Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:46, контрольная работа
анализ текста - 5 заданий.
Задание № 1.: ( Кузанский Н. Об ученом незнании. - Избр. филос. соч. М., 1937, с. 10-11 )
Исходя из анализа текста, объясните:
1. К какому разделу философии относятся рассуждения Николая Кузанского об истине?
2. Какая характеристика истины отражена в данном фрагменте?
Ответ обоснуйте.
План выполнения контрольной работы.
а) Определить, к какому разделу философии относятся рассуждения Николая Кузанского об истине? б) Определить, какая характеристика истины отражена в данном фрагменте? Ответ обосновать.
а) Определить, какая философская позиция представлена в приведённом тексте? б) Определить, является ли Бруно единственным сторонником такого подхода в философии эпохи Возрождения?
3. Анализ текста.
а) Определить, в чем заключается, судя по приведенным фрагментам, позиция Н.Макиавелли по проблеме с соотношения политики и морали? б) Определить, является ли Н. Макиавелли безоговорочным сторонником насилия в политике? Ответ обосновать.
4. Анализ текста.
а) Определить, какая черта философии в эпохи Возрождения нашла отражение в приведенном фрагменте? б) Определить, можно ли, исходя из содержания приведенного текста, считать Эразма Роттердамского атеистом? Ответ обосновать. в) Определить, почему современники говорили, что «Эразм снес яйца, которые высадил Лютер»?
5. Список литературы.
Задание 1. Анализ текста
«Разум так же близок к истине, как многоугольник к кругу; ибо, чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приблизится к кругу, но никогда не станет равным кругу даже и в том случае, когда углы будут умножены до бесконечности, если только он не станет тождественным к кругу.
Итак, ясно одно, что
все, что мы знаем об истине,-
это то, что истину невозможно
постигнуть таковой, какова
( Кузанский Н. Об ученом незнании. - Избр. филос. соч. М., 1937, с. 10-11 )
Исходя из анализа текста, объясните:
Рассуждения Николая Кузанского об истине относятся к разделу гносеология. В приведённом тексте говорится о познании истины и сущности вещей.
Ответ обоснуйте.
Процесс постижения
истины (а главное в гносеологии
Николая Кузанского именно
В этом гениальном
образе содержится глубочайшая
мысль о бесконечности
И когда Николай
Кузанский утверждает, что «всякое
человеческое высказывание об
истине есть предположение,
Полагая основой процесса
«обожествления» не волю, а разум
и интеллектуальную интуицию, Кузанец
противостоял не только
Характерно, что свою
мысль об относительности
Поскольку человек
в своем познании мира идет
тем же путем, каким бог
Задание 2. Анализ текста
«Врачи не без причины
опасаются плохого исхода при
наилучшем положении,
… Подводя итоги,
кто хочет познать наибольшие
тайны природы, пусть
(Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя. О причине, начале и едином.- Мн., 1999, с. 426-427).
Исходя из анализа текста, объясните:
В приведенном тексте представлена диалектика совпадения противоположностей и в бесконечно большом и в бесконечно малом.
Бруно находит совпадения
противоположностей во всех областях
природы и человеческой деятельности.
Какую бы область действительности
мы не взяли, одна противоположность
есть начало другой. Уничтожение кладёт
начало возникновению и, наоборот, любовь-ненависти
и т. д. Источник этой связи противоположностей,
их внутреннего родства-
Нет. Николай Кузанский так же является сторонником такого подхода в философии эпохи Возрождения. Только у Николая Кузанского учение о совпадении противоположностей было составной частью его учения о боге, а у Бруно оно вполне натуралистично, составляя один из наиболее существенных элементов его учения о природе.[2, c.144-145]
Задание 3. Анализ текста
«Следует знать, что когда на весы положено спасение Родины, его не перевесят ни какие соображения справедливости или несправедливости, милосердия или жестокости, похвального или позорного. Наоборот, предпочтения во всем следует отдать тому образу действий, которое спасет ее жизнь и сохранит свободу».
( Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Лавия. - Государь. Искусство стратегии.- М., 2007. Книга третья, глава XLI ).
«Многие воображали себе Республики и княжества на деле не виданные и не слыханные, ведь между тем, как люди живут, и тем, как они должны были жить, огромная разница, …человек, желающий творить одно только добро, не минуемо погибнет среди стольких чуждых добру. Поэтому государю, желающему сохранить свою власть, нужно научиться быть не добрым и пользоваться этим умением в случае необходимости!»
«Нужно казаться милосердным, верным, человечным, набожным, прямодушным – и быть им, но следует подготовить свой дух к тому, чтобы при необходимости ты мог и умел стать противоположным. И надо понять, что государь… не может соблюдать всего, за что людей почитают хорошими, и бывает часто вынужден во имя спасения государства действовать против веры, против милосердия, против человечности, против религии». Однако государю следует «не отклоняться от блага, но уметь приступить к необходимому злу».
(Макиавелли Н. Государь. Искусство стратегии. – М., 2007. Главы XV, XVIII).
«Я не делаю вывода, что нельзя прибегать к оружию и силе, но эти средства нужно оставить напоследок, на тот случай, если другие окажутся бесполезные».
(Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Лавия. - Государь. Искусство стратегии.- М., 2007. Книга вторая, глава XXI.)
«Я думаю, что дело в различии жестокости хорошо употребленных и употребленных дурно. Хорошо употребленными жестокостями (если дурное дозволенно назвать хорошим) являются те, которым прибегают один раз, когда к этому понуждают интересы безопасности, а затем не упорствуют в них, но обращают, насколько это возможно, на благо подданных. Дурно употребленные жестокости – это те, которые поначалу могут быть не значительные, но с течение времени не прекращаются, а, наоборот, начинают множиться».
(Макиавелли Н. Государь. - Государь. Искусство стратегии.- М., 2007. Глава VIII.)
Исходя из анализа текста, объясните: