Философия истории Н. А. Бердяева и проблема смысла истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:38, реферат

Краткое описание

Бердяев Николай Александрович - философ и публицист, сын генерал-лейтенанта. Бердяев Н.А. родился в дворянской семье, в Киеве, в 1874 году. В четырнадцать лет у Николая появился интерес к философии, он начал читать Шопенгауэра, Гегеля, Канта. Так как большинство его предков были военными, Николая Бердяева отправили учиться в кадетский корпус, но военная обстановка ему не понравилась и он перешел в университет Святого Владимира в Киеве. В университете он был ярым сторонником марксизма, за участие в студенческой демонстрации его даже арестовали и выслали в Вологду.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
Основные идеи философии истории Бердяева ………………………….4
Анализ концепции ………………………………………………….5
Смысл истории……………………………………………………………..9
Основные положения произведения……………………………………………………….11
Проблема смысла истории………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии истории.docx

— 54.63 Кб (Скачать файл)

Содержание.

  1. Введение……………………………………………………………………2
  2. Основные идеи философии истории Бердяева ………………………….4
    • Анализ концепции ………………………………………………….5
  1. Смысл истории……………………………………………………………..9
    • Основные положения произведения……………………………………………………….11
    • Проблема смысла истории………………………………………...22
  1. Заключение………………………………………………………………..27
  1. Список использованной литературы…………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Бердяев  Николай Александрович - философ и публицист, сын генерал-лейтенанта.

Бердяев Н.А. родился в  дворянской семье, в Киеве, в 1874 году. В четырнадцать лет у Николая  появился интерес к философии, он начал читать Шопенгауэра, Гегеля, Канта. Так как большинство его предков  были военными, Николая Бердяева отправили  учиться в кадетский корпус, но военная обстановка ему не понравилась  и он перешел в университет  Святого Владимира в Киеве. В  университете он был ярым сторонником  марксизма, за участие в студенческой демонстрации его даже арестовали и  выслали в Вологду.

В 1903 году отошел от марксизма, сблизился с православными русскими философами. Позже участвовал в создании философско-религиозного общества «Памяти  Владимира Соловьева». В 1909 году публиковался в сборнике статей, основная идея его  статьи заключалась в том, что  России следует обратиться к традициям  русской философии, а не гнаться  за модными западными течениями. В 1914 году выпустил книгу «Смысл творчества», где говорил о том, что творение мира еще не окончено, что Бог  нуждается в человеке, как в  партнере, чтобы этот мир доделать. Официальная церковь двояко относилась к его философии: с одной стороны, его поощряли, как религиозного философа, а с другой – ему не доверяли, так как он призывал пересмотреть отношения человека с Богом.

Вольная академия культуры, основанная им в 1919 году, собрала все  лучшие умы того времени: А. Белый, В. Иванов, С.Франк, Ф. Степун, - все они преподавали в этой академии. Сам Бердяев читал курсы «Философии религии» и «Философии истории», на основе этих курсов и была написана в 1923 году книга «Смысл истории». В 1920 году Бердяева арестовали. Дзержинский лично вел допрос, но Бердяева отпустили без каких-либо последствий. В 1922 году арестовали во второй раз и выслали за пределы Советской России в составе большой группы оппозиционной интеллигенции. До 1924 года жил в Берлине, потом переехал в Париж. Бердяев очень сложно переживал первые годы второй мировой войны, он в отличие от своих товарищей по эмиграции не считал, что проигрыш СССР – лучший вариант для избавления от большевизма. В 1948 году Бердяев скончался во время работы за письменным столом.

За всю жизнь он написал  сорок три книги и примерно пятьсот статей. Стал известен всему  миру как крупнейший религиозный  философ, в Европе и Америке был  оценен гораздо выше, чем в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные идеи философии истории Бердяева.

Становление Н.А. Бердяева как  самостоятельного и оригинального  мыслителя произошло именно через  философию истории. В работе «Смысл истории» (1923) он дает следующее ее базисное определение:

«Философия истории, историческое познание, есть один из путей к познанию духовной действительности. Это есть наука о духе, приобщающая нас  к тайнам духовной жизни... Философия  истории берет человека в совокупности действия всех мировых сил, т.е. в  величайшей полноте и величайшей конкретности... и эта совокупность мировых сил порождает действительность высшего порядка, которую мы именуем  исторической действительностью».1

Человек, человечество, согласно Бердяеву, существует предвечно в  замысле Божьем. А это значит, что и божественность изначально присуща воплощенному человечеству. Мыслитель убежден, что самой  гениальной идеей Бога была идея человека, а самой гениальной идеей человека – Бог. Гениальность этих идей и  их тождество находят выражение  в идее Богочеловечества как единства божественного и человеческого  начала в земной и небесной истории. Вслед за Вл. Соловьевым Бердяев  исходит из того, что Бог и человек  возникли одновременно и местом их встречи стало духовное поприще. «Бог возжелал своего другого и ответной любви его». Так произошло творение мира, средоточием которого изначально был человек. Но одновременно в результате этого миротворения и безличное  божество стало Богом.

 

 

 

Анализ концепции.

Его философия истории  начинается с разведения понятий  «историческое» и «историзм». «Историзм» относится к исторической науке, имеющей дело с эмпирическим, или  феноменальным миром исторических событий, совершающихся в разорванном  времени одно после другого, вытесняющих  это другое. «Историческое» - сфера  философии истории. В нем раскрывается сущность бытия и духовная сущность самого человека. «Историческое» есть конкретная, сращенная во времени, целостная  форма человеческого бытия. «Историческое» не только универсально, но и индивидуально. Человек находится в историческом и историческое находится в человеке. «Между человеком и «историческим» существует такое глубокое, такое  таинственное в своей первооснове  сращение, такая конкретная взаимосвязь, что разрыв их невозможен». 2

Нельзя выделить человека из истории, нельзя взять его абстрактно, и нельзя выделить историю из человека». Вместе с тем история далеко не всегда совпадает с сущностью исторического. Более того, историзм, свойственный исторической науке, сплошь и рядом бывает весьма далек от «тайны исторического». Конечно, замечает Бердяев, «историческое» не следует рассматривать по аналогии с материальной, физической или географической, реальностью. «Историческое» есть реальность особого рода. Историческое есть такая конкретная и цельная реальность, в которой человек является одновременно и субъектом и объектом истории, а настоящее пребывает в прошлом и будущем.

Как особый тип реальности историческое должно иметь свою гносеологию, свою теорию познания. В этой роли и  выступает философия истории  или историософия. Чтобы проникнуть в тайну исторического, философ  должен погрузиться в историю  и постигнуть ее как свою судьбу. «Настоящий путь философии истории есть путь к установлению тождества между человеком и историей, между судьбой человека и метафизикой истории».3 Это тождество достигается через историческую память как некоторое духовное отношение к «историческому» в историческом познании, которое в результате оказывается внутренне, духовно преображенным и одухотворенным. В определенном смысле историческая память обеспечивает победу вечности над забвением и смертью. Она уходит в самые глубины вечности. Поэтому, заключает Бердяев, «истинная философия истории есть философия победы истинной жизни над смертью, есть приобщение человека к другой, бесконечно более широкой и богатой действительности, чем та, в которую он ввергнут непосредственной эмпирией».4

«Философия истории берет  человека в совокупности действия всех мировых сил…».  Философия истории  возможна постольку, поскольку она  содержит пророческий момент. Она  всегда пытается открыть смысл, который  может быть явлен лишь в будущем. На этом основаны все пророчества  о «светлом будущем», в форме ли хилиастского ожидания тысячелетнего  Царства Божьего на земле или  коммунистического рая. Вместе с  тем философия истории есть пророчество  не только о будущем, но и о прошлом, так как и о нем она судит  с позиций идеала будущего. Более  того, утверждает Бердяев, никакой другой философии истории, кроме пророческой, быть не может. Пророческой является не только философия истории Библии и Августина, но философия истории  Гегеля, Сен-Симона, Конта, Маркса.

По словам Бердяева, человек есть историческое существо. История – это судьба человека, тот путь, которым он, выброшенный в тварный мир объективаций, должен идти. Он не может сбросить с себя бремя истории. Вместе с тем он ставит перед собой отнюдь не только благие цели и вкладывает в них свою творческую силу и страсть. Но история равнодушна к человеку, поскольку преследует не человеческие цели, а цели цивилизаций, государств, наций, классов и при этом всегда вдохновляется идеалами экспансии и силы. История использует человека в качестве материала для нечеловеческих целей. И в этом смысле вся история делалась и делается как преступление. Она развивается по законам античеловеческой морали. В ней господствует эгоизм, борьба классов, войны между государствами, насилие всякого рода.

По Бердяеву, история не имеет смысла в себе, а имеет метаисторический смысл, постольку неизбежен конец истории и суд над ней, представленный в мифологеме апокалипсиса. Вопреки догматическому истолкованию апокалипсиса как «страшного суда», Бердяев, исходя из своих персоналистических установок, полагает, что это будет суд во имя человеческой личности и конца бесчеловечной истории. Это будет своего рода персоналистическая революция во имя реализации полноты жизни человеческой личности. В этом смысле апокалипсис – это не только откровение конца истории, но и откровении конца зла внутри истории.

Если следовать посылкам Бердяева, то нельзя не придти к самым  пессимистическим выводам, поскольку  ни одна из задач, которые ставились  в историческом процессе, не может  быть разрешимой внутри потока исторического  времени. В этом смысле история есть неудача духа. Однако ее сокрытый смысл  состоит в том, что она есть путь к иному миру и подготовление  к нему человечества. И в заключение своей философии истории Бердяев  прибегает к откровенному пророчеству:

Хотя история – это трагическая судьба человечества, не разрешимая в пределах исторического времени, она должна иметь свой последний всеразрешающий акт. Неразрешимое в пределах истории, разрешается за ее пределами. А потому неизбежно прохождение через очищение и смерть во имя воскресения человечества и его возвращения в Царство Духа. Торжество духа означает конец феноменальной истории и ее переход в качественно новый эон ноуменального мира вечно обновляющегося Абсолюта.

Для Н.А. Бердяева конец истории  отнюдь не означает конца мира, а  только переход в иной более совершенный  эон, или цикл его существования. Новой же сильной идеологии, которая  могла бы стать моделью нового развития истории, нет. Поэтому в  перспективе истории остается либо повторение пройденного, либо ее конец. Правда, остается еще надежда, которую  вынашивал Бердяев, что человечество, русский народ, в частности, совершит еще прорыв в сферу Духа.

Неспроста концепция Николая  Александровича Бердяева входит в философию истории как «прорыв истории в сверхисторию».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смысл истории.

Бердяев, безусловно, центральная  фигура всей русской философии. Отличительной  чертой собственных воззрений мыслитель  всегда признавал их историософскую направленность, что с особой яркостью проявляется в его трактате «Смысл истории».

Как считал сам автор, а  позже и критики, эта книга  стала важнейшим наследием Бердяева. В ней он рассматривал историю  человечества по эпохам. Бердяев был  религиозным философом, поэтому  многие размышления касаются конфессий, формировавших мышление и историческое восприятие человека. К сожалению, этот философ не был оценен по достоинству  своими соотечественниками. В России и среди русской эмиграции  его ценили гораздо меньше, чем  в Европе и Америке.

На страницах работ, написанных в эмиграции, куда также относится и «Смысл истории» философ рассматривает историю человечества как чередование культур, каждая из которых расцветает, проживает свою неповторимую судьбу, — и умирает, уступая место другим. Пессимистическая логика бердяевских работ такова: вначале внутренне истлел и рухнул гуманизм — величайший плод христианского мира, а затем черед гибнуть пришел и для самого христианства. Христианская культура — великая историческая неудача, говорит Бердяев; христианство «не удалось в истории», и современное человечество совершает попятное движение от христианства, на Европу опускается ночь нового — теперь уже антихристианского — Средневековья.

Бердяев в своем произведении  в наибольшей степени заостряет  внимание на том новом, что внесло когда-то христианство в человеческий мир. Христианство открыло миру «начало  духовной свободы» как «свободы избрания, свободы утверждения»; христианство положило начало «освобождению человеческого духа из недр природной необходимостью»5; христианство дало «антропоцентрическое чувство, которое и сделалось основной движущей силой новых времен»6; и — самое главное — христианство смогло «выковать человеческий образ, выковать свободную человеческую личность», создало новый духовный опыт, содержанием которого стало «рождение Бога в человеке и человека в Боге».7 Христианство у Бердяева оказалось соединено с персоналистической системой ценностей; исторический проигрыш для так интерпретированного христианства не страшен, пока остаются хотя бы немногие люди, верные этому миропониманию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные положения  произведения.

Основная мысль, исследуемая  философом в «Смысле истории», звучит так – «история только в том случае имеет смысл, если она имеет конец; смысл истории находится вне ее самой, ибо только за ее пределами разрешим трагизм времени. Учение же о бесконечном прогрессе ведет к отрицанию смысла истории, к дроблению исторического бытия, к краху, в конце концов, самого положительного гуманистического идеала, обнаруживая тем самым ложь и несостоятельность своих предпосылок»8.

Смысл истории - в ее аннулировании, ее снятии; в том, что мы устремлены, как стрела, к будущему, где мертвенность объективированного бытия будет  побеждена, где будет торжествовать  полностью творческий дух, где он будет играть, где он будет расцветать! Поэтому эсхатология, то есть учение о конце мира, для Бердяева не была чем-то зловещим, мрачным, устрашающим. Он говорил о том, что человек  должен приближать конец мира, что  человек должен стремиться к этому  моменту преображения бытия. И все темное будет уничтожено.

Информация о работе Философия истории Н. А. Бердяева и проблема смысла истории