Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 16:45, контрольная работа
Краткое описание
В работе рассматриваются религиозные взгляды Сократа, его понятие о загробной жизни, о добродетели, рассматриваю самопознание в понимании Сократа, решение вопроса бытия в его философии, сократовскую концепцию знания и познания, его политико-правовые взгляды. Будет выяснено, что составляющими сократовского метода являются ирония и майевтика.
Содержание
Введение..................................................................................................................3 Вопрос 1. Биография Сократа................................................................................4 Вопрос 2. Философия в понимании Сократа........................................................7 Вопрос 3. Философский метод Сократа..............................................................10 Вопрос 4. Этическое учение Сократа..................................................................13 Заключение...........................................................................................................16 Библиографический список............................
Сократ – великий античный
мудрец, "олицетворение философии",
как назвал его К. Маркс, – стоит у истоков
рационалистических и просветительских
традиций европейской мысли.
Слава, которой Сократ удостоился
еще при жизни, легко пережила целые эпохи
и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной
тысячелетий дошла до наших дней. Сократом
интересовались и увлекались во все времена.
От века к веку аудитория его собеседников
изменялась, но не убывала. И сегодня она,
несомненно, многолюднее, чем когда бы
то ни было.
Сократ открыл мораль. Афиняне
до Сократа были нравственными, а не моральными;
они жили, руководствуясь обычаями и разумно
приноравливаясь к обстоятельствам. Сократ
показал, что существует добро как таковое.
Он поставил знак равенства между совершенством
человека, его добродетелью и знанием.
Целью написания контрольной
работы является рассмотрение основных
философских взглядов Сократа и его философского
метода, целью которого было приведение
собеседника к самостоятельному нахождению
истины.
В работе рассматриваются религиозные
взгляды Сократа, его понятие о загробной
жизни, о добродетели, рассматриваю самопознание
в понимании Сократа, решение вопроса
бытия в его философии, сократовскую концепцию
знания и познания, его политико-правовые
взгляды. Будет выяснено, что составляющими
сократовского метода являются ирония
и майевтика.
Темами философии Сократа были
злободневные проблемы его времени, актуальные
и ныне: добро, зло, любовь, счастье, честность
и т.д. Обращение к Сократу во все времена
было попыткой понять себя и свое время.
И мы, при всем своеобразии нашей эпохи
и новизне задач, не исключение.
Вопрос 1. Биография
Сократа
Сократ родился в месяц Фаргелион
(май – июнь по современному календарю),
в год архонта Апсефиона, на четвертом
году 77-й Олимпиады (469г. до н.э.) в семье
каменотеса Софрониска и повитухи Фенареты.
Фаргелии были праздником рождения Аполлона
и Артемиды. По афинской культовой традиции
в Фаргелии город занимался искупительным
очищением. Рождение в такой день считалось
событием символическим и знаменательным,
и новорожденный в Афинах, естественно,
попадал под покровительство высокочтимого
светозарного Аполлона, бога муз, искусств
и гармонии.
И жизнь Сократа, по тогдашним
представлениям, не только началась, но
и прошла под определившим его судьбу
«знаком Аполлона». Надпись на Дельфийском
храме Аполлона – «Познай самого себя»
– предопределила тот глубокий и стойкий
интерес к философии, занятие которой
Сократ расценивал как служение дельфийскому
богу. Начало и конец сократовской жизни
пришлись на культово-праздничные, «чистые»
дни Аполлона. Да и вся жизнь Сократа –
в промежутке между этими первыми и последними
днями, - по собственному его представлению,
была посвящена нравственному «очищению»
Афин путем служения Аполлону на поприще
муз, поскольку философия была для него
высочайшим из искусств.
Несмотря на свой ум, Сократ
был безобразен: не высокого роста, приземистый,
с отвисшим животом, короткой шеей, большой
лысой головой, огромным выпуклым лбом.
О первых сорока годах жизни до нас дошли
противоречивые сведения. Сократ сам придумал
себе профессию – вести этические беседы
с гражданами, побуждая их к поискам нравственности
и к самосовершенствованию.
В философии центральными для
него стали не онтологические проблемы,
а этические и гносеологические, причем
последние – как дополняющие этику. Сократ
впервые указал на значение понятий, на
важность их определения, на роль индукции
в их формировании (все это – преимущественно
в применении к этике). Хотя он и получил
разностороннее образование, но впоследствии
книг не читал и ничего не писал. Главным
средством общения считал живую беседу
и спор. В книгах, по его мнению, заключено
мертвое знание; книгам нельзя задавать
вопросы; живой разговорный диалог, считал
он, превыше того, что написано.
В семейных делах ему не везло,
он был женат два раза и от последней жены
имел троих детей. Он вел праздный образ
жизни, любил посмеяться, выпить, подшутить.
Жил в бедности, все его имущество оценивалось
в 5 мин, на такую сумму в те времена нельзя
было купить приличную лошадь или раба.
В 399г. до н.э. по доносу Мелета
Сократ был обвинен в нарушении гражданских
норм жизни, развращении молодежи, в том,
что он не признает богов, которых признает
город и вводит других новых богов. По
процедуре судоговорения, после произнесения
обвинительных и защитительных речей
суд большинством голосов при тайном голосовании
решил вопрос о виновности или не виновности
Сократа. За признание его виновным было
280 голосов, против 221 голос. На суде Сократ
оказался перед жестокой альтернативой:
либо отречься от своего, как он понимал,
божественного призвания и лишь такой
непомерной ценой добиться снисхождения,
либо, оставаясь самим собой, открыто отстаивать
дело всей свей жизни. Твердо избрав второй
путь, он сознательно отрекся сам от себя.
Надежным доказательством правильности
избранного им на суде пути служило Сократу
то важное для него обстоятельство, что
в ходе всего процесса божественное знамение,
голос его демона, ни разу не остановил
и не удержал его. В ожидании смерти Сократ
провел в тюрьме долгих 30 дней. Это связано
с тем, что наступили дни делосского праздника
Аполлона. Смертные казни в Афинах в такие
праздники приостанавливались. В тюрьме
он пребывал в обычном для него светлом
и бодром настроении. Его навещали родные
и друзья. И до самого заката солнца продолжались
беседы о жизни и смерти, добродетелях
и пороках, законах и полисе, богах и бессмертие
души. Отсрочка казни дала Сократу возможность
еще раз продумать смысл того божественного
призвания, которое определило его жизненный
путь и занятия. В последний день Сократ
совершил омовение перед смертью, подобное
омовение имело ритуальный смысл и символизировало
очищение души от грехов земной жизни.
После омовения Сократ попрощался с родными
и дал им наставления и велел возвращаться
домой. Раньше в Афинах приговоренного
к смерти сбрасывали со скалы. Но с прогрессом
нравов и увеличением числа смертных приговоров
цивилизовывалась и процедура их исполнения.1
Смерть Сократа всколыхнула
Афинян и приковала к нему их внимание.
Вспоминали пророчество сирийского мага,
предсказавшего Сократу насильственную
смерть. Обсуждали и его слова о возмездии,
которое постигнет его обвинителей. Вскоре
после Сократовской казни, афиняне, раскаявшись
в содеянном и считая введенными злоумышленно
в заблуждение. Приговорили Мелета к смерти,
а остальных обвинителей – к изгнанию.
Ему была сооружена Лизипом бронзовая
статуя, которая выставлялась в афинском
музее Помпейон.
Вопрос 2. Философия
в понимании Сократа
Идея о том, что мудрость как
таковая – прерогатива божества, а достояние
человека – любовь к мудрости, влечение
к ней, высказывалась до Сократа Пифагором,
который, возможно, впервые употребил
термин «философ», а также Гераклитом
Эфесским, у которого (судя по дошедшим
до нас отрывкам его сочинения) «философ»
– это «исследователь природы вещей».
Понимание философии как изучения «космоса»
и наблюдаемых явлений природы было характерным
и для других предшественников Сократа.
В чем же заключалось в таком случае то
новое, что было внесено Сократом в понятия
«философия» и «философ», – то новое, что
сделало его воззрения одним из поворотных
пунктов истории греческой философии?
Сократ концентрировал свое
внимание на человеке и его поведении,
считая эти проблемы важнейшими для философии.
Это и дало возможность Цицерону говорить,
что Сократ «спустил» философию с «неба
на землю» (иначе говоря, Сократ поднял
философию «с земли на небо»). По свидетельству
Ксенофонта, Сократ в первую очередь исследовал
этические проблемы, касающиеся того,
что «благочестиво и что нечестиво, что
прекрасно и что безобразно, что справедливо
и что несправедливо».
Для Сократа знания и поступки,
теория и практика едины: знание (слово)
определяет ценность «дела», а «дело»
– ценность знания. Отсюда и его уверенность
в том, что истинные знания и подлинная
мудрость (философия), доступные человеку,
неотделимы от справедливых дел и других
проявлений добродетели. С точки зрения
Сократа, нельзя назвать философом того,
кто обладает знаниями и мудростью, но,
судя по его образу жизни, лишен добродетели.
Таким образом, одним из отличительных
признаков истинной философии и подлинного
философа является, по Сократу, признание
единства знания и добродетели. И не только
признание, но также стремление к реализации
этого единства в жизни. Сообразно с этим
философия, в понимании Сократа, не сводится
к чисто теоретической деятельности, но
включает в себя также практическую деятельность
– правильный образ действия, благие поступки.
Словом, мудрость есть добродетель, т.
е. знание о добре, которое включает в себя
внутреннее переживание добра и потому
побуждает к благим поступкам и удерживает
от дурных. Неудовлетворительность прошлых
философских учений, занятых натурфилософскими
(космологическими) проблемами, Сократ
видел также в полном расхождении этих
учений в вопросе о «естестве мира». В
глазах Сократа науки о человеке обладают
огромным преимуществом перед науками
о природе: изучая человека, они дают ему
то, в чем он более всего нуждается, - познание
самого себя и своих дел, определение программы
и цели деятельности, ясное осознание
того, что есть добро и зло, прекрасное
и безобразное, истина и заблуждение. Знание
(осознание) этого, согласно Сократу, делает
людей благородными. По мысли Сократа,
правильный выбор, благой образ действий
возможны лишь на пути познания добра
и зла, а также самопознания и определения
своего места и назначения в мире. Главную
ценность знаний о добре и зле, о хорошем
и плохом Сократ видел в их непосредственной
действенности и активности, в их прямом
воздействии на человека. Предметом философии,
ее основной задачей и главной целью Сократ
сделал познание «естества» человека,
первоисточника его поступков и дел, его
образа жизни и мышления. Такое познание
он считал возможным лишь на пути самопознания,
на пути следования дельфийскому призыву
«Познай самого себя». В осуществлении
этого девиза Сократ усматривал свое жизненное
назначение и призвание. Исходя из того,
что философ – это тот, кто на деле осуществляет
свою философию, Сократ стал, как было
сказано, испытывать «самого себя и других».
Основным средством «испытания» он избрал
диалог, живую беседу, вопросно-ответный
метод исследования проблем.
Во времена Сократа появилось
два типа философов: философы и те, кто
обучал философии и риторике («учителя
мудрости», по терминологии Платона). К
числу первых относился Сократ, вторых
– софисты. Тот факт, что Сократ не оставил
письменного изложения своего учения,
так же примечателен, как и форма его философствования
– диалог, предполагающий непосредственный
контакт собеседников, совместный поиск
истины в ходе бесед и споров. Он считал
жизнь вне диалогов, обсуждений и исследований
бессмысленной.
Даже смерть он воспринимал
лишь как ожидаемую возможность вести
диалог с бессмертными философами, поэтами
и героями. Сократ был философом, он мыслил.
И мыслил, отправляясь от осознания своего
незнания, от скептического по форме тезиса:
«Я знаю, что ничего не знаю». Призывая
не ограничиваться готовыми решениями
и привычными представлениями, он подвергал
«испытанию», «обличению» не только людей,
но также общепринятые этические оценки
и ходячие взгляды на жизнь. Он будоражил
умы, не давал покоя согражданам, вызывал
их недовольство. Философия, как ее понимает
Сократ, – не умозрительное рассмотрение
природы, а учение о том, как следует жить.
Но так как жизнь – искусство и так как
для совершенства в искусстве необходимо
знание искусства, то главному практическому
вопросу философии должен предшествовать
вопрос о сущности знания.2 Знание Сократ понимает как
усмотрение общего (или единого) для целого
ряда вещей (или их признаков). Знание есть,
таким образом, понятие о предмете и достигается
посредством определения понятия. Для
выяснения и определения понятий Сократ
пользовался методом, который получил
название диалектического метода, или
диалектики. Диалектика – великое достижение
философии Сократа. Она не только характеризует
философию Сократа, но также отличает
метод его ученика Платона и платоников.
Она возобновляется в III в. н. э. в философии
неоплатоника Плотина и развивается в
школе неоплатонизма от Плотина до Прокла
(III – V вв. н. э.).
Вопрос 3. Философский
метод Сократа
Сократовский метод, имевший
своей задачей обнаружение «истины» путем
беседы, спора, полемики, явился источником
идеалистической «диалектики», под которой
в древности понимали искусство добиться
истины путем раскрытия противоречий
в суждении противника и преодоления этих
противоречии. Тогда некоторые философы
считали, что раскрытие противоречий в
мышлении и столкновение противоположных
мнений является лучшим средством обнаружения
истины. Основные составные части сократовского
метода: «ирония» и «майевтика» – по форме,
«индукция» и «определение» – по содержанию.