Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 14:32, курсовая работа
Эпоха Просвещения создала настоящий культ разума. Его возможности в познании и анализе как природного, так и социального мира казались безграничными. Однако практическое осуществление «обоснованных разумом» проектов социального переустройства несколько поумерило восторги апологетов просвещенческого рационализма. Из лозунгов свободы, равенства, братства и счастья разве что первые два могли считать себя реализованными, да и то в сильно урезанном виде. Стало ясно, что философско-идеологические аксиомы Просвещения нуждаются в нелицеприятной критике. Эту критику и предоставила немецкая классическая философия последней трети XVIII - первой трети XIX вв. Ее безусловным достоинством стало то, что глубокий критический анализ не разрушил, но сохранил и даже приумножил философские новации эпохи Просвещения, став, по сути, новым этапом развития западноевропейской философской мысли.
Введение……………………………………………………………..
Глава 1. Жизнь и основные сочинения Гегеля…………………………..
Глава 2. Общая характеристика философии Гегеля…………………….
2.1. Философия истории Гегеля…………………………………………
2.2. Суть философии Гегеля……………………………………….
2.3. Значение философии Гегеля…………………………………………….
Глава 3 Диалектический метод философии Гегеля……………………
3.1. Законы диалектики…………………………………………………..
3.2. Категории диалектики……………………………………………….
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………
Страны Востока, по
Гегелю, не знают свободы, они знают, что
свободен лишь один человек, да и тот деспот.
Греки уже поднимаются до осознания свободы
человека, но она серьезно ограничена.
Римский мир ставит проблему свободы в
рамки правовых отношений. Но лишь германские
народы в конце концов осознают в полной
мере тот факт, что свобода составляет
основное свойство человеческой природы,
является неотъемлемым правом каждого
человека. Нарастание степени
свободы в сменяющих друг друга исторических
эпохах свидетельствует о том, что дух
неуклонно движется к своей цели, воплощаясь
попеременно в конкретном «духе» того
или иного народа, который своим характером,
государственным строем, а также искусством,
религией, философией способен наиболее
полно представить, выразить требования
мирового духа. Важная характеристика
исторической концепции Гегеля - высокая
оценка активности и даже творческой роли
народа в развитии истории. Человеческая
деятельность, мотивированная самыми
разными побуждениями, интересами, является
тем единственным «орудием и средством»,
которым дух добивается нужного ему результата.
Причем результат этот зачастую превосходит
все мыслимые ожидания действующих лиц.
Гегель объясняет подобные чудеса «хитростью
разума», скрывающего под мнимым произволом
индивидов порядок и закономерность исторического
развития. Однако подлинный творец
истории, мировой разум бывает у Гегеля
не только хитер, но и коварен: зачастую
вроде бы благие побуждения и действия
людей оборачиваются против них же самих.
Таков, например, феномен отчуждения -
процесса, в котором созданные людьми
предметы, организации, институты начинают
жить своей самостоятельной жизнью, порабощая
своих создателей. Никакое, скажем, государство
не может возникнуть без явно выраженной
воли многих людей, но вряд ли эта воля
предполагает, что, возникнув, государство
начнет работать «на себя», изобретая
все новые и новые «государственные интересы»,
стремясь к тотальному контролю чуть ли
не над всеми сторонами жизни своих граждан.
«Частный интерес страсти неразрывно
связан с обнаружением всеобщего, потому
что всеобщее является результатом частных
и определенных интересов и их отрицания.
Частные интересы вступают в борьбу между
собой, и некоторые из них оказываются
совершенно несостоятельными. Не всеобщая
идея противополагается чему-либо и борется
с чем-либо; не она подвергается опасности;
она остается недосягаемой и невредимой
на заднем плане… Частное в большинстве
случаев слишком мелко по сравнению со
всеобщим: индивидуумы приносятся в жертву
и обрекаются на гибель. Идея уплачивает
дань наличного бытия и бренности не из
себя, а из страстей индивидуумов».
Прогресс в сознании
свободы, составляющий у Гегеля смысловой
стержень истории, ни в коем случае нельзя
понимать чисто субъективно, т.е. как изменение
«мнений», мышления конкретных людей.
Чтобы стать реальной, идея должна объективироваться,
вылиться во что-то внешнее. Такой объективацией
свободы становятся у Гегеля семья, гражданское
общество, государство. Отношение немецкого
мыслителя к государству характеризуется
особым пиететом. Достаточно сказать,
что народы, которые по каким-то причинам
государства не образовали, у Гегеля не
могут претендовать на вхождение во всемирную
историю, они – неисторичны. «Государство,
- объявляет Гегель, - это - шествие Бога
в мире; его основанием служит власть разума,
осуществляющего себя как волю. Таким образом, всемирная
история по Гегелю - это шествие мирового
духа, результат его деятельности. История
человечества - это воплощение мирового
духа и ее общей целью является развитие
свободы духа, применительно к человеку
и обществу. Свобода, считает Гегель, является
сама в себе целью, к реализации которой
стремится дух. Мировая история есть не
что иное, как воплощение этой цели, ради
достижения которой в течение многих веков
приносились неисчислимые жертвы. Именно
эта цель, главным образом, реализуется
и воплощается в истории, и именно она
лежит в основе всех, происходящих в мире
людей, изменений. Следует отметить,
что Гегель вообще не считал всемирную
историю совместимой с человеческим счастьем.
Согласно Гегелю, даже «герои» оказываются
в ней обреченными на несчастье, состоящее
в том, во-первых, что борьба за реализацию
своей цели, являющейся вместе с тем целью
«мирового духа», требует от них такой
сосредоточенности на этом деле, что они
оказываются лишенными всех радостей
жизни. Во-вторых,— и это главное, — после
того как «герои» осуществили свою цель,
они более не нужны «мировому духу» и отбрасываются
им «как пустая оболочка зерна». Более
определенно, это означает, что они или
умирают в молодом возрасте, как Александр
Македонский, не имея возможности наслаждаться
плодами своих свершений, или их на вершине
величия убивают заговорщики, как Юлия
Цезаря, либо они лишаются власти и свободы,
как Наполеон.
2.3. Значение философии Гегеля
Оценивая историческое значение философии Гегеля в мировой культуре, нельзя не признать, что занятое им место в ряду гениев мысли - одно из самых почетных. Его философский авторитет до сих пор прочен и непоколебим. Уж очень часто Гегель оказывался прав в своих суждениях. Не ошибся он и в предположении, что никакая философия не идет дальше своего времени. Философию Гегель полагает высшей ступенью развития абсолютного духа, ведь в ней дух представлен в адекватной ему понятийной форме. Поэтому философия есть своеобразное мышление о мышлении, общий итог развития действительности, самое существенное знание о мире. Философия, по выражению Гегеля, есть «эпоха, схваченная в мысли», и поэтому никакая философия не идет дальше своего времени. Гегель сознательно отказывается строить какие бы то ни было прогнозы относительно будущего - он не хочет лишить философию научности, ибо, по его убеждению, лишь ретроспекция, т.е. исследование осуществившегося развития, есть подлинно научный способ познания. Ему доступно лишь то, что уже оформилось, определилось, развернуло все свои возможности. Мудрость, как известно, с молодостью обычно не в ладах. Философия Гегеля - это классика первой половины XIX столетия. Классическим этот стиль философствования именуют не в «музейном» смысле, а подразумевая ряд основополагающих принципов, составляющих предпосылки данного способа мышления. Это неискоренимая убежденность в том, что мир в целом устроен достаточно упорядоченно, закономерно, разумно, что он не враждебен человеку, а, наоборот, соразмерен, удобен ему. Это, наконец, отсутствие сомнений в том, что разум человека ли, мира ли в целом в принципе открыт, доступен для анализа. Иными словами - все это принципы торжествующего рационализма, «правившего бал» в философии Нового времени практически до конца XIX века. Именно эти принципы и составляют суть менталитета, если можно так выразиться, восходящей буржуазной эпохи, а соответственно и гегелевской философии, которая именно тем и велика, что сумела выразить эту рациональность наиболее ярко, последовательно и глубоко. Значительная часть философии ХХ века, однако, пошла другим путем, противопоставив тезису рациональности антитезис иррационального истолкования мира, сделав упор на «античеловечности», неустроенности, враждебности природного и социального мира человеку. Летопись событий прошлого века дает достаточно оснований и для таких выводов, но это уже другая история. А наш почтенный Гегель опять-таки оказался прав и в том своем предположении, что мировой дух, развиваясь, «не оставляет ничего позади себя», а вбирает, впитывает, «снимает» все мало-мальски значимые достижения духовной жизни, а следовательно, и гегелевские диалектику, историзм и рационализм. Важнейшее значение в гегелевском понимании всемирной истории имеет вопрос о роли в ней различных народов и взаимоотношении между ними. Гегель в трактовке и этого вопроса занимает позицию, значительно отличающуюся от просветительской философии истории и во многом противостоящую ей. Считая субъектами всемирной истории лишь те народы, которые создали свои государства,- «...народ без государственного устройства (нация как таковая) не имеет, собственно, никакой истории...»,- Гегель фактически сосредоточивал свое внимание на государствах, а другие стороны жизни народов отступали на задний план и выглядели как несущественные. Это приводило к тому, что всемирная история трактовалась преимущественно в политическом ее аспекте, чего всячески стремились избегать просветители, делавшие предметом своего внимания максимально широкий спектр различных сторон жизни народов.
Глава 3. Диалектический метод философии Гегеля
Общий «вес» вклада Гегеля в развитие философии в первую очередь определяется разработкой диалектического метода. Под диалектикой в данном случае требуется понимать теорию развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия - критерий заблуждения» - этот вызывающий тезис можно считать ключевым для уразумения гегелевской диалектики. Диалектический метод пронизывает все разделы гегелевской системы философии. Диалектика, или метод развития, согласно Гегелю, следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Сами противоречия Гегель понимал как столкновение противоположных определений и разрешение их путём объединения. Главной темой его диалектики стала идея единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, или тема противоречия. Оно полагается Гегелем как внутренний импульс развития духа, который шаг за шагом переходит от простого к сложному, от непосредственного к опосредствованному, от абстрактного к конкретному и всё более полному и истинному результату. Такое прогрессирующее движение вперёд придаёт процессу мышления характер постепенно восходящего ряда развития. Гегель очень глубоко и конкретно охарактеризовал внутреннюю природу самого противоречия. Оно для него не просто отрицание той мысли, которая полагалась и утверждалась, это - двойное отрицание, (первое отрицание есть обнаружение противоречия, второе - его разрешение) т.е. обнаружение противоречия и его разрешения, когда исходная антиномия одновременно осуществляется и снимается. Именно диалектический метод позволил Гегелю критически переосмыслить все сферы современного ему знания и культуры. Противоречие есть единство взаимоисключающих и одновременно взаимополагающих друг друга противоположностей. Возникающие в этом взаимоисключении напряжение, конфликт и служат источником движения и развития любой вещи. Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). Термин «снятие» здесь означает, что первые две стадии развития предмета преодолены, изжиты, оставлены, но одновременно и сохранены, воспроизведены вновь, объединены в новом, высшем качестве. «…Так все противоположности, принимаемые за нечто прочное, например, конечное и бесконечное, единичное и всеобщее, суть противоречие не через какое-то внешнее соединение, а, как показало рассмотрение их природы, сами по себе суть некоторый переход, синтез и субъект, в котором они являют себя, есть продукт собственной рефлексии их понятия». Гегель. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого». Составляющая первооснову мира (по Гегелю) абсолютная идея также обязана подчиниться триаде - тезису, антитезису и синтезу. Сначала она выступает в виде чистых логических сущностей («Наука логики»), затем в форме инобытия или природы («Философия природы») и, наконец, в различных формах духа - праве, нравственности, искусстве, религии и т.д. («Философия духа»). «Чистые логические сущности» первой фазы развития абсолютной идеи - это просто-напросто логические законы и категории, т.е. наиболее общие понятия, в которых воспроизводятся предельно общие связи и отношения нашего бытия (общее и единичное, необходимое и случайное, причина и следствие и т.д.). Непревзойденная до сих пор оригинальность гегелевской мысли заключается в том, что категории мышления не просто выстроились в определенном системном порядке, но и пришли в движение, как бы «ожили», стали «текучими», порождающими и обусловливающими друг друга. Иными словами, Гегель демонстрирует саморазвивающуюся систему понятий, поднимающихся от простого, абстрактного, безличного к конкретному, сложному, содержательному исключительно за счет собственных возможностей, т.е. силою логики, мысли, духа. Двигательную же силу понятиям придают все те же диалектические принципы: внутренней противоречивости, отрицательности, всеобщей взаимосвязи и т.д. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования» , и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе. У Гегеля весь вселенский диалектический процесс в конечном счете подчинен определенной цели - достижению точки зрения абсолютного духа, в которой сняты и разрешены все противоречия и «погашены» противоположности. Интересен и такой момент диалектики: совпадение диалектики, логики и теории познания. По Гегелю, логика категорий - это и диалектика их, которая в свою очередь дает возможность обнаружения сущности, закона, необходимости и т.п. Перед нами настоящее пиршество диалектики! Обращение к изучению диалектики Гегеля обогащает, способствует развитию теоретического творческого мышления, содействует генерации самостоятельных идей. Гегелевский диалектический метод оказался обращенным в прошлое, так как был подчинен требованиям философской системы, которая отражала путь, уже пройденный человечеством: настоящее у Гегеля оказалось конечной ступенью развития абсолютной идеи.
3.1. Законы диалектики
1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).
2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали.
3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются.
Первооснова всего сущего – абсолютная идея (мировой дух, мировой разум), творческое духовное начало, проявляющее себя в природе, истории, сознании. Абсолютная идея имеет своей конечной целью познание самое себя и тем самым восстановление своей целостности, нарушенной развитием. Цель существования человека – познание абсолютной идеи.
Гегель деперсонифицировал мышление , сознание, творчество, «освободил» его от реального носителя – человеческого рода. Мышление людей он не отрицает, но признает за ним лишь ретроспективную возможность – узнать и познать уже содеянное. Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма Канта).
3.2. Категории диалектики
Категории диалектики – это предельно широкие понятия, содержанием которых являются всеобщие стороны существования и развития объективного мира; это исходные формы мышления, когда его объектом выступает развитие.
Сущность и явление . Явление в онтологическом плане – это предмет в его целостности, а сущность – это внутренняя основа существования и развития предмета. Любое явление существенно, то есть в мире нет предметов, не имеющих внутренней основы своего существования. Сущностью определяется характер развития предмета, обусловливается содержание и другие важные параметры его бытия. Находясь в предмете, сущность «даёт знать» о своём существовании: сущность является, или обнаруживает свою реальность в совокупности внешних характеристик предмета, которые также принято называть явлением. В данном случае понятие "явление" употребляется уже в ином онтологическом смысле, а именно для обозначения внешней стороны предмета в отличие от внутренней стороны, его основы – сущности. Таким образом, в онтологии понятие " явление" используется в двух значениях : 1 )для обозначения предмета в его целостности; 2) для характеристики внешней стороны предмета. Когда мы определяем явление как диалектическую категорию, то исходим из второго значения этого понятия.
Сущность – категория диалектики, отражающая основу существования и развития предмета, которую можно представить в виде системы свойств и отношений предмета, обусловливающих другие его свойства и отношения.
Содержание и форма . Под содержанием понимается все находящееся в предмете (процессе): его существенные связи, компоненты и его несущественные связи, компоненты.
Под формой понимается как внешнее выражение содержания, так и внутренний способ взаимосвязи компонентов содержания (в последнем случае форма близка по сути структуре).
Диалектику формы и содержания раскрывают следующие положения.
Вариативность выражения содержания формой. Одно и то же содержание может быть выражено в различных формах. Здесь важно выделять: формы, соответствующие содержанию; не соответствующие содержанию и несовместимые с содержанием. В одной и той же форме может выражаться разное содержание.