон считает, что научные нормы строятся вокруг четырех основополагающих ценностей : универсализма, всеобщности, бескорыстности (незаинтересованности), и организованного скептицизма.
Корень
вопроса при обсуждении же, темы
о науке и нравственности заключается,
видимо, не просто в том, чтобы понять,
как вообще соотносятся два этих
явления. Для всех нас, имеющих какое-то
отношение к науке, источник беспокойства,
а с ним и повышенного интереса к теме,
заключается, очевидно, не просто в том,
нравственно или безнравственно современное
использование достижений науки, нравственно
или безнравственно то или другое явление
современного научного развития, даже
не в том, можем ли мы сегодня, как мы это
делали последние 200-300 лет, начиная от
эпохи Просвещения и до середины нынешнего
века, все еще возлагать надежды на то,
что научное развитие по мере достижения
в области приобретения и распространения
знаний сможет выработать надежную основу
для решения наиболее важных проблем человеческого
бытия, но в том, может ли вообще наука,
как особая форма сознания, быть и оставаться
высшей инстанцией при решении всех без
исключения общих, т.е. и мировоззренческих,
нравственных и им подобных вопросов?
Не являются ли напротив, некоторые, из
этих суждений, например. нравственные,
в общегуманистическом и мировоззренческом,
пускай даже и более абстрактном смысле
суждениями более высокого и общего порядка,
чем суждения науки как таковой. Подобные
вопросы, почти невозможные лет 50-100 назад
неожиданно оказались почему-то возможными
сегодня, и не только возможными, но чуть
ли не естественными. И эта их возможность
и естественность как раз и обнаруживает
чрезвычайно важные сдвиги, которые произошли
в сознании современного человека относительно
науки, и научности по сравнению с сознанием
людей ближайших к нам предшествующих
культурных эпох. Естественность этих
вопросов обнаруживает не только глубокое
и все более возрастающее недоверие к
современному научно-техническому развитию
в его материальных формах, и в первую
очередь к науке, как бы мы ни понимали
ее[1].
СВОБОДА
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
УЧЕНОГО
Одним
из необходимых условий и
Свобода должна проявляться не только во вне и при помощи науки, но и внутри нее самой во всех формах свободы мысли (постановка научных проблем, научная фантазия, предвидение и т.п.), свободы выбора объектов исследований и методов научной работы, свободы действий (эксперимент, практическое использование научных достижений и т.п.), социальной свободы ученого как личности и др.
Одним из проявлений свободы научного творчества, а следовательно, и ответственности, является способность ученого освободится от предвзятых мнений, умение практически проанализировать свою работу и доброжелательно отнестись к работе другого, увидеть в ней зерна истины. Постоянное сомнение в правильности и достоверности выводов и открытий, является одним из оснований научной добросовестности, чувства ответственности ученого за истинность научных взглядов. Победа сомнений, которой предшествовала интенсивная работа мысли по проверке выводов и выражает подлинную свободу творчества.
Одной из особенностей современной науки является ее все большее сближение с производством, уменьшается дистанция от момента научного открытия до его практического воплощения, ответственность ученого увеличивается. Появляется необходимость того научного риска, без которого невозможно претворение лабораторных результатов и научных выводов в производство в широком масштабе. Таким образом вопрос о практическом применении научных открытий заключает в себе проблему риска, то есть осознания ученым необходимости той смелости, которая выступает одной из конкретных форм проявления ответственности.
Формы
проявления научного риска многообразны,
но всегда вопрос о нем тесно связан
с проблемой моральной
В
осознании ученым возможности или
необходимости определенного
Ответственность ученого является оборотной стороной свободы его научного творчества. С одной стороны, ответственность немыслима без свободы, с другой - свобода без ответственности становится произволом.
Когда четкие нравственные критерии утрачивает современный ученый, вооруженный всей мощью современной техники и поддержаный всеми “активами” современных государств, когда он “в интересах науки”, а не из нравственности, а часто и из чисто “эстетического” интереса к “делу”, к открытию и творчеству, как таковому, изобретает наборы ядов, атомное, бактериальное, психопатогенное и т.д. оружие, это смертельно для человечества, не говоря о том, что это смертельно и для науки.