Философия и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:08, реферат

Краткое описание

Знаменитый афоризм Фрэнсиса Бэкона: «Знание – сила» в настоящее время актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знаний, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Наука………………………………………………………………………...5
1.1 Основные концепции науки………………………………………..5
1.2 Функции науки……………………………………………………...6
2 Философия………………………………………………………………….11
2.1 Философия – это наука……………………………………………11
2.2 Философия – это не наука...………………….……………………13
3 Философия и наука...……………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………17
Список использованных источников………………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Философия и наука.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

8) методологическая  функция  призвана  исследовать  проблемы   методологии науки,  разрабатывать  способы,  средства   и   методы   научного   познания «вооружать»    ученых эффективным исследовательским инструментарием;

9) производство, воспроизводство и подготовка научных кадров - эта функция науки,  как  и  предыдущая,  является  внутри  научной,  обеспечивает  сферу научного производства необходимыми специалистами, исследователями,  учеными, нормальное функционирование науки  как  социального  института,  собственное воспроизводство1.

     

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Невлева, И.М. Философия. Учебное пособие / И. Невлева. – СПб.: Издательство «Русская Деловая Литература», 2009. С. 191.

 

2 ФИЛОСОФИЯ

 

 

Философия – «любовь к мудрости».  Несмотря  на  свой немалый возраст ( а возникла философия около 2500 лет назад) до сих пор  нет однозначной интерпретации данного понятия. Одни  определяют  философию  как  науку,  другие  как  особый  тип мировоззрения, третьи – как их симбиоз.

 

 

2.1 ФИЛОСОФИЯ – ЭТО НАУКА

 

 

Историко-философский  экскурс  свидетельствует  о  том, что,  начиная с древнего мира и  до  наших  дней,  сложилась  довольно  устойчивая  традиция, согласно которой философия -  это  "наука  о  всеобщем". Так,  Аристотель  в "метафизике" писал: "Наука философов исследует сущее как таковое вообще,  а не какую-то часть его". Сходные представления о философии сохраняются и в Новое время и позже. В частности, Гегель полагал, что в отличие от  других  наук  "философия  хочет познать неизменное вечное, "сущее" само по себе", её цель - истина".

Известно, что  в нашей литературе целые десятилетия господствовала  точка зрения, считавшаяся "официальной" и "единственно верной", согласно  которой, философия объявлялась наукой о наиболее общих законах  развития

природы, общества, познания  и  мышления.  Правда,  так  характеризовался  в основном диалектический материализм. Однако  здесь с помощью категории "закон" усиливается "научный"  статус  философии.  Порой подобная  точка  зрения,  но  в  ослабленной   и   модифицированной   форме,

встречается и  в современной литературе. Например,  в  одном новом учебнике читаем: "Философию можно определить как учение  об  общих  принципах  бытия, познания и  отношений  человека  к  миру".  В другом:  "Философия  является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания".

 

В 6О-70-e годы у  нас стали появляться работы, авторы которых в  качестве предмета философии называют отношение человека к  миру,  мышления  к  бытию, всеобщее в системе "мир - человек". Так. П.В.Алексеев и  А.В.Панин  в  своем учебном пособии писали "Предметом  философии  является  всеобщее  в  системе "мир - человек". Философия - это  наука  о  мире  в  целом  и  об  отношении человека к этому миру".

Философия  –  это  наука.  Конкретная  наука,   как   определенный   вид эмпирического  и  теоретического  познания  действительности  имеет  дело  с определенными  понятиями,  суждениями,   выводами,   принципами,   законами, гипотезами, теориями. Любая наука, как в естественных, так и в гуманитарных областях знания имеет свой особый предмет. В  философии,  как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают  гипотезы,  которые могут  оказаться  несостоятельными.

 

Понятия, принципы, законы и теории философии так  же,  как  и других наук, развиваются, подвергаются критике,  отвергаются,  уточняются.

 

Словом, философия  есть свободная и универсальная  область  человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового. Говорят, что философия  в  отличие от других наук  не  имеет  эмпирического  уровня  познания.  С  этим  нельзя согласиться: любой истинно философски мыслящий человек опирается не  только на эмпирический материал других наук, но  всю  свою  сознательную  жизнь  зорко наблюдает, следит за потоком  живой  истории,  присматривается  к  поведению людей1.

 

 1 Спиркин, А.Г. Философия / А. Спиркин. – М.: Издательство «Гардарики», 2010. С. 503.

 

2.2 ФИЛОСОФИЯ – ЭТО НЕ НАУКА

 

 

На страницах  журнала "Философские науки" в 1989-1990 годы шла оживленная дискуссия относительно соотношения философии и науки. Одни авторы  полагали, что философия является наукой, другие  -  доказывали,  что  таковой  она  не является,  ибо  не  отвечает  многим   критериям   научности,   требованиям, предъявляемым к научному знанию,  третьи  характеризовали  философию  и  как особую форму общественного сознания, и как науку.

 

Заметим,  что  не  так  просто  провести линию   между философией и наукой. И все же к критериям  научного  знания  обычно  относят такие,     как истинность, аргументированность, доказательность. Порой  к  ним  добавляют  ещё  фальсификационный и парадигмальный критерии.

Очевидно,    что  многие  из   этих   признаков  научности  либо    мало применимы,  либо совсем  не  применимы   для   характеристики   философского знания. Оно, допустим непроверяемо  экспериментально, а потому  не может  быть   общеобязательным   и общепринятым, что имеет место  в  физическом,  химическом,  математическом знании. Другими  словами,  получается,  что  философия  не  является наукой.

 

Весьма примечательно, что вопрос о  научности  и  ненаучности  философии начал обсуждаться и в учебной  литературе.  В  частности,  в  одном  учебном пособии отмечается, что ряд философов  отрицают  её  принадлежность  к миру науки, выдвигая следующие аргументы: философские воззрения  не нуждаются  в подтверждении    фактами    наблюдениями,    экспериментами,    эмпирически неподтверждены; в философии никогда не было  положений, признаваемых  всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов. В пользу научности философии называются такие её черты,  как рационально-понятийная   форма   познания,    логическая    доказательность, аксиоматические построения и другие.  Отвергаются утверждения об эмпирической недоказательности и непроверяемости философских воззрений, одни  из  которых опровергаются  ходом  мировой  истории  или  открытиями  естественных  наук, другие развиваются и обогащаются.

 

В  мировой  и  отечественной  литературе  широко  представлена  позиция, которая категорически не считает философию наукой, а относит её  к  феномену культуры,  определяет  её  как  особую  форму  общественного  сознания,  как своеобразный тип мировоззрения, духовно-практическую  форму  освоения  мира.

"Философия возможна лишь в том смысле, если  есть особый,  отличный  от  научного  путь   философского   познания.   "Научная" философия есть отрицание философии, отрицание её первородства. Философия  не есть наука, не есть даже наука о  сущностях,  а  есть  творческое  осознание духом смысла человеческого существования".

 

Однако важно  подчеркнуть, что в центре философии  стоит  человек,   мир  как таковой её  интересует  гораздо  меньше.  Философия  рассматривает  мир  как "обитель" человека. "Главный признак,  отличающий  философское познание  от научного, нужно видеть в том, что философия  познает  бытие  из  человека  и через человека,   в человеке  видит  разгадку  смысла,    наука  же  познает бытие  как  бы  вне  человека,     отрешенно от  человека". Следовательно, философия познает мир     через     "призму"     человеческих  потребностей, интересов предпочтений целей, ценностей и идеалов.

Философия –  это, прежде всего мировоззрение, выясняющее место человека в мире, его природу,  смысл  жизни,  возможности  и  перспективы  развития.  С помощью философского познания достигается самосознание  человеческого  рода, осмысливается  отношение  людей  к  миру,  характер  и  типы  мировоззрения, мировосприятия и миропонимания.

 

3 ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

 

 

Исторически можно  выделить  следующие  этапы  взаимоотношения  науки  и философии:

1) Натурфилософский. Возник в Древней Греции.

Философы умозрительно  сочиняли  картину  мира,  природы,  опираясь   на мифологию, то есть без особой опоры на науку, без доказательств.

2) Позитивистский  этап (30-40 года XIX века).

Был представлен  такими деятелями как Рассел, Карнап, Конт и другие.

Позитивистский  этап  проходил  под  лозунгами:  «Философия   ничего

конкретного миру не дает, - это выдумки,  поэтому  только  конкретные науки дают  нам  позитивные  знания»,  «Наука  сама  по  себе  философия». 

 

Реалии сегодняшнего дня таковы, что остро стоит  вопрос о  том, что может дать наука для философии и философия для науки. Субъективная оценка  автора предполагает то, что философия для науки может дать много больше того,  что может получить  взамен. 

Наука, являясь  определенным социальным институтом, включена  в  конкретный социокультурный контекст и имеет свою нормативно-ценностную систему.

Несомненно,  что  ученые,  как  члены  общества,  к   тому   же   наиболее осведомленные о  возможностях  науки,  должны  обеспечить  использование её достижений в гуманных целях, на благо общества и человека.

В  настоящее  время  значительно  возрастает  роль  социально-этических  и гуманистических аспектов развития и функционирования науки. Они не  являются чисто внешним моментом, а входят в само "тело" науки как необходимая  часть.

Ценностная  ориентация ученого сопровождает его  творчество, в  значительной мере определяет стратегию, ход и результат научного исследования.

Ученые  несут   ответственность   за возникновение многих  глобальных  проблем,  за  ряд  негативных  последствий научно-технического прогресса. В этой связи хочется особо  отметить  то,  что  под  влиянием  глобального техногенолиза    человечество    все    более    расслаивается    в    сфере интеллектуального   развития;   с   преобладанием представителей  машинного   (алгоритмичного)   мышления. дей  созидательного  мышления  становится  все  меньше. 

Профессиональная  этика   ученых  представляет  собой  целостную   систему

определенных  норм,    принципов,  предписаний,  запретов  и  правил  научной деятельности,  общения  и  поведения  научных  работников.   Её   содержание определяется общественными требованиями,  спецификой  деятельности  и  труда ученых, профессиональным долгом, честью и престижем.

 

В научно-исследовательской    работе  от  ученого  требуются  преданность науке,   служение   истине,    трудолюбие,    новаторство,    убежденность, добросовестность,  честность,  доказательность  идей,  принципиальность   и бескомпромиссность. В   науке   должны   осуждаться   и   считаться   недопустимыми  научная недобросовестность, нечестность, необъективность,      субъективизм, беспринципность, плагиат.

К  сожалению, многие из этих негативных явлений пока существуют в   научной  деятельности. Здесь  хотелось  бы  специально  подчеркнуть,  что  непременным  условием  и движущей  силой  развития  науки  являются  свобода  творчества,  плюрализм, критика и борьба мнений,  диалог  и  взаимопонимание  между  учеными.    Они способствуют прогрессу в области научной деятельности и труда,  обеспечивают существование  в  науке  творческого,   поискового   и   новаторского   духа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через  систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности. Науки нет без философии, а философии - без науки. Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для производства философской мысли, но это является хорошим подспорьем. И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Истина научная являет собой объективное знание. Она делает человека богаче в материальном плане, сильнее, здоровее, может быть, даже повышает его самооценку. То есть она сугубо материальна, не сама по себе конечно, а по проявлениям. Философская же истина даже по проявлениям нематериальна, так как она есть, прежде всего, некий продукт деятельности человеческого сознания, причем именно разумно-нравственной его сферы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  • Антонов, Е.А. История философии. Курс лекций / Е. Антонов. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – 273 с.
  • Орешников  И.М.  Философия  науки  и  техники. – М:             УГНТУ,1999. –127с.
  • Каверин, Б.И. Философия. Учебное пособие / Б. Каверин. – М.: Издательство «Юриспруденция»,2008. – 185 с.
  • Мартынов, М.И. Философия: Учебно-методическое пособие для студентов вузов / М. Мартынов. - М.: Инфра-М, 2009. – 206 с.
  • Невлева, И.М. Философия. Учебное пособие / И. Невлева. – СПб.: Издательство «Русская Деловая Литература», 2009. – 191с.
  • Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов.Энциклоп., 1983.          – 568с.
  • Спиркин, А.Г. Философия / А. Спиркин. – М.: Издательство «Гардарики», 2010. – 503с.
  • Пуанкаре А. О науке. – М., 1983.-115с.

Информация о работе Философия и наука