Философия аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:08, реферат

Краткое описание

Родился Аристотель в июле-сентябре 384 г. до нашей эры. Его родина – полис Стагира во Фракии близ Афонской горы. Аристотель происходил из старинной фамилии врачей. Отец его Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III и даже был близок к нему, поэтому будущий философ в детстве играл с Филиппом II, будущим царем Македонии.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Аристотеля.docx

— 67.64 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Курганский государственный  университет

 

Кафедра: «Автоматизация производственных процессов»

 

 

 

Реферат

 

«Философия Аристотеля»

 

 

Дисциплина «Философия»

Студент Стенников С.В.

Группа ТЗ-30312с

Специальность: Автоматизация  технологических процессов и  производств

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курган, 2013

Жизнь Аристотеля

 

Родился Аристотель в июле-сентябре 384 г. до нашей эры. Его родина –  полис Стагира во Фракии близ Афонской горы. Аристотель происходил из старинной  фамилии врачей. Отец его Никомах  был придворным врачом македонского царя Аминты III и даже был близок к нему, поэтому будущий философ  в детстве играл с Филиппом II, будущим царем Македонии.

Точно неизвестно где вырос  Аристотель – в Стагире или  в Пелле – резиденции македонских  царей. Точно также, как и не установлено  время смерти его отца; еще менее  известно, где жил Аристотель под  руководством своего опекуна Проксена, - в Стагире или в Атарнеи. Известно лишь, что в 367 г. до н. э. семнадцатилетний Аристотель прибыл в Афины и стал слушателем в Академии Платона, где  он пробыл двадцать лет, вплоть до смерти её основателя в 347 г. до н. э. Платон сумел  разглядеть гениального юношу и  высоко его оценить. Сравнивая Аристотеля, которого он называл «умом», с другим своим учеником – Ксенократом, Платон говорил, что если второй «нуждается в шпорах», то первому «нужна узда».

Со своей стороны Аристотель высоко ценил Платона. Однако он рано увидел уязвимые места платоновского  идеализма. Позднее Аристотель скажет: «Платон мне друг, но истина дороже». Платонизм будет подвергнут им проницательной и нелицеприятной критике. Но первое время, как это видно из его сочинений, Аристотель полностью разделяет взгляды своего учителя.

После смерти великого философа, когда Академию возглавил племянник  Платона Спевсипп, Аристотель оставил  Афины. Первые шесть лет он жил  в малоазийской Греции, сначала в  городе Ассосе, где проживали два  ученика Платона – Эраст и  Кориск, а затем в городе Митилена, куда его пригласил Теофраст –  друг и соратник великого мыслителя. В Ассосе Аристотель женился на Пифиаде  – приёмной дочери Гермия – тирана в городе Атарней.

В конце 40-х годов IV в. до н. э. Аристотель был приглашен Филиппом II воспитателем к его сыну – тринадцатилетнему  Александру – и перебрался в столицу  Македонии Пеллу. Воспитание Александра Аристотелем продолжалось около  четырех лет. Впоследствии великий  полководец скажет: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как  если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену». Аристотель не пытался сделать из Александра философа, он пытался облагородить вкусы юного  македонца, привить ему любовь к  знаниям и прекрасному. Отношения  учителя и ученика никогда  не были теплыми. И как только Александр  стал царём Македонии, он постарался избавиться от Аристотеля, которому пришлось вернуться на родину – в Стагиру, где он провёл около трёх лет.

В 335 г. до н. э. Аристотель вновь  переселился в Афины и там  в 336 г. до н.э. открыл собственную философскую  школу – Ликей, названную так  потому, что она находилась рядом  с храмом Аполлона Ликейского (Волчьего). Он преподавал там более 12 лет и  вел большую работу по систематизации и развитию своих идей. В его  школе обучались несколько сотен  учеников.

После смерти Александра Македонского (13 июня 323г.) в Афинах произошло антимакедонское  восстание. Аристотелю было предъявлено  обвинение в богохульстве, и он вынужден был покинуть Афины. Через  два месяца после этого в 322 г. до н. э. Аристотель умер от болезни  желудка на острове Эвбея, на вилле  своей матери в Халкиде. У него осталась жена (а фактически наложница) Герпилла – мать его сына Никомаха, и дочь Пифиада (от первого брака).

 

Философия Аристотеля

Аристотель разделял философию на три части — теоретическую, практическую и творческую, а инструментом, с помощью которого ведется исследование, является логика (греч. "органон" — орудие, инструмент).

Теоретическая философия  имеет дело с истиной и целью  ее является знание ради самого познания, потому она свободна и "бескорыстна", в отличие от практической философии, нацеленной на совершение добродетельных поступков и оперирующей не с  понятиями истина — ложь, а с  понятиями добро — зло. Целью  творческой философии является творчество (сюда Аристотель относил в первую очередь искусство словесное  — риторику и поэтику). Теоретическую  философию составляют три дисциплины: физика, математика и первая философия (или теология). Данное деление соответствует  делению сущностей, изучаемых каждой из этих наук: физика изучает телесные самостоятельные, но изменяющиеся сущности, математика изучает мыслимые, неподвижные, вечные, но несамостоятельно существующие сущности, первая же философия изучает  мыслимые, неподвижные и самостоятельные  сущности.

 

Логика и методология

Логическое учение Аристотеля последовательно рассматривает  отдельное имя (Категории), суждение как связь имен (Герменевтика), доказательство как особая связь суждений В первом трактате корпуса Аристотель определяет десять основных категорий (предикатов), с помощью которых происходит описание и выяснение смысла предмета: сущность, количество, качество, место, время, отношение, состояние, обладание, действие, страдание. Аристотель вошел  в историю как создатель научной  силлогистической логики. Доказательство — силлогизм — есть специфический  метод науки, в отличие от опыта  и искусства, основанных преимущественно  на наблюдении. Те первоначала, из которых  исходит силлогизм, сами недоказуемы  и могут быть даны только в непосредственном умосозерцании или из опыта путем  индуктивного обобщения.

Знание связано со знанием  первопричин вещи. Аристотелевское  противопоставление "первое для  нас" и "первое по природе" связано  с противопоставлением вещей, более  понятных и очевидных "нам" как  познающим субъектам — а таковы вещи единичные, воспринимаемые чувствами, сложные по своему составу — и  вещей, менее понятных для нас, но более близких к фундаментальным  основам бытия, "первым по природе". По Аристотелю, таково простое, общее, постигаемое разумом, а не чувствами. Таковы начала и причины.

 

Физика

К физической проблематике у Аристотеля относятся все естественнонаучные вопросы — от теории элементов  и движения, структуры космоса, превращении  элементов до биологии, зоологии и  психологии (учение о душе, ее частях и функциях). Аристотель исходит  из первичности качественных характеристик  чувственно-данного сущего по отношению  к его количественным описаниям, согласно его теории в основе природных  закономерностей лежит фундаментальное  взаимодействие двух пар противоположных  качеств: горячего — холодного и  сухого — влажного, которые образуют т. н. элементы: огонь, воздух, воду и  землю, которые могут преобразовываться  друг в друга благодаря силам  взаимодействия. Четыре элемента образуют весь чувственный космос (подлунный  мир). В космических сферах, которые  находятся выше Луны (надлунный мир), материя иная, она образована пятым  элементом — эфиром (лат. квинтэссенция), вечным и совершающим круговые движения телом. Бесконечной величины не может  существовать, потому космос конечен  и вечен, его движение концептуально  инициировано божественным перводвигателем, который движет все в мире нетелесным образом, но как благо и предмет  любви, к которому устремлено все  сознательно и бессознательно.

В своих физических трактатах  предлагает универсальную схему  четырех причин, которая играет важную роль как в физике, так и в  метафизике: формальная причина (что  это?), материальная причина (из чего состоит?), движущая причина (откуда произошло?), целевая причина (ради чего существует?). Природа есть причина всего существующего  по природе, искусство — причина  всех рукотворных вещей; основное отличие  сущего по природе в том, что оно  существует "для себя", а цель сущего согласно искусству всегда установлена  его создателем и, таким образом, является внешним по отношению к  его сущности.

 

Первая философия (метафизика)

Теоретическая философия (или  первая философия в отличие от второй — физики) изучает бытие  как таковое, т. е. сущность, причем в  связи с разделением сущего на природные и искусственные вещи, первую философию интересуют сущности природные, самоцельные и самоценные. Сущность интерпретируется двояко: как  отдельное нечто и как мыслимая суть каждой вещи, последнее значение передается понятием «чтойности» (греч. «то, чем было бытие»). Иерархия сущностей (в первом смысле) выстраивается в зависимости от их способности быть носителями также и сущностного содержания во втором смысле. Чем меньше в сущности «материального» (возможного, динамического) и чем больше в ней «формального» (действительного, энергийного), тем более мы приближаемся к идеалу, к совпадению сущности и существования. В неологизме «энтелехия» выражено совпадение формального и телеологического причинного ряда: уже в самом факте деятельности дано осуществление задачи данной деятельности (например, глаз видит уже когда он смотрит, а строитель не сразу построил дом, когда он приступил к его строительству). Совпадение результата и процесса деятельности имеет место для чистого ума, мыслящего наилучший предмет мысли — себя самого. Этот божественный ум лишен материи и именно поэтому в нем нет ничего возможного — он чистая деятельность созерцания, чистая мысль и, таким образом, полнота бытия.

Этика и политика образуют единую практическую часть философского знания, предметом которой становится благо, осуществимое в поступках: этика  рассматривает благо и благополучие отдельного человека, политика — благо  гражданского сообщества (государства).

Высшее человеческое благо  определяется как счастье, однако сам  Аристотель указывает, что разные люди по-разному его понимают: то ли счастье  заключено в материальных благах, то ли в уважении и почете, то ли в  добродетельной жизни. Строя свою этику  на понимании счастья как внутренней жизни (деятельности) души, стремящейся  достичь наилучшего состояния как  в отношении своего характера  и нрава ("этические добродетели"), так и в отношении своих  умственных способностей ("дианоэтические добродетели"), дает определение  счастья как деятельности души в  полноте добродетелей. Это в первую очередь добродетели души, но учитываются  также и телесные блага. Они признаются желательными в той мере, в какой  телесное не должно мешать и препятствовать духовному — так, если человек  болен, он едва ли сможет упражняться  в добродетели, если он беден, он не сможет проявить щедрость и т.д. Применительно  к этическим добродетелям развивает  учение о середине (напр., мужество есть середина между трусостью и безумной отвагой), но для дианоэтических добродетелей нет ничего противоположного, кроме  глупости. Дианоэтические добродетели  направлены к познанию истины (нус) или к установлению "правильного  логоса", или суждения, устанавливающего добродетельную середину в практических нравственных поступках для каждого  отдельного случая. Вообще, Аристотель говорит, что для каждого добродетельная середина своя (как для каждого  свое количество съедаемой пищи, необходимое  для здоровья), и, например, мужественный поступок для бывалого воина и  для неопытного юнца представляет собой  не одно и то же поведение.

В Политике излагает теорию государства, исходя из понимания человека как «по природе существа политического», т. е. склонного к общению на разных уровнях от языкового и семейного до высшей формы общения — государственной, определяющей особенностью которого является подчиненность нормам закона. Аристотель спорит с платоновской идеей упразднения семьи как части упразднения традиционного государства, настаивая на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства в том, что касается общественных институтов. Связь этики и политики подчеркивается в идее о том, что основной задачей государства является воспитание добродетельного человека и гражданина. Аристотель представляет свое учение об оптимальном государственном строе, которое он связывает с правлением лучших, и особенностью которого являются различные обязанности граждан в разное время жизни: в молодости — военная служба, в зрелом возрасте — дела государственного управления; земледелие, ремесла и вообще всякий физический труд остается уделом рабов, этнических варваров, не-греков, — рабство существует "от природы" и в смысле рождения, и в смысле особого устройства души, неразвитой умственно и не готовой руководствоваться в своей жизни разумом.

Философия Аристотеля явилась  одним из вершинных достижений античной мысли и оказала существенное влияние как на последующую историю  философии в античности (от эллинизма  до неоплатонизма), так и на философию  средневековья (аристотелизм в арабской и западной традиции).

 

 

 

Биология Аристотеля

Аристотель – основатель биологии как науки. Как астроном Аристотель был систематизатором и  популяризатором, и притом не наилучшим. Как биолог он – пионер.

До Аристотеля биологии чуждались. Звёзды были более уважаемыми объектами, более благородным материалом для  наблюдений и размышлений, чем наполненные  слизью и калом живые организмы. Поэтому не случайно в первой книге  «О частях животных» Аристотель доказывает, что растения и животные представляют для научного исследования предмет  не менее ценный, чем небесные тела, хотя первые преходящи, а последние, как казалось философу, вечны. Говоря как об астрономии, так и о биологии, Аристотель провозглашает, что «и то, и другое исследование имеет свою прелесть» (О частях животных I, 5).

Хотя Аристотель и сам  ощущал брезгливость и отвращение к  внутренностям животных, он, тем  не менее, противопоставлял этому свойственному  многим людям и отпугивающему  их от занятий биологией чувству  наслаждение познанием, независимо от того, приятен или нет предмет  познания непосредственному чувству  человека, если, конечно, этот человек  истинный учёный и тем более философ. Ведь «наблюдением даже над теми из них, которые неприятны для чувства, - говорит Аристотель, - создавшая  их природа доставляет… невыразимые  наслаждения людям, способным к  познанию причин и философам по природе» (II, 5). В познании же причин, как мы видели, Аристотель полагал суть научного познания и высшее проявление человеческого  разума.

При этом Аристотель отмечает, что не может понять, почему созерцание искусственных изображений произведений природы людям более по вкусу, чем наблюдение живых оригиналов, которое способно открыть причинную  подоплёку наблюдаемого. Философ  отдаёт предпочтение наблюдению жизни  перед эстетическим наслаждением от созерцания её мёртвого отображения  в искусстве.

Следователь, перед нами апология реального наблюдения живой  природы. Она противоречит умозрительному методу физики Аристотеля и тем более  всей его метафизики.

Вопрос о происхождении  жизни следует разделить на два  аспекта: философский (метафизический) и биологический (научный). Все виды животного, будучи формами, вечны, а  потому в метафизическом смысле жизнь  не начиналась, так как в мире на уровне «сутей бытия» вообще ничего не происходило. С биологической  же точки зрения происхождение жизни  вполне возможно, если под этим понимать осуществление (энтелехию) вида в природе. Для этого должны быть благоприятные  условия. Осуществившись однажды, вид  продолжает сам себя воспроизводить, новая особь возникает из семени старшей. Однако Аристотель допускал самопроизвольное зарождение из неживого низших видов  живого: червей, моллюсков и даже рыб, что в плане метафизики означает, что форма этих существ может  стать энтелехией непосредственно  в морском или в гниющем  веществе. Это ложная теория самопроизвольного  зарождения – продукт отсутствия наблюдательности в отношении того доступного невооружённому глазу малого, об изучении которого ратовал сам  Аристотель, - нанесла большой вред биологии, укоренившись со временем настолько, что с ней с большим трудом распрощались лишь в XIX в., когда опытным  путём было доказано, что конкретная жизнь всегда происходит из яйца.

Информация о работе Философия аристотеля