Философия булгакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 23:25, реферат

Краткое описание

В «Философии хозяйства» С.Н. Булгакова проблема хозяйства осмысливается с трех точек зрения. Во-первых, с точки зрения господствующей науке о хозяйстве – политической экономии, во-вторых, хозяйство рассматривается критически, где Булгаков в духе Канта ставит вопрос о его возможности, который решается на основании философии тождества Шеллинга.

Содержание

Введение…………………….…………………….……………………………..3



1. Функции философии и их связь с социально-экономическими науками в современном мире…………………………………...…………………….…4



2. Феномен «Философии хозяйства» в контексте исторического осмысления…………………………………………………………………...…..4



3.Современное значение «Философии хозяйства» С. Булгакова.………….…………………………………………...........................5

3.1.Актуальность исследования мира как хозяйства…………………………………..……………………………………..6



3.2. Достижения С.Н. Булгакова и научная новизна «Философии хозяйства»………………………………………………………………………..8



3.3. Основные современные подходы к анализу хозяйственной деятельности……..……………………………………………………………….9



Заключение……………….…………………………………..…………...…….11



Список использованной литературы…………………………………………...12

Вложенные файлы: 1 файл

Философия1.docx

— 38.18 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Управления 
Курс 1 
Группа 13

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Сергей Николаевич Булгаков. Философия Хозяйства.

Софиология.

 

 

Работу выполнила: 
студентка 
Жаринова 
Анастасия 
Владимировна

 

Научный руководитель: 
                                   профессор Заклинский П. А

                                                                          

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………….…………………….……………………………..3

 

1. Функции философии и их связь  с социально-экономическими науками  в современном мире…………………………………...…………………….…4

 

2. Феномен «Философии хозяйства» в контексте исторического осмысления…………………………………………………………………...…..4

 

3.Современное значение «Философии хозяйства» С. Булгакова.………….…………………………………………...........................5

3.1.Актуальность исследования мира как хозяйства…………………………………..……………………………………..6

 

3.2. Достижения  С.Н. Булгакова и научная новизна  «Философии хозяйства»………………………………………………………………………..8

 

3.3. Основные  современные подходы  к анализу  хозяйственной деятельности……..……………………………………………………………….9

 

Заключение……………….…………………………………..…………...…….11

 

Список  использованной литературы…………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С. Н. Булгаков ещё в девятом классе произвёл на меня впечатление романом «Мастер и Маргарита». А также хотелось бы поделиться наиболее ценными, на мой взгляд, находками, которые и предопределили, в конечном итоге, выбор темы моего реферата .

М. М. Скибицкий отмечает: «Необходимо создание новой концепции человека, его места в Мире, взаимоотношений с природой, нужна выработка критериев, ценностей неогуманизма, глобальной этики, понимания содержания прогресса исходя из императива выживания как высшей ценности человечества. Философия способна осуществлять теоретико-методологический анализ проблемы выживания человечества посредством мировоззренческой, гносеологической, методологической, аксиологической и эвристической функций. Важную роль призвана сыграть познавательная функция философии, сосредоточив внимание на анализе уникальности природы, культуры человека. Методологическая функция заключается в способности философии воссоздавать целостную картину бытия человека, преодолевать фрагментарность срезов картины мира, создаваемых естественнонаучными и техническими дисциплинами.

 

  1. Функции философии и их связь с социально-экономическими науками в современном мире.

 

А.П. Федотов сформулировал для  эпохи антропогенно перегруженной Земли ряд экономических постулатов, первым из которых является гармоническое единство и взаимодействие трех основных глобальных сфер человеческой деятельности - экологической, социальной и экономической.

         Альбер Гор писал о необходимости изменения "тех черт нашей экономической философии, которые… ущербны, поскольку они узаконивают и даже поощряют разрушение окружающей среды".

В условиях радикальных преобразований общества серьезную опасность представляет так называемый "узкий экономизм", когда экономические реформы  проводятся по некоторой умозрительной  схеме без учета социально-исторического  контекста. Если вспомнить наше недавнее прошлое, то неудачи реформ Гайдара  в значительной степени были обусловлены  тем, что они осуществлялись не как  часть социокультурной трансформации общества с учетом всех его особенностей, а как некие автономные, самодовлеющие и самодостаточные преобразования. "Рынок все поставит на свои места" - таков был лейтмотив действий Гайдара и его сторонников. Эту позицию поэт Н. Коржавин образно охарактеризовал так: "Говорить, что рынок сам по себе все сделает, - равнозначно представлению, что мы соорудим первый этаж дома, а фундамент сам под него подлезет".

Да, никак нельзя обойтись экономисту, экономической науке без философии, которая своей мировоззренческой, познавательной, методологической и  эвристической функцией способствует формированию у экономиста поискового мышления, инновационного и адаптационного потенциала.

 

В своей работе я постаралась  отразить основные, на мой взгляд, идеи автора, которые могут послужить  неким ориентиром и наверняка  окажутся необходимыми и полезными  современному экономисту.

  1. Феномен «Философии хозяйства» в контексте исторического осмысления.

 «Философия хозяйства» - одна из лучших работ С.Н. Булгакова. В работе автору характерно стремление синтезировать весь комплекс социальных наук: философию, социологию, экономику.

Эта работа характеризуется , как время острого спора о русской философии, о ее особенных национальных путях. Причем отмечается, что современная ему западная социально-философская мысль находится в кризисе, уйдя в методологические споры. «Философия хозяйства» С.Н. Булгакова, в которой предмет берется сразу же в троякой постановке - научно-эмпирическом, трансцендентально-критическом и метафизическом срезах, сразу же прерывает «бесплодные блуждания по бесплодному полю методологии» и выходит на путь выработки нового знания.

В.Н. Сперанский отмечает, что «в этом смысле проф. Булгакову принадлежит, несомненно, единственное место среди  русских ученых экономистов. Большинство  современных представителей экономической  науки принципиально избегают религиозно-философских  предпосылок хозяйства и замыкаются в тесные рамки чисто экономических  изысканий. С.Н. Булгаков стремится  к созданию цельного религиозно-экономического миросозерцания», он «приступил к философской  переработке краеугольных устоев науки  о государственном хозяйстве  не в разбросанных публицистических этюдах, а в стройном академическом  исследовании - «Философии хозяйства». О задаче «Философии хозяйства» С. С. Хоружий в своей статье о Булгакове говорил так: «В центре книги – задача религиозного осмысления экономической сферы. Тут последовательно «вскрываются софийные корни» хозяйственной деятельности человека во всех её аспектах и категориях – труд, производство, потребление...».

В нашей стране тема «философия хозяйства» была актуализирована в середине 90-ых годов XX в., в связи с неудачами  российских реформ в русле либеральных  преобразований. Одной из первых кандидатских диссертаций, посвященных «Философии хозяйства» С.Н. Булгакова, является работа И.В. Зиновьева «Философия хозяйства» С.Н. Булгакова: на пути к идеалистической системе» (1995г.). И.В. Зиновьев рассматривает «Философию хозяйства» С.Н. Булгакова как новую «философскую теорию, выстраиваемую в качестве альтернативы экономическому материализму и поэтому определяемую им как «экономический идеализм».

Сегодня тема философии хозяйства  С.Н. Булгакова разрабатывается преимущественно  экономистами, главным образом - группой  исследователей под руководством Юрия Михайловича Осипова, возглавляющего Центр общественных наук при МГУ. Осипов Ю.М. противопоставляет «философию хозяйства» С.Н. Булгакова экономическим  системам, идущим от классической политической экономии и «экономического материализма»  до современного Экономикса. «Философия хозяйства» у С.Н. Булгакова, считает Ю.М. Осипов, представляет собой «новую парадигму экономического мышления, которая как раз- таки и предполагает принципиальный отход от Экономикса, реального завершения всей предшествующей политической экономии и ее попытки превращения хозяйства в виртуальную реальность технолога - математического и конструктивного характера» .

 Также Булгаков в своем докладе на докторском диспуте отмечал: «Различные философские системы не только смотрят на мир чрез разные окна, но предполагают и различные, хотя и необходимые для них догматические базы, иногда сознательно, иногда бессознательно. Другими словами, они построяются из аксиом, интуитивных и недоказуемых. В основе всякой подлинной философской системы, т. е. имеющей самостоятельный мотив (а не компилятивно построяемой), лежит некоторая внутренняя интуиция, особым образом окачествованное мироощущение. Нельзя спорить об аксиомах, и, однако, различие аксиом с необходимостью ведет и к различию выводов. Ибо по-своему одинаково последовательны и евклидова и неевклидова геометрия, различаются их аксиомы. И, исходя из такого интуитивизма в понимании философских систем, я наперед должен признать, что и системы философии хозяйства могут правомерно различествовать, если различаются исходные их аксиомы.

Проблема эта еще не ставилась  в истории мысли во всю свою ширь, хотя к ней вплотную подходили  с разных сторон столь различные  течения мысли, как экономический  материализм, спиритуализм, прагматизм, идеализм, мистицизм, причем все эти  направления, своеобразно переплетаясь, объединяются и в философии хозяйства. И эта проблема должна быть поставлена именно нашим временем, а в свете  ее предстанут в новом аспекте  и с новых сторон основные вопросы  философского и научного сознания. Ибо об истории философии следует  сказать, что она есть столько  же история разных философских учений или ответов на вопросы, ставимые пред собою мыслью, сколько и самых этих вопросов. И мне кажется, что проблемой философии хозяйства отвертывается в ней новая, неисписанная еще страница».

Для осмысления такого сложного объекта, как хозяйство необходимо сочетание  двух «перпендикулярных» точек зрения: научной – «каким хозяйство было и каково оно сейчас», и нравственной – «каким должно быть хозяйство». Булгаков прекрасно владел и тем и другим – он был и ученый-экономист, и  богослов.

 

  1. Современное значение «Философии хозяйства» С. Булгакова.

 

3.1. Актуальность исследования  мира как хозяйства.

Одной из отличительных черт исторического  самочувствия нашей эпохи является, бесспорно, экономизм. Без преувеличения  можно утверждать, что ни одна еще  историческая эпоха не сознавала  с большей ясностью хозяйственной  природы жизни и не склонна  была в большей степени ощущать  мир как хозяйство. Конечно, экономическая  нужда, холод и голод, труд в поте лица и бедность ведомы человечеству во все времена его исторического  существования, как железная необходимость, к которой ничего нельзя, ни прибавить, ни убавить.

Капитализм с его железной поступью, с его неотразимой, покоряющей мощью, влекущий человечество куда-то вперед по неведомому и никогда еще не испытанному пути, не то к последнему торжеству, не то к гибельной бездне, - вот тот всемирно-исторический факт, которым мы невольно загипнотизированы, вот ошеломляющее впечатление, от которого мы не можем освободиться. Человек  в хозяйстве побеждает и покоряет природу, но вместе с тем побеждается  этой победой и все больше чувствует  себя невольником хозяйства. Вырастают  крылья, но и тяжелеют оковы. И это  противоречие, разъедающее душу человека, заставляет его сосредоточеннее  задуматься над вопросом о природе  хозяйства.

Актуальность исследования мира как  хозяйства обусловлена целым  рядом факторов. Это, прежде всего, глобальная экологическая катастрофа, связанная  с тем, что современное хозяйственное  бытие оказалось неадекватным его  природному бытию. Экологический кризис сопряжен с кризисом в духовной и  экономической областях, поэтому  в целом можно говорить о глобальном цивилизационном кризисе. «В начале третьего тысячелетия человеческая цивилизация оказалась в условиях необходимости кардинального переосмысления всех сторон как материальной так и духовной жизни. Связано это с тем, что меняются представления о таких традиционных понятиях как пространство и время, покой и движение, конечное и бесконечное, причина и следствие, необходимость и случайность, рациональное и нерациональное, базовые ценности и смысл жизни, и многое другое. К сожалению, осознание этих перемен происходит медленнее, чем требует того меняющаяся среда обитания», - пишет в своей диссертационной работе Леонид Арнольдович Тутов, доцент кафедры философии Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова .

Кризисные явления затронули и  сферу научного знания, связанного с изучением хозяйства, проявились, например, в экономической науке, в виде неадекватных представлений  о реальной сущности происходящих процессов  в экономике и в господстве экономического прагматизма, оправдывающего любое экономическое действие, ведущее  к максимизации прибыли. По словам академика  Никиты Николаевича Моисеева: «Современное миропонимание должно обрести новые  точки зрения». Один из возможных  вариантов в решении сложившейся  дисгармонии предлагает философия  хозяйства. Неслучайно это понятие  все чаще и чаще употребляется  в последние годы в ходе многочисленных дискуссий по поводу социально-экономических, политических и духовно-культурных перспектив России. Таким образом, всеобъемлющая  теория хозяйства возникает «из потребности противодействовать дальнейшему распаду культуры и, в особенности, взаимоотчуждению мира экономики и мира духовной и материальной культуры».

В работе С. Н. Булгакова не рассматривается конкретное хозяйство или история хозяйства. Речь идет о развитии взглядов, подходов, моделей в аспекте причастности к философскому осмыслению хозяйства. От Платона и Аристотеля прослежена история философского осмысления хозяйства. Задача состояла в том, чтобы увидеть единое во многом, многое в едином, и благодаря такому подходу сформулировать универсальные принципы позитивного функционирования хозяйства, когда человек становится сопричастен бытию.

По словам Сергея Николаевича Булгакова: «Основной вопрос, который не исследовался, хотя и в известном смысле предрешался в экономическом материализме, таков: является ли хозяйство функцией человека или же человек есть функция хозяйства? Вековечная загадка о человеке, всегдашний стимул философствования, поворачивается в экономизме новой стороной. Есть ли человек вещь, объект, истолкования которому нужно искать в безличном, тоже объектном мире вещей и механизме вещей, определяющем хозяйственный процесс, или же, наоборот, последний сам объясняется из природы хозяйственного субъекта, порождается его деятельностью, запечатлевается его субъектностью? Эта серия общих и предварительных вопросов в значительной степени предопределяет собой содержание философии хозяйства, которая, как ни странно должно это казаться в век экономизма, не находит себе должного внимания ни среди философов, ни среди экономистов, между тем как имеет одинаковые права на внимание и тех и других.

Объяснения этому надлежит, может  быть, искать во взаимном недоверии  и отчужденности между философией и наукой, особенно экономической, которая  и до сих пор остается в значительной мере девственной в отношении  к философии. Есть признаки, что идейному застою в этой области приходит конец. В той всеобщей научной, философской  и религиозной тревоге, которая  все сильнее охватывает современное  человечество, ломаются старые перегородки, прежде герметически разгораживавшие  разные области мысли, и изменяются границы их территорий. В этой смене  отношений и границ, совершающейся  в наши дни, находит свое оправдание и отстаивает права на "академическое" существование и настоящая работа, которая относится по своему плану  одновременно и к чистой философии  и к семейству социально-экономических наук».

Информация о работе Философия булгакова