Философия жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 11:57, реферат

Краткое описание

Классическая философия внесла существенный вклад в познание рациональных или рационализируемых форм духовного опыта, которыми она главным образом и интересовалась. Но ведь «в состав» духа, психики человека входит и играет немалую роль нерациональное – бессознательные процессы, инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. Эти формы нерационального, разумеется, не оторваны и даже неотделимы от рационально-рассудочного – от мышления, рассуждения с помощью понятий, от расчёта и логических процедур и т.д.

Содержание

Введение 2
Философия жизни: общая характеристика и основные положения 5
Характерные особенности философии Шопенгауэра. 13
Характерные особенности философии Ницше…………………………………...15
Характерные особенности философии Бергсона 17
Характерные особенности философии Дильтея 19
Характерные особенности философии Зиммеля 21
Характерные особенности философии Шпенглера 22
Заключение 23
Список используемой литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 56.74 Кб (Скачать файл)

 Ницшеанская философия  духа – это прежде всего идея жизни, обоготворяющая бессознательную творческую силу и потому презирающая всякую экономику и «человеческие массы». Другими словами, это непреклонный и последовательный аристократизм. Ницше был убеждён, что над массами господствуют низкие потребности и рабское стремление к подчинению и силе.

Философия жизни как самостоятельное учение представляет интерес для современной философии, поскольку, как и в любом философском вопросе, на это учение существует множество точек зрения, многие из которых не раскрыты по сей день.

Предтечей философии жизни считают А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и к которому относят В. Дильтея, А. Бергсона, О. Шпенглера, Г. Зиммеля, Л. Клагеса, Э. Шпрангера и др. Правда, причисление названных мыслителей к данному направлению условно — прежде всего по той причине, что философия каждого из них оригинальна, проблемные и стилевые различия между их учениями довольно значительны. Кроме того, правомерны и иные типологии (скажем, оправдано объединение философов XIX в. Шопенгауэра, Кьеркегора, Ницше в особую группу, что и было сделано в главе 1 части I данного учебника). И все-таки традиционное для учебной литературы отнесение упомянутых мыслителей к философии жизни не лишено оснований: в их учениях, как бы они ни отличались друг от друга, можно найти общие для всего направления черты. Каковы же отличительные особенности философии жизни?

Философы данного направления выдвигают на первый план понятие и принцип жизни. Сам по себе обращенный к философии призыв — повернуться лицом к жизни — неоригинален; его, как и понятие жизни, можно встретить и в произведениях философов прошлого. Отличие же философии жизни от традиционной мысли заключается в том, что как раз через понятие жизни ее последователи стремятся решительно размежеваться с классической философией, ее мировосприятием. Традиционную философию, особенно философию нового времени, представители философии жизни обвинили в том, что она создала культ разума и науки, в жертву которым была принесена именно жизнь — и жизнь природы, и жизнь человека. Правда, понятие жизни, которому сторонники философии жизни придавали фундаментальное значение и в деле критики, и в обосновании новых философских позиций, так И осталось в их произведениях расплывчатым, неопределенным, метафорическим. И почти каждый мыслитель данного направления, критикуя за это предшественников, пытаясь предложить свое, как ему казалось, более чёткое и содержательное видение жизни. Заметного успеха до биться не удалось. Однако влияние философских размышлений о жизни на культуру, философию нашего столетия было весьма велико. Оно ощущается и поныне.

 Другое критическое  устремление философии жизни  связано с расшатыванием основ  сциентизма (от лат. scientia — наука), т.е. воззрения на мир, ставящего во главу угла научные достижения, критерии научности, научный разум, методы науки. Правда, борьба против сциентизма не вылилась у выдающихся мыслителей Бергсона или Дильтея в антинаучную позицию. Утверждая это, следует отметить: в отечественных учебниках представителям философии жизни приписывалось стремление решительно порвать с наукой и научностью. С этим трудно согласиться. Ведь отвергались не науки как таковые, а безраздельное господство классических моделей в естествознании, власть механицизма.

В этом философия жизни  шла в ногу с неклассическим естествознанием. Можно даже утверждать, что обнародование А. Эйнштейном принципов теории относительности, появление генетики повлияло на создание А. Бергсоном работы "Творческая эволюция" (1907), которую оправдано считать одним из образцов нового, "неклассического" философствования. Позднее, в произведении 1922 г. "Длительность и одновременность" Бергсон предложил философскую трактовку открытия Эйнщтейна.

 Вместе с тем нельзя  отрицать, что скорее не естествознание, а гуманитарные дисциплины —  философия, психология, история, в том  числе история духа, науки о  языке, культуре, — образуют проблемный  центр исследований философии  жизни. И в этом отношении попытки  представителей данного направления  раскрыть специфику человеческого  духа и своеобразие наук о  духе оказались перспективными. Вместе с работами Дильтея, Шпенглера, Зиммеля в западную философию буквально вторгся специфический историзм, т.е. стремление подвергнуть историю (как исторический процесс и как науку) углубленному исследованию.

 Философия жизни внесла  заметный вклад в исследование  сознания и бессознательного, в изучение таких  элементов духовно-психической жизни, как интуиция, память, время (в качестве временных структур сознания). Отстаивая необходимость исследования духовного, психического во всех их проявлениях, представители философии жизни выступили с резкой критикой традиционного рационализма за преувеличение роли сознательно-рациональных элементов и сторон человеческого духа. Интерес к абстрактному познанию, к интеллекту сохранился, однако возобладало требование — критически, объективно, трезво взглянуть на разум и интеллект, оценить как их сильные, так и слабые стороны. Сама по себе эта установка вполне уместна и продуктивна и отнюдь не тождественна антиинтеллектуализму. Философия жизни вызвала у философов, психологов, деятелей литературы и искусства

интерес к изучению внерационального, бессознательного, что роднит ее с фрейдизмом.

   Значимое место в философии жизни занимают попытки предложить ,в связи с новым истолкованием исторического процесса ,непривычные для традиционной европейской мысли типологические схемы развития культуры, сопоставить и даже противопоставить цивилизацию и культуру.

Историю философии жизни обычно начинают с Ницше. И действительно, обращение Ницше к понятию жизни (о чем шла речь в главе 1 в начале раздела о Ницше) важно для этой истории. Следует учесть, что апелляция к жизни взамен ориентации на абстрактые понятия, схемы, системы философии становится к концу XIX — началу XX в. лейтмотивом многих философских направлений и произведений. Оформление же философии жизни в сложную концепцию, богатую новыми идеями и исследовательскими достижениями, связано с именем одного из самых крупных европейских философов — французского мыслителя А. Бергсона.

 В философии жизни принято различать ницшеанство, герменевтику, философию истории О. Шпенглера и бергсонианство.

 

Характерные особенности философии Шопенгауэра.

 

Начальный толчок развитию философии жизни дало осмысление идеи А. Шопенгауэра(1788—1860)., изложенных в его знаменитом сочинении «Мир как воля и представление». В данной работе мир предстает как «слепая воля к жизни». Только воля обладает объективностью, что и обеспечивает, ее примат над разумом. Мышление — производное воли, способно быть лишь системой ее обеспечения, выполнять служебную функцию.

 Концепция Шопенгауэра  выступает антиподом, зеркальным  отображением гегелевской системы. Еще в 20-х гг. XIX в. Шопенгауэр пытался конкурировать с Гегелем, ставя свои лекции на те же учебные часы. В эти годы конкуренция была несостоятельной.

         Через тридцать лет несостоятельной оказалась гегелевская философия. У Гегеля основой мира считалась Абсолютная идея — всеобъемлющая рациональность всего сущего. У Шопенгауэра — ее эквивалент — Мировая воля (иррациональное, непознаваемое и враждебное человеку начало). Абсолютную идею можно и нужно познавать. Гегель полагал, что уже познал ее в основных чертах. Мировую волю познавать невозможно и бесполезно.

 Каждый человек, по  мысли Гегеля, является ступенькой  в развертывании Абсолютной идеи, неотъемлемой частицей всемирно-исторического  процесса. Для Шопенгауэра человек — это игрушка Мировой воли, все его стремления инспирированы извне. Следование им неизбежно обрекает человека на поражение. В таком случае целью человеческой жизни должно стать не следование объективной закономерности и ее воплощение, а, напротив, — подавление желаний, ускользание из-под власти Мировой воли. Нравственные, эстетические, религиозные переживания — это не ступеньки восхождения духа (Гегель), а способы преодолеть зависимость от естественных потребностей, подавить в своем сознании давление Мировой воли. В этом плане философия Шопенгауэра явно перекликается с восточной философской традицией, что отмечал и сам автор.

Этика Шопенгауэра предельно проста – страдание есть продукт целенаправленной воли, а именно воли к жизни. Индивид, утверждающий волю к жизни одновременно, утверждает смерть. Индивид, который борется с волей является свободным. По Шопенгауэру подлинная свобода невозможна, возможен лишь краткий прорыв к ней. Страдание есть необходимость, действие вопреки слепой воле есть свобода. История жизни отдельного индивида – история его страданий.

 Концепция Шопенгауэра, получившая название «философия  мировой скорби», очевидно, пессимистична  и нехарактерна для западного  интеллекта и соответствующей  ему системы ценностей.                

Вместе с тем ее появление было симптоматично: обозначилась несостоятельность представления о рациональности и устойчивой прогрессивности истории, гармоничности и

упорядоченности бытия. Просвещенческая иллюзия, достигшая апогея в гегелевской философии, была впервые поставлена под сомнение.

 

Характерные особенности философии Ницше.

 

Ницшеанство - биологическое направление философии жизни. Оно сложилось в начале XX в. на основе взглядов немецкого философа Ф. Ницше (1844 - 1900).

Идей Ницше несут на себе печать, с одной стороны, западноевропейской рационалистической классики, с другой, в духе своего времени - второй половины XIX века, тяготеет к иррационалистическим направлениям мысли. Из этого противоречия и рождается гений Ницше, крупнейшего «философского безумца» в смысле Кьеркегора, на творчество которого не в последнюю очередь наложили отпечатки проблемы личного характера и неизлечимые болезни Сайт посвященный Фридриху Ницше www.nietzsche.ru.

Учение Ф. Ницше стало своеобразным камертоном для идейной интеграции представителей философии жизни.

 Немецкий философ Ницше  после знакомства с иррационалистическим  и пессимистическим учением Шопенгауэра  уточняет его концептуальную  идею. Стремясь преодолеть рациональность  философского метода, Ницше не  выстраивает понятия в систему, они предстают как многозначные  символы. Так, понятия «жизнь», «воля  к власти» — это есть и  само бытие в его динамичности, и страсть, и инстинкт самосохранения, и движущая общество энергия  и т.д. Пытаясь обосновать «естественный, ничем не сдерживаемый поток  жизни», Ницше предпринимает критику  всех общечеловеческих ценностей.

По Ницше, мир имеет нулевую ценность, а жизнь — это специфическая воля к аккумуляции власти, жестокая игра, где выигрывает посредственность, ибо «наиболее сильные оказываются наиболее слабыми, когда им противостоят организованные стадные инстинкты, боязливость слабых, численное их превосходство». По Ницше, доминантой общества является не столько «слепая воля к жизни», сколько «сознательная воля к власти» в условиях борьбы за выживаемость.

Ницше отвергает рациональность в философии, не приемлет христианскую религию и связанную с ней традиционную мораль, так как они якобы защищают слабых и делают сильных ничтожествами. В истории нет цели, нет прогресса, а есть «вечное возвращение, вечная борьба сильных и слабых». Отсюда отрицание всяких принципов. «Жить — это значит быть жестоким и беспощадным ко всему, что становится слабым в нас и не только в нас».

 Кант и Фихте, Шеллинг  и Гегель, жившие под знаком  Великой французской революции 1789—1793 гг., верили, что история человечества  имеет свой смысл, свою справедливость. Что касается Ницше, то он жил  в то время, когда успеха добивались  не самые умные и справедливые, а самые жестокие и коварные. Ницше один из первых предвосхитил приближение XX в. как эпохи тотального наступления усредненных людей с их неукротимой жаждой власти.

 В 1878 г. выходит в свет  его произведение «Человеческое, слишком человеческое», где он  осуществляет инвентаризацию так  называемых общечеловеческих ценностей, демонстрируя их инверсию. В условиях  подготовки к переделу мира  идеи любви, братства, равенства, справедливости  всего лишь пустые слова, феномены-перевертыши, которые скорее обманывают, чем  поддерживают и обнадеживают.

В 1884 г. Ницше публикует «Так говорил Заратустра», где пытается обосновать реальные нравы, указать сильным на их долг, а подчиненным — на их обязанности, ибо в условиях, где нет правды, где все дозволено, нет выбора, кроме как повелевать или подчиняться.

  Такой духовной атмосферы Ницше не выносит. Он в прямом смысле сходит с ума, диагностировав своей судьбой состояние XX в.

В учении Ницше происходит переоценка всех традиционных моральных ценностей Запада. По его мнению, христианство, с его призывами к состраданию, милосердию, послушанию, портит человека, подавляя важнейшие жизненные инстинкты. Христианство, доказывает он, стремится смирить

 

человеческое сердце, но это ошибка. В диком звере есть нечто величественное, что он теряет будучи укрощен.

 Он осуждает христианскую  любовь потому, что считает ее  результатом страха: я боюсь, что  мой сосед обидит меня, поэтому  я уверяю его, что люблю его. Если бы я был сильнее и  храбрее, я бы открыто показывал  свое презрение к нему, которое  я, конечно чувствую. Ницше не мог себе представить, чтобы человек искренне чувствовал любовь ко всему человечеству, потому что он сам испытывал ко всему ненависть и страх, которые он был вынужден скрывать под маской надменного безразличия.

По Ницше воля к власти присуща всему живому – растениям, животным и людям. Она может быть осознанной и неосознанной. Основной расовой чертой является воля к власти. Она больше присуща сильным расам и сильным личностям («они вправе повелевать другими»). Этот принцип лежит в основе теории морали по Ницше. Он обосновал культуру «здоровья жизни» и культуру «сверхчеловека» - т.е. человека-бога с его уродливой, превышающей все разумные пределы, волей к власти. Ницше оглупляет своей философией человека. Власть по Ницше может основываться на лжи и «ложь непреемливый спутник и условие жизни».

Теория Ницше широко использовалась расистами и фашистами.

                                         

Характерные особенности философии Бергсона

 

Бергсонианство возникло на почве учения французского философа         А. Бергсона (1859-1941) . С точки зрения Бергсона, жизнь - это непрерывное творческое становление. Материя - косное начало бытия, хотя и оказывает сопротивление, но все же подчиняется жизни. Благодаря этому, эволюция мира природы становится творческой эволюцией. В результате, мир в изображении Бергсона, предстает как единый, непрерывно и необратимо развивающийся,

Информация о работе Философия жизни