Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:23, контрольная работа
Марксистская философия – диалектический и исторический материализм – возникла более ста лет назад. Она была создана К. Марксом и Ф. Энгельсом. Свое дальнейшее развитие, связанное с анализом новой исторической эпохи, марксистская философия получила в трудах В. И. Ленина.
Марксистская философия – диалектический и исторический материализм – возникла более ста лет назад. Она была создана К. Марксом и Ф. Энгельсом. Свое дальнейшее развитие, связанное с анализом новой исторической эпохи, марксистская философия получила в трудах В. И. Ленина.
Диалектический и исторический материализм – одна из трех составных частей марксизма, его философская основа.
Марксизм, по словам В. И. Ленина, возник не в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации. В нем дано научное решение многих вопросов, поставленных передовой мыслью человечества; он стал законным преемником всего лучшего, что было создано классической немецкой философией, английской политической экономией, французским утопическим социализмом. Вместе с тем возникновение марксизма означало качественный скачок в развитии научного знания.
Марксистская философия – это всеобщий метод познания и революционного преобразования действительности, подлинно научное мировоззрение. Она является духовным оружием пролетариата, теоретико-философским выражением его коренных интересов, совпадающих с объективными закономерностями исторического развития, с требованиями общественного прогресса.1
Диалектический и исторический материализм – неотъемлемая составная часть марксизма-ленинизма, его философская основа. Это учение творческое, революционное, оно постоянно обогащалось и проверялось исторической практикой.
По своему духу марксистско-ленинская философия враждебна всякому догматизму. Как творческое учение, философия марксизма-ленинизма непрерывно развивалась на основе обобщения всемирно-исторического опыта, достижений естествознания и общественных наук.
К.Маркс и Ф.Энгельс характеризовали общество как сверхсложную саморазвивающуюся систему всех стран, находящихся на одинаковой стадии экономического развития. Все компоненты общества, образующие противоречивое диалектическое единство, определяются материальными, производственными отношениями, совокупность которых составляет базис, т.е. экономическую основу общества. На этой основе формируется общество конкретно-исторического типа, с присущими ему общественными отношениями, обусловленными экономическими. Тип общества, формирующийся на общей экономической основе и обдадающий «особым, отличительным характером», определялся Марксом как общественно-экономическая формация. Смена общественно-экономических формаций рассматривалась Марксом как закономерный, естественно-исторический процесс, обусловленный в конечном счетедиалектикой производственных сил и производственных отношений. История рассматривалась как процесс порождения коммунизма-общества всеобщего равенства, где общественные богатства пользуются полным потоком и осуществится великий принцип « от каждого- по способностям, каждому по потребностям». Все предшествовавшие коммунизму общественно-экономические формации Маркс называл «предысторией» и лишь коммунизм – подлинной историей. Он считал, что новое общество, как и все предшествующие формации, не возникают автоматически, но являются результатом классовой борьбы и её высшей формой – социальной революции. История всех когда-либо существовавших обществ была историей борьбы классов, поэтому в оценке всех общественных явлений необходим классовый подход. 2
Критическая переработка К. Марксом и Ф. Энгельсом предшествующего философского наследия и революционный переворот, осуществленный ими в философии, - взаимосвязанные процессы. Их основное содержание составляет формирование, обоснование и развитие научно-философского мировозрения.
Марксизм, указывал В. И. Ленин, возник как прямое и непосредственное продолжение величайших завоеваний предшествующей общественной мысли.
Разумеется, К. Маркс и Ф. Энгельс не сразу создали диалектический материализм и стали основоположниками научной идеологии рабочего класса. В начале своей теоретической и общественно-политической деятельности они были идеалистами, примыкали к левым представителям гегелевской школы (младогегелянцам), которые пытались делать из философии Гегеля революционные и атеистические выводы. Но в отличии от других младогегелянцев Маркс и Энгельс уже в первых своих произведениях выступают как революционные демократы, защитники интересов широких масс трудящихся. Формирование философии марксизма представляет собой решительный переход Маркса и Энгельса с позицией идеализма и революционного демократизма на позиции материализма и коммунизма. Главной движущей силой этого сложного и многогранного процесса была борьба Маркса и Энгельса за интересы трудящихся, против явных и скрытых сторонников феодальной и капиталистической эксплуатации.
В 1841 г. в докторской диссертации К. Маркс, оставаясь еще идеалистом, провозглашает своим философским принципом воинствующий атеизм, суть которого, по его убеждению, заключается в том, чтобы бороться против всех земных и небесных богов, против всякого принижения человеческой личности. В 1842-1843 гг. начинается переход Маркса от идеализма к материализму, от революционного демократизма к коммунизму. Он приходит к выводу, что последовательный атеизм несовместим с идеализмом, который, в сущности оправдывает религиозное мировоззрение. Государство, которое он вначале рассматривал как воплощение разума, теперь характеризуется им как политическая система, которая обеспечивает интересы имущих классов, враждебные трудящимся классам.
Примерно тем же путем шло формирование философских взглядов Ф. Энгельса. В1841г. Энгельс выступил против идеалиста Шеллинга, ставшего политическим реакционером. Критикуя его за проповедь мистицизма, религии, покорности феодальным порядкам, Энгельс противопоставляет шеллингианству революционное истолкование гегелевской философии. При этом он отмечает противоречие между диалектическим методом Гегеля, требовавшим подходить к действительности как к постоянно изменяющейся, и его консервативной системой, провозглашавшей неизбежность завершения мировой истории на той ступени общественного развития, которой уже в основном достигла Западная Европа. Громадную роль в развитии философских и социально-политических воззрений Энгельса сыграло его пребывание в 1842-1844 гг. в Англии – экономически наиболее развитой стране того времени, где оно воочию увидел социальные последствия развития капитализма и принял участие в движение рабочих-чартистов.
Работая независимо друг от друга, К. Маркс и Ф. Энгельс пришли в основном к единым социально-политическим и философским взглядам. В начале 1844г. в Париже под редакцией Маркса был опубликован первый номер журнала «Немецко-французский ежегодник», в котором наряду со статьями Маркса были помещены статьи Энгельса. В своих статьях Маркс излагает отправные положения диалектического материализма и научного коммунизма. Обосновывая тезис о всемирно-исторической социалистической мисии пролетариата, Маркс приходит к следующему выводу: «Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие…»3 Аналогичные взгляды были высказаны Энгельсом в его статьях, посвященных экономическому и политическому положению Англии, а также критике Буржуазной политической экономии.
С 1844г. начинается великая дружба К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1844-1846 гг. они создают два больших произведения – «Святое семейство, или Критика критической критики» и «Немецкая идеология», в которых подвергают систематической критике идеалистическую философию и разрабатывают основы диалектического и исторического материализма.
Для ответа на вопросы, которые поставили, но не могли решить философы прошлого, необходимо было в первую очередь найти правильный отправной пункт теоретической и политической деятельности. Этим отправным пунктом была для Маркса и Энгельса борьба против всякой эксплуатации человека человеком, против экономической и политической основы социального гнета и неравенства. Только с этих позиций последовательного революционного отрицания любого порабощения человеческой личности можно было создать материалистическую диалектику, которая в противоположность буржуазному мировоззрению, увековечивающему частную собственность, антагонизм между имущими и неимущими, « ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна»4.
Некоторые буржуазные философы изображают диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса как соединение диалектического метода Гегеля и материалистической теории Фейербаха. Это явное упрощение, непонимание существа революционного переворота в философии, совершенного основоположниками марксизма. Соединить идеализм и материализм, диалектический и метафизический способы мышления принципиально невозможно: они исключают друг друга.
Было бы поверхностным рассматривать материалистическую диалектику лишь как метод, а философский материализм – лишь как теорию, применяющую этот метод для исследования. Марксистский метод является не только диалектическим, но и материалистическим, марксистская теория – не только материалистическая, но и диалектическая. Это значит, что в философии марксизма материализм и диалектика представляют собой не независимые друг от друга составные части, а единое учение, ибо сама действительность в своей основе одновременно и материальна, и диалектична.
Таким образом, создание диалектико-материалистического мировоззрения, превращение материализма в диалектический материализм, раскрытие внутренней диалектичности материальных процессов и процесса их познание было революцией в философии, осуществленной К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Важнейшей стороной этой философской революции стало создание исторического материализма, т.е. распространение материализма на понимание общественной жизни. «Важнейшим завоеванием научной мысли, - говорит В. И. Ленин, - явился историческ ий материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствии роста производственных сил, другой, более высокий, - из крепостничества, например, вырастает капиталлизм.»5.
Революция в философии, совершенная К. Марксом и Ф. Энгельсом, заключалась, далее, в том, что они покончили с противопоставлением философского знания содержанию, достижениям специальных, частных наук – достижениям, которые обычно оценивались философами как не имеющие мировозренческого значения.
К. Маркс и Ф. Энгельс
доказали, что философия должна
быть не «наукой наук», свысока
относящейся к конкретным
К. Маркс и Ф. Энгельс покончили с противопоставлением философии прак тической деятельности людей, в особенности освободительному движению пролетариата. Философия, доказывали они, не существует в абстрактной стихии чистого мышления, равно как не существует и этого «чистого», независимого от действительности мышления; путь философии к жизни отныне пролегает через революционную практику пролетариата, всех трудящихся масс. В свете этого принципиально нового взгляда на задачи философии становится понятным знаменитое положение К. Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»6.
Революционная действительность, непримиримость ко всему отживающему, прямая, открытая партийность, строгая научность, враждебность догматизму с его окостеневшими формулами, смелая постановка новых вопросов, творческое развитие, непримиримое с ревизионистским извращением научной теории, - все эти черты диалектического и исторического материализма (как и марксистского учения в целом) выражает сущность того революционного переворота, кот орым было ознаменовано возникновение марксизма.7
Основоположники марксизма, создавая и развивая свое учение, неоднократно указывали: наше учение не догма, а руководство к действию. Из этого принципа, отличающего марксизм от всех предшествующих учений, исходил В.И. Ленин, подчеркивая необходимость дальнейшего развития учения К. Маркса.
С именем В. И. Ленина, его учеников и продолжателей связан современный этап развития всего учения марксизма, и в частности диалектического и исторического материализма.
Ф. Энгельс и К. Маркс создавали свое учение в эпоху, когда задача революционного перехода от капитализма к социализму ещё не стояла на повестке дня. В. И Ленин развивал марксизм в новых исторических условиях, когда наступила эпоха крушения капиталлизма, вступившего в свою последнюю стадию – империализм, эпоха становления нового, социалистического общества. Условия времени настоятельно требовали от марксистов анализа новых явлений, нового подхода к важнейшим проблемам стратегии и тактики революционной борьбы рабочего класса. Без этого философия марксизма могла бы из живого учения, метода познания и революционного действия превратиться в мертвую догму, в односторонюю теорию, лишенную действенной, преобразующей силы. В обстановке резкого обострения всех экономических, социальных, политических противоречий усилились нападки врагов марксизма на его философские основы. Появилось ревизинистское течение, пытавшееся соединить марксизм с различными направлениями буржуазной философии (неокантианством, махизмом и т. п.).
Выступая в защиту диалектического и исторического материализма, В. И. Ленин всесторонне развивал все стороны этого учения, поднимая его на новую, высшую ступень, которая д.б. охарактеризована как ленинский этап в развитии философии марксизма.
К. Маркс и Ф. Энгельс, создавая свое учение в борьбе с господподствовавшими в то время идеалистическими взглядами на историю общества, подчеркивали в первую очередь определяющее значение материального производства, экономических отношений. В эпоху революционного штурма капитализма, необходимо было прежде всего развить взгляды Маркса и Энгельса на роль общественного сознания, идей, идеологии, субъективного фактора в развитии общества. Это было необходимо также и потому, что буржуазные идеологии и оппортунисты в рабочем движении истолковали марксизм в духе вульгарного экономизма, согласно которому общественное развитие совершается стихийно, безотносительно к сознательной деятельности людей, классов, партий, т.е. как бы автоматически, фатально. Такое истолкование материалистического понимания истории являетя его извращением и фактическим отрицанием. Люди сами делают историю; их активность, организованность, понимание исторической необходимости в значительной мере определяют как темпы, так и содержание общественно-исторического процесса.