Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 00:26, реферат
Свое введение мне бы хотелось начать с афоризма Ницше: "Плохо видеть и плохо слышать. Кто плохо видит, всегда меньше других, кто плохо слышит, слышит кое что лишнее". Фридрих Ницше был разочарован в людях своего поколения. Все его книги и работы проникнуты цинизмом. Его книги, как он называл их, были книгами для "свободных умов". В своих книгах, которые он так же порой называл "меланхолично смелыми" призывал к перевороту всех привычных оценок и ценимых привычек, которые он осуществил сам: "Это памятник суровой дисциплине своего я, с помощью которой я внезапно положил конец всему привнесенному в меня "святому восторгу", "идеализму", "прекрасному чувству".
Введение 4
Человеческое, слишком человеческое 5
Сверхчеловек по Ницше 8
Заключение 11
Список использованных источников: 12
Ницше всегда выделял три стадии или состояния развития человеческого существа. Первая стадия, это стадия верблюда, рычащего льва и ребенка. Тут хотелось бы раскрыть и описать каждую стадию. Состояние верблюда – оно обычно для большинства людей. В нем человек наиболее соответствует понятию социальной обезьяны, покорно переносит тяготы и лишения, которые налагаются на него обществом и законами. Человек живет во власти привычек, требований и мнений, совершенно не руководствуясь своей волей и разумом; и очень часто даже не осознает всю незначительность своего места в данной иерархии и не задумывается над устройством мира. Большинство обывателей, которые родились или стали верблюдами, проживают в этом состоянии всю жизнь, и не пытаются что-либо изменить и даже не подозревают о возможности такового изменения.
На самом деле мало кто способен преодолеть себя и сделать первый шаг к сверхчеловеку, ведь это требует огромного усилия, это вступить на канат над пропастью. Но не все так печально конечно, таковые, тем не менее, появляются. Тогда появляется протест против общества и его ограничений, бунт. Это стадия рычащего льва. Она же интересна тем, что человек с горячностью и поспешностью пытается избавиться от своих привязанностей и предрассудков и бросает вызов обществу, при этом пытаясь научиться жить именно своим разумом и волей. Этот протест, бунт, вызов миру и революция внутри себя является очень сложным, тяжелым и опасным шагом. Но не сумев человек вовремя осознать его промежуточность и недостаточность, как правило, гибнет или скатывается назад к стадии верблюда.
Те же, кто силен духом и кто готов идти дальше, развиваются до состояния ребенка. В нем уже нет агрессии, есть примирение и компромисс с миром. Это очень похоже на то, как ребенок не связан многими законами, но не старается бороться с миром, а просто идет по пути к своему совершенствованию себя, так и человек, по мысли Ницше, должен преодолеть себя и навязанное ему, но при этом не пытается уничтожить остальное, а живет в примирении с ним. Движение же к этому, этой цели, без остановок, без оглядки назад на оставляемое прошлое, является конечной и главной целью существования человека.
Заратустра всегда рисовал тип «последнего человека», который скептически вопрошал: «Что такое — любовь? Что такое — творчество? Стремление? Что такое — звезда?» Возглашая «горе!» «большому городу», где люди растеривают и теряют душу, где царствует этот «последний человек», Заратустра советовал бежать, бежать и еще раз бежать оттуда в уединение, которое будет освежать и «собирать» душу, и чтобы непременно освободило свою душу от грязной паутины пошлости.
Вот среди каких настроений и переживаний возник у Ницше образ сверхчеловека, у которого запросы и желания его души в поисках идейного удовлетворения. «Чужды и презренны мне люди настоящего, к которым еще так не давно влекло меня мое сердце; изгнан я из страны отцов и матерей моих. Так осталось мне любить лишь страну детей моих, неоткрытую в дальнем море; к ней направляю я мои паруса, ее ищу и ищу без конца».
Если смотреть и анализировать с другой стороны медали, то получилось, что Ницше видел вырождение нравственных понятий и чувств, он наблюдал и видел в окружающем его обществе, — именно это и привело и побудило его к созданию нового, т. е. болезненного идеала, у него произошло болезненная переоценка моральных ценностей. Если брать то время и смотреть на его учение, через определенную призму, то его учение о сверхчеловеке есть в сущности критика ненормальностей современного уклада нравственной жизни и вместе попытка показать, словно на нормальный строй практической жизни, быть и находиться в истинной нравственности. Но в пылу своих споров Ницше не удержался и потерял твердую почту под ногами практических нравственных вопросов и тем самым перешел на кардинально другую сторону некоего добра, просто напросто на отрицательную точку зрения. В которой обличал недостатки современной ему нравственной жизни, у него получилось так, что он сумел перенести свое негодование с лиц, которые верили в бога, и придерживались христианских принципов и убеждений. И в последних, разумеется, ошибочно он стал видеть весь корень зла.
Несмотря на все это видение, оно очень грустно, грустно от того, что в его учение заложено именно на ненормальности общества того времени, или видения этой ненормальности. Читая его учение, хочется написать письмо о прощении, понимании, но, как и его учение о сверхчеловеке, которого разрывает на две части, также хочется защитить то общество, оспорить и доказать, что в некоторых вещах он был не прав.
Подводя итоги, следует думаю обратить внимание на то, я полагаю, что это будет весьма уместно, что как сегодня можно и обычно приходят к Ницше. Насколько важно его следует читать, но что немаловажно, что как его понимать : учитывая и принимая его возвращение, его новое присутствие в нашем мире, присутствие автора, которому позволяют возвращаться в книгах, так как когда то, давным давно с ним было покончено, с мыслителем, с которым приходится постоянно встречаться. Читая его, я или кто либо еще, должен отстраниться и совершенно не должен волноваться о своем официальном статусе этого мышления, принадлежность или не-принадлежность классике. Думаю, что уже достаточно поздно ломать голову над тем, нужно ли было возводить в ранг классиков именно Ницше и правильно ли был сделан выбор, когда -- не без помощи целой армии интерпретаторов -- Ницше-человеку, Ницше-мыслителю было определено особое место в пантеоне мысли. Причудливая смесь восхищения и неточности придает Ницше черты классического автора, с ее темным духом критики.
В Заключение хотелось бы добавить и вспомнить как раз тут цитату, с которой начиналась моя работа: "Плохо видеть и плохо слышать. Кто плохо видит, всегда меньше других, кто плохо слышит, слышит кое что лишнее".
Как нельзя кстати, она подходит под наше современное общество, в которой происходит некое вымирание определенных ценностей и традиций в том плане, что идет формирование и развитие информационной культуры личности рассматривается нами как проблема. Как бы мы не представляли пути решения той или иной задачи, все эти представления в каждый момент процесса должны быть сосредоточены в профессионале-организаторе и координаторе определенной, не важно по сути какой, но чтобы она была и, следовательно, любая парадигма, концепция, подход должны быть обязательно завершены проработанными моделями и принципами построения.
Будущее современного человека – это мир информационного общества и обществ знаний. Ницше хотелось, чтобы человек себя освободил и был свободен, как ребенок, чтобы лишнее, что мешает ему думать читать и понимать, он отбрасывал и наслаждался жизнью. Конечно это порой непривычно сейчас, для нашего современно - информационного мира, но именно нас он порой и поглощает и лишает внутренней свободы.
1. Ницше Ф. Философская проза, стихотворения: Сборник, Мн.: ООО "Попурри", 2000, С. 5 - 6.
2. Фридрих Ницше. Рождение трагедии. Изд-во Ad Marginem, М., 2001, С. 147; 153.
3. Фридрих Ницше. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. С. 66, 67, 68
4. Слотердайк П. Мыслитель на
сцене. Материализм Ницше//