Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 18:58, реферат
Сциентизм (сайентизм -- от лат. и англ., означающего "знание", "наука") возник как ответ на бурное развитие науки в конце XIX, в XX в. Основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) провозгласил, что эпоха философии (метафизики) миновала и наука в ней не нуждается, так как способна самостоятельно решить все проблемы. В своей основной работе "Курс позитивной философии" задачей философии Конт назвал систематизацию конкретно-научного знания на основе
В ленинской теории
отражения утверждается, что "в
фундаменте материи" заложено свойство
отражения. Отсюда вытекает идея универсальности
информационных процессов, которые
характеризуются способностью всего
сущего отвечать на воздействия, обратной
связью между воздействием и ответом.
В таком подходе преодолевается
иррационализм в понимании
В настоящее время все четче вырисовываются глобальность проблемы понимания между людьми, осознания будущего пути развития человеческой цивилизации. В этой связи всевозрастающую роль начинает играть герменевтика. В античности герменевтикой называли искусство разъяснения, перевода, истолкования. В средние века основная задача герменевтики заключалась в разработке методов интерпретации библейских текстов. Современная герменевтика расслоилась на онтологическую (Хайдеггер, Гадамер), методологическую (Бетти) и гносеологическую (Рикер).
Ядро философской герменевтики составляет всеобщая теория интерпретации и понимания. Большой вклад в ее создание внесли Ф. Шлейермахер (его интересовала проблема понимания чужой индивидуальности) и В. Дильтей (особое внимание уделял методу исторической интерпретации).
В герменевтике фигурируют: в качестве объекта текст или речь, автор этого текста (первый субъект) и интерпретатор (второй субъект). Второй субъект в данной ситуации выходит на первый план как источник смысла. Основной вопрос в современной герменевтике - что первично, текст или смысл (значение) в сознании субъекта.
"Понимающие" и
"объясняющие" подходы
В социально-гуманитарном
познании Запада заметная роль принадлежит
структурализму, который в своем
развитии прошел несколько этапов.
Первый период (30-50-е годы XX в.) характеризуется
становлением структурного метода, разработка
которого началась в лингвистике (основоположник
Ф. де Соссюр). На втором этапе (50-60-е
годы) идеи структурной лингвистики
распространялись на иные области социально-гуманитарных
знаний. Этим занимались К. Леви-Строс,
М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт, Л. Альтюссер
и др. По мнению структуралистов, нет
никакой разницы между науками
о природе и науками о
Согласно структурализму,
в каждом случае связь человеческого
сознания с миром опосредована механизмами
функционирования знаковых систем, поэтому
у человека отсутствует независимая
и самостоятельная деятельность
его "я". Такая позиция направлена
против классического европейского
рационализма с его идеями возвеличения
разума и человека как его носителя.
Таким образом, структурализм выступил
против гуманистического представления
о центральности человека - субъекта
и его свободы. Человек при
этом рассматривался как пассивный
объект, растворенный в социологических
и экономических проблемах и
превращенный, по существу, в бессознательного
исполнителя правил, по которым функционируют
различные социальные структуры. Как
критика и преодоление
В XX в. энергетические
и технические возможности
Наиболее значимым
антропологическим направлением XX
в. является экзистенциализм. Его главные
представители -Мартин Хайдеггер (1889-1976)
и Карл Ясперс (1883-1969) в Германии,
Габриэль Опоре Марсель (1889-1973), Жан
Поль Сартр (1905-1980) и Алъбер Камю (1913-1960)
во Франции. Центральная проблема и
главная заслуга
Экзистенциализм возник
и распространялся в периоды
социального дискомфорта - после
первой и второй мировых войн, при
утверждении фашизма, когда возникла
угроза существованию человечества,
свободе, достоинству и
Гносеологические корни экзистенциализма заключены в проблеме бытия человека. Экзистенциалисты акцентировали внимание на вопрос "Можно ли стать человеком в век абсурда, и если да, то как?". Решение вопроса о становлении человека раскрывается через понятия "существование", "экзистенция", "бытие", "ничто", "сущность" и "пограничная ситуация".
Категория "существование" предполагает наличие человека "здесь" и "теперь", через внутреннее соотнесение себя с собой - в противоположность его общей сущности - природной (в натурализме), социальной (в марксизме) или объективно-духовной (в духе Гегеля).
Категория "экзистенция"
была введена датским философом
Сёреном Кьеркегором и
Помимо изначального человеческого бытия, экзистенциалисты ввели понятие и тему бытия в мире. Оно, связанное с бытием мира, "светится", по Хайдеггеру (основные сочинения: "Бытие и время", "Введение в метафизику"), через "делание", а "делание" раскрывается через "заботу" (обеспокоенность миром). Эти мысли актуальны сейчас, когда забота человечества о сохранении бытия планеты, природы, цивилизации должна противостоять вырвавшимся из-под контроля деструктивным тенденциям человеческой жизни.
Экзистенциалисты признают, что мир существует вне и независимо от человека. Но мир для человека существует постольку, поскольку он, идя от своего бытия, придает миру значение и смысл, взаимодействует с миром. Все категории философии, следовательно, должны быть "очеловечены". Согласно Сартру (основные сочинения: "Бытие и ничто", "Экзистенциализм - это гуманизм", "Ситуации"), сущность предшествует существованию вещи (например, при изготовлении ножа ремесленник исходит из представлений, что такое нож). Применительно к человеку положение иное - существование предшествует сущности. Бытие человека, в центре которого помещена индивидуальная сущность, т. е. экзистенция, становится первоосновой мира. Здесь использована идея Канта, согласно которой мир мы видим сквозь призму человеческого сознания. В этом подходе заключены достоинство и недостаток. Ведь мир надо осваивать не только по мерке сознания и действия человека, но и по мерке самих вещей. Учитывая это, в более поздних работах Хайдеггер преодолевает субъективизм и психологизм, на первый план выдвигая бытие как таковое.
Хайдеггер различает
подлинное и неподлинное бытие.
Подлинный способ бытия возможен
лишь как постижение человеком своей
историчности, конечности и свободы.
В страхе перед внешним, чуждым и
враждебным миром, в конечном счете
перед смертью, состоит изначальная
суть существования. Существование, таким
образом, соотносится с
Моделью человека для
экзистенциалистов стал помещенный
в пограничную ситуацию, на грани
жизни и смерти, отчаявшийся и
страдающий человек. Интерес экзистенциалистов
к проблеме смерти не случаен: пограничная
ситуация между жизнью и смертью
стала общечеловеческой проблемой.
Помимо отмеченного единства жизни
и смерти, следует видеть их противоположность,
тенденцию противодействия
Человек индивидуален
и неповторим. Но в реальной жизни
мы вступаем в контакт с внешним
миром, с другими людьми, оказываемся
в ситуациях, которые приводят к
растворению конкретного
Неподлинное бытие
-- это господство над людьми других
людей и вещей, обезличивание
индивида, превращение человека в
вещь, когда становится возможной
замена личности любой другой личностью,
что Хайдеггер назвал феноменом
усредненности. Поэтому всякая коллективность
рассматривается как враждебная
человеку, ибо она нивелирует все
индивидуальное в нем. Конечно, некоторые
типы коллективности, например тоталитарное
общество, действительно подавляют
личность: у многих людей появляется
повышенная внушаемость, подражаемость,
снижается самокритичность, личная
ответственность. Происходит идентификация
человека с официальными структурами
в ущерб естественно-свободному
развитию, индивидуализации. Но если рассуждать
в духе антиномичности, то, вероятно,
можно утверждать, что одновременно
тоталитаризм, исходя из принципа проявления
относительной
Экзистенциальная
философия выступила как
Экзистенциалисты верно подчеркивают значение субъективного человеческого начала в преодолении отчуждения, но не следует игнорировать в этом процессе и объективные предпосылки. В качестве одной из ключевых Сартр развивал идею "перманентной революции" как способа бегства людей от отчужденности. Рациональным моментом в рассмотрении механизма приобщения людей к свободе и соответственно к революционному движению было подчеркивание "личного выбора" каждого человека, который не только находится в ситуации, но и "образует ситуацию", по своему усмотрению придает ей те или иные формы и смысл (даже находясь в тюрьме, человек может считать свою ситуацию либо ограничением, либо поводом к побегу). Признавая значение внутренней свободы, следует учитывать, что ее недостаточно, когда речь идет об освобождении человека от гнета социальных и природных сил. Для этого необходима не только соответствующая настроенность сознания, но и изменение обстоятельств, ограничивающих свободу.
Имеется определенная
близость экзистенциализма марксизму.
Она обнаруживается: а) в критике
отчуждения; б) в определении человека
как живого, действующего, чувственного.
Экзистенциализм под
Имеется и взаимоисключение по ряду пунктов:
- марксизм дает
историческое определение
- экзистенциализм
трактует человека как
"Отсюда следует,
что для экзистенциализма
Религиозную форму экзистенциализм принял у К. Ясперса и Г. Марселя. По Ясперсу (основные работы: "Духовная ситуация времени", "Философская вера перед лицом откровения"), Бог как высшее бытие органически связан с той сокровенной личностной частью существования индивида, которая является экзистенцией. Человек стремится обрести свободу через общение, коммуникацию с другими людьми и в конечном счете с Богом. Поскольку речь идет о сущности человека, то Марсель и Ясперс утверждают, что "проблемы", относящиеся к эмпирическому человеку и изучаемые биологией, социологией, гражданской историей, здесь кончаются и начинаются "тайны". Отвергая притязания наук и истории на возможность познания сущности человека, в том числе и социальных закономерностей, религиозные экзистенциалисты исключают принцип историзма как методологический ориентир в анализе жизни общественного человека.