Философия, ее предмет и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 13:52, контрольная работа

Краткое описание

В своей работе я раасмотрю предмет изучения философии, проанализирую роль которую играет философия в жизни современного общества, и чтобы войти в мир творчества великих философов, требуется настойчивое и систематическое изучение философии и ее истории, немалый запас научных и иных знаний. В массовом сознании нередко философия представляется чем-то весьма далеким от реальной жизни, а философы-профессионалы - людьми "не от мира сего". Философствование в таком понимании - это пространное, туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Содержание

Введение 3
Предмет философии 5
Свойства философии 7
Типы мировозренческих систем и философия 8
Национальная философия 10
Роль философии определяется вопросами которые она решает 12
Заключение 15
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Кр.Философия.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Органическое соединение в философии двух начал - научно - теоретического и практически - духовного - определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории - в реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они - лишь грани, моменты единого целого. Так же, как и в науке, и в других сферах рациональности, в философии новое знание не отвергает, а диалектический «снимает», преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В истории мысли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного знания к знанию все более и более конкретному. Последовательность философских учений - в основном и главном - такова же, как и последовательности в логических определениях самой цели, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета.

 

       Национальная философия.

 

Особого объяснения и  внимания к себе требует сам факт существования и развития - в относительной  самостоятельности по отношению к мировой философии - философии национальной. Это еще одно отличие философии от науки. Нет и не может быть немецкой математики. Не может быть национальной таблицы умножения или таблицы тригонометрических функций. Однако русская, немецкая, французская философия - понятия не только допустимые, но и совершенно необходимые для того, чтобы вести речь о реальном процессе рождения и жизни философских идей в мире культуры и цивилизации. Идеи философии глубочайшим образом выражают «душу» народа, его внутренний духовный опыт, его сокровенные мечты и чаяния, осмысливая этот опыт и заключающиеся в нем тенденции, как грань, момент общечеловеческого.

Составляя стержень национального  самосознания, национальная философия  открывает такие истины, вырабатывает такие ценности, которые невозможно понять и принять, не соучаствуя в жизни и делах своих сограждан и соотечественников. Такие императивы и ценности не усваиваются и не передаются «книжным» путем, подобно любой иной информации. Вопреки представлению просветителей, простой «экспорт» философских мировоззренческих идей из одной страны в другую, с иным историческим опытом и социальным образом жизни, с иным линталететом и иной психологией не возможен, такие идеи не привьются, не среагируют с духом народа, с массовым сознанием, не вызовут широкого интереса, оставаясь - и то лишь для любителей - интеллектуалов - отвлеченным не жизненным знанием (как к примеру, философия йоги для европейцев 20 века).

Идейные построения философии  обладают огромной притягивающей силой. Идеи выражают потребности времени, и если это время пришло, то никакие преграды и препятствия не в силах сдержать, остановить натиск философских идей, их мощное влияние на умы и сердца современников.

Интернационализация, глобализация общественной жизни в 19 - 20 веках сблизили мировые цивилизации и культуры, сделали общезначимым, более общечеловеческим содержание и смысл исторического опыта. Мир стал более цельным и единым. Более прямым и коротким стал путь трансляции, распространения философских идей от страны к стране, от народа к народу. Но и сегодня судьбы философских идей во многом сложна и не однозначна, так как и в наши дни идеи испытывают на себе глубокое влияние со стороны социальных, вне теоретических факторов.

Отличительной чертой философского творчества является еще и то, что оно глубоко личностно. Личность, образ жизни философа не отделимы от его мысли.

 

Роль философии определяется вопросами  которые она решает.

 

Роль философии можно понять лишь разобравшись в том какие  вопросы подвластны решению с помощью философии, и какие функции выполняет философия.

1. Прежде всего, это мировоззренческая  функция, которая связана с  абстрактно-теоретическим, понятийным  объяснением мира, в отличие от  всех других видов и уровней  мировоззрения. Единственное, что хотелось бы здесь добавить, — это указать на двойственный характер самих философских концепций, который выражается в их тяготении или к научному знанию, объективной истине, или к псевдонауке.

2. Методологическая функция, о  которой также уже шла речь, заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

3. Следует выделить и прогностическую  функцию философии, формулировку  в ее рамках гипотез об общих  тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

4. Нельзя не упомянуть и такую  функцию философии, как школы  теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии.

5. Критическая функция философии.  Она распространяется не только  на другие дисциплины, но и  на саму философию. Принцип  «подвергай все сомнению», со  времен античности проповедуемый  многими философами, свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

6. С критической функцией философии  тесно связана и ее аксиологическая  (от греч. ценный) функция. Любая  философская система содержит  момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

7. Социальная функция философии  является довольно многоплановой  по своему содержанию и охватывает  различные аспекты общественной  жизни. Но в общем, плане  философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. Следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

8. С социальной функцией тесно  связана функция философии, которую  мы назвали бы гуманитарной. Философия  должна играть адаптационную  и жизнеутверждающую роль для  каждого индивида, способствовать  формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия и каждый должен делать свой нелегкий выбор.

Думается, что именно сегодня эта  функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны В. Франклу, создавшему логотерапию (от греч. смысл, и лечение) — теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью». Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, — это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.

Следует подчеркнуть, что все функции  философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные  и так или иначе включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую  и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.

 

Заключение.

 

Философия прежде всего учит нас  мудро прожить жизнь и с  достоинством завершить ее. Такую  же мысль развивал философ - Мишель де Монтень (XVI в.), И. Кант (XVIII в.), философ XIX в. Фридрих Ницше, а в XX в. Альберт Швейцер и др. В Новое время (XVII- XVIII вв.) большинство мыслителей связывали предмет философии с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс). В XIX-XX вв. предметом философии называли "мировое целое", "сущность и законы общества", "изучение наиболее общих понятий", "познание Универсума", науку о ценностях, изучение наилучшей системы общественного устройства и т.д. Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы развития? Какое место занимает закономерность, а какое - случай? Положение человека в мире:смертен или бессмертен? Как может человек понять свое предназначение. Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить от лжи?

Морально-нравственные проблемы:совесть, ответственность, справедливость, добро  и зло.

Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека.

Философия призвана правильно  решить эти вопросы, помочь преобразовать  стихийно сложившиеся взгляды в  миропонимании, что является необходимым  в становлении личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список литературы.

1. Антология  мировой философии: В 4 т.- М.: Мысль, 1969-1972.

2. Мир философии: Книга  для чтения // П.С.Гуревич, В.И. Столяров. – М.: Политиздат, 1991.

3. Современная философия  науки: Хрестоматия. – М.: Наука, 1994.

4. Философия истории: Антология.  – М.: Аспект-Пресс, 1994.

      1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2-х ч. /Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989.

6. Аристотель. “Метафизика”. // Соч.: В 4т. – М.: Ренесанс, 1975.

7. Беркли Дж. “Трактат  о началах человеческого знания”. // Соч. – М.: Мысль, 1978.

8. Гегель Г.В.Ф. “Энциклопедия философских наук”. В 3т. – М.: Мысль, 1974-1977.

9. Декарт Р. “Размышления  о первой философии” //Соч.: В 2т.  – М.: Мысль, 1994, т.2.

10. Канке В.А. Философия.  Исторический и систематический  курс: Уч. для вузов.- М.: Логос, 1997.

11.  Радугин А.А. Философия: Учебное пособие для студентов.- М.: Центр, 1996.

12. Роберт Н. Вольф. О  философии: Учебник / Пер. с  англ. – М.: Аспект-Пресс, 1996.

                                                                                                                                             


Информация о работе Философия, ее предмет и роль в обществе