Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:32, реферат
Философия, исследуя отношение сознания к объективному миру, мышления к бытию, делает своим предметом круг проблем, которые возникают на основании развития мировоззрения как формы общественного самосознания. Отличие мировоззрения от философии состоит в том, что философия является не «духовно – практическим», а теоретическим освоением мира. Она возникает соответственно как система доказательств и знаний фундаментальных проблем мировоззрения.
Введение…………………………………………………………………3
1. Философия: предмет и ее структура………………………………...5
2. Роль философии в жизни общества………………………………...11
Заключение……………………………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………….18
Поиски философского метода во второй половине XIX века происходили в форме требования отказа философии от традиционных мировоззренческих проблем. Это была реакция на реальные противоречия философского познания при абстрагировании от социально-практической природы его основания. Действительная задача заключалась в осознании связи метода философского познания с его социальным назначением.
Безотносительно к конкретно-исторической форме проявления философского метода и его осознания общим для него является то, что он представляет собой особую теоретическую деятельность по обобщению и осмыслению всего наличного опыта познания и практики. Это то, что называется философской рефлексией (рефлексия (от лат. reflexion – обращение назад) – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок) конкретно-историческое содержание, которой определяется уровнем развития общественно исторической практики. Исторически сложившимися формами философской рефлексии является диалектика и метафизика, которые в своем конкретном историческом содержании определяют методологическую направленность философского знания.[2]
2. Роль философии в жизни общества
Философия – это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.
Вокруг проблемы научности философии до сих пор продолжаются споры. Широкое распространение получили следующие точки зрения.
1) Философия – это наука о всеобщих законах природы, общества, познания, или: философия – это наука о методах и формах познания, то есть методология науки;
2) Философия – это не
наука, это мировоззрение (
3) Философия – это и
наука, и мировоззрение, то
есть философия выполняет в
культуре, в духовной жизни общества
функции науки и функции
Решить проблему соотношения
философии и науки, определить роль
философии в жизнедеятельности
человека, в духовной культуре общества
можно лишь в широком социально-
Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.
В истории философии научность и идеологизм вытесняли друг друга, но это обстоятельство никаким образом не отменяло ни направленность философии на достижение истины, ни возможностей полного или частичного совпадения этой направленности с интересами социального субъекта. Однако философия не должна увлекаться идеологической ролью. «Как интегративный центр всех наук и как воплощение системного подхода ко всему человечеству, ко всей биосфере, философия должна быть общечеловеческой и отвечать интересам общества», - пишет академик Международной академии информатизации Р.Ф. Абдеев. Общечеловеческие позиции философии не исключают негативное отношение к вождям–диктаторам, социальному неравенству, эксплуатации, угнетению и политическому насилию.[1]
Научную форму философии нельзя считать заведомо лучшей или единственно верной. В случае сведения философии только к науке возникают закономерные вопросы: «Был ли Л. Н. Толстой философом? Можно ли считать философом Ф. М. Достоевского?» Оба великих писателя поднимали и зачастую впервые ставили важнейшие философские проблемы. В содержание философского знания, да и в сам процесс философского познания включаются компоненты, специфичные для художественной литературы и искусства. Весьма значительную часть философского знания составляют эстетические представления. Создание философской картины мира предполагает наличие у ее творцов чувства красоты, гармонии, сопричастности к миру. Философская картина мира содержит в себе также и эстетическое отношение к миру. О родственности философии и искусства, об их взаимопроникновении свидетельствует творчество А. Камю, Н. Рериха, М. Чюрлениса, Р. Тагора, И.В. Гете.
Философская проблематика является важнейшей частью различных религиозных учений. Вместе с тем нельзя ставить знак равенства между философией и религией, поскольку последняя не сводится к философским размышлениям. Достаточно указать на обрядность как важнейший компонент любой религии.
Далеко не все поэты и писатели в своих произведениях обращались к философским проблемам, да и нет ни одного художественного произведения, целиком посвященного решению философских проблем. И, тем не менее, религия и художественная литература играли и играют огромную роль в философии. Переплетение литературы, искусства, философии и религии имело место на протяжении всей истории философии вплоть до наших дней.
Итак, функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.
Социальная значимость философии как живой души культуры, квинтэссенции эпохи выражается в ее функциях. Познавательная функция философии состоит в том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека. Это влияние проявляется в том, что философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты осознания отношения «человек – мир».
Мировоззренческая функция
философии проявляется в том,
что, вооружая людей знаниями о мире
и человеке, о его месте в
мире и возможностях его познания
и преобразования, оказывает влияние
на формирование жизненных установок,
на осознание социальными
Методологическая функция
философии заключается в том,
что она дает для всех форм общественного
сознания исходные, основополагающие
принципы, применение которых определяет
общую направленность подхода к
осмыслению действительности, направленность
познавательной и практической деятельности.
Однако следует помнить, что универсальные
принципы мышления, исследуемые философией,
не определяют однозначно линию творческих
поисков истины. Будучи универсальными,
они являются необходимым условием
решения разнообразных
Философия выполняет также культурологическую функцию тем, что расширяет кругозор людей, будит их интерес к познанию, образовывает, развивает культуру теоретического мышления. Будучи универсальной формой освоения и познания мира, она вбирает в себя лучшие достижения человечества и делает их достоянием всего человечества. К тому же изучение истории философии различных стран и народов позволяет лучше понять их прошлую и настоящую культуру, способствует обмену идей и взаимовлиянию культурных традиций, что, несомненно, имеет важное значение в решении многих проблем, тесно связанных с культурным наследием.
Ставя вопросы смысла жизни, смерти и бессмертия, оценивая в категориях «хорошо», «плохо», «ценно», «полезно», «бесполезно» то или иное действие, событие, явление, философия обнаруживает еще одну – аксиологическую функцию (от греч. axia – ценность). А проводя отличие долгосрочных тенденций от краткосрочных, отделяя поверхностные процессы от фундаментальных, главное от неглавного, она формирует соответствующие потребности, которые тесно связаны с ценностными предпочтениями человека. Тем самым задаются определенные предпочтения, ценностные установки и приоритеты, т.е. формируется соответствующая система ценностей, которая, являясь важнейшей характеристикой людей, отражает их жизненную позицию и в значительной мере предопределяет их поведение в обществе.
Наконец, еще одна функция
философии касается поведения людей
и отношений, складывающихся в том
или ином обществе. При этом такие
ценности, как, например, моральные, их
природа, основания и практическая
роль в общественной жизни являются
предметом исследования философии,
что существенно влияет на нормы
и правила, складывающиеся в обществе
и устанавливаемые в основном
естественным путем, т.е. практикой
реальной жизни. Такие нормы являются
важнейшим регулятором
Таким образом, философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.
Роль философии особенно
возрастает на переломах истории
в периоды революционных
Решение глобальных проблем
современности требует
Изучение философии - необходимое условие становления человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.
Только постигнув свою социально-деятельную функцию, отдельный человек может осознать, кто он есть, какое место занимает в жизни общества, подняться до самосознания. Философия видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком. «Как плодородное поле – писал Цицерон, - без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души – это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай».[10]
Заключение
Итак, в конце работы, подведем итоги.
Философия является областью знания, чувствования, видения и понимания мира. Она довольно разнообразна, включает в себя множество наук, с другими науками она тесно связана.
В ходе работы мною был определен
предмет философии – это
Я считаю, что философия играет важную роль в обществе. Она объясняет человеку неизведанное, дает ответы на «вечные» вопросы. «В чем смысл жизни?» - порой каждый задает его себе. Философия заставляет человека задуматься о его значении в обществе, а также она, т.е. философия способствует развитию и становлению человека, как личности.
Выполняя ряд функций (познавательную, мировоззренческую, этическую, культурологическую и др.) философия решает те или иные проблемы, выдвигая гипотезы, идеи и теории. Каждая функция играет свою роль. Мировоззренческая функция формирует у человека определенные взгляды на мир, образуя целостную картину мира. Гносеологическая (познавательная) – приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах. Этическая функция способствует созданию каких-то определенных норм поведения (этика) в данном обществе, формирование ценностей у всего человечества. Культурологическая функция побуждает человека расширять свой кругозор, обретать новые знания, т.е. способствует саморазвитию человека.
Список литературы
1. Р.Ф. Абдеев Философия информационной цивилизации. – М., 1994.
2. П.В. Алексеев, А.В. Панин Философия. – М.: Проспект, 1999.
3. Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. – М., 1976. – т. 1.
4. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М., 1970.
5. Р. Декарт Сочинения. В 2 т. – М., 2002.
6. И. Кант. Приложение к
«Наблюдениям над чувством
7. Любутин К.Н. Человек в философском измерении. – Свердловск, 1991.
8. М. Мамардашвили Как я понимаю философию. – М., 1990.
9. Философский словарь // Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2001. – Ст. «Философия».
10. Цицерон. Избранные сочинения. – М., 2005.
Информация о работе Философия, её предмет и роль в современном обществе