Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение философии мифологии.
Введение 3
1 Философия мифологии как отрасль духовной деятельности
1.1 Понятие мифа и мифологии
1.2 Миф как тайна
1.3 Предмет философии мифологии
2 Философия мифологии на различных исторических этапах
2.1 Античная философия мифологии
2.2 Античная рационализация мифа
2.3 Концепции мифотворчества эпохи эллинизма
2.4 Философия мифологии в эпоху средневековья
2.5 Мифология в культуре Возрождения
2.6 Философия мифологии эпохи Просвещения
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение |
3 |
1 Философия мифологии
как отрасль духовной 1.1 Понятие мифа и мифологии 1.2 Миф как тайна 1.3 Предмет философии мифологии 2 Философия мифологии
на различных исторических 2.1 Античная философия мифологии 2.2 Античная рационализация мифа 2.3 Концепции мифотворчества эпохи эллинизма 2.4 Философия мифологии в эпоху средневековья 2.5 Мифология в культуре Возрождения 2.6 Философия мифологии эпохи Просвещения |
4 4 5 6
9 9 12 15 17 18 21 |
Заключение |
24 |
Список использованных источников |
27 |
Слово «миф», как только оно произнесено,
у большинства людей
Удивительно, но обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.
Понятие "миф и философия" воспринимается сознанием как многоаспектное единое целое благодаря огромному количеству исследовательских работ. Степень разработанности данной проблемы далека от завершения, и слово "завершение" здесь совершенно не подходит, т.к. актуальность проблемы растёт, меняет своё качество благодаря ряду выдающихся открытий, стремительно расширивших горизонт человеческих знаний. Тема спрессована в единое целое. Откроем философский словарь:
Миф – [< греч. mythos – слово; сказание; предсказание] сказание, передающее верования древних народов о происхождении мира и явлений природы, о богах и легендарных героях. Философия – [< греч. pilosophia < philo – люблю + sophia – мудрость] форма общественного сознания, представляющая собой систему наиболее общих понятий о мире, месте человека в нём, теоретическая основа мировоззрения.
Целью данной работы является рассмотрение философии мифологии.
1 Философия мифологии как отрасль духовной деятельности
1.1 Понятие мифа и мифологии
Термин "миф" имеет индоевропейский корень meudh-, mudh-, в древности обозначавший "заботиться о чем-то", "страстно желать чего-то" и др. В ранней древнегреческой культуре этот термин имел широкий спектр значений: от мысли, предписания и совета, до обмана и лжи. В дальнейшем происходит сужение спектра. В Средневековье термин "миф" сводится лишь к обозначению языческих верований или форм фольклорного творчества и наделяется сугубо отрицательными оттенками. В Новое время и эпоху Просвещения - это произвольная выдумка, воображение, субъективная фантазия, обычно включающая в себя сверхъестественные образы, действия и события. Такое словоупотребление сохранялось до конца XIX в. В XX в. возродилась тенденция полисемантизация термина. Миф - это:
Термин "мифология" имеет два значения. В первом значении - это мифы в их совокупности, определенной системой связанности (например, античная мифология). Во втором, "наука, изучающая мифы, их происхождение и отражение в них действительности".
Место мифотворчества в культурно-историческом процессе разные философы определяли по-разному. Так например, Гегель и Маркс считали, что миф, мифотворчество - это давно пройденный этап культуры. С их точки зрения миф и философия были непосредственно связаны в истории лишь один раз - в момент возникновения философии из мифологии; в последствии их пути разошлись, они стали антиподами.
Другую точку зрения выражали Дж. Вико и Ф. Ницше. Они придерживались идеи циклического возвращения мифотворчества в культурно-исторический процесс. Миф был действительностью, и может быть опять будет, когда все интеллектуальные возможности будут исчерпаны.
Кроме того, имеет место концепция идущая от философов конца XVIII - начала XIX в. о том, что миф является неотъемлемым моментом деятельности сознания. С позиции этой концепции правомерно ставить вопрос о возможности не только философии мифологии, но и мифологии философии.
За всем этим многообразием значений термина "миф", "мифологическое" и существованием взаимоисключающих трактовок места мифотворчества кроется не только обстоятельство, что миф как проблема науки недостаточно прояснен. Дело в том, что "миф все еще является не только проблемой науки, но и философской тайной.
Вокруг мифа, мифологического никогда не исчезал ореол таинственности. Вместе с тем, всякая тайна содержит мифологический компонент.
К концу XX в. накопилось огромное количество знаний, разработано и используется множество производственных технологий, но при этом таинственность мира нисколько не уменьшилась, а наоборот, скорее увеличилась. С развитием науки и техники человечество рассчитывало избавиться от зависимости от природы. Но приходит ощущение мистичной зависимости человека от бытия. Исчезли чудеса, остались тайны. Такое настроение особенно усиливается по мере нарастания глобальных проблем современности, прежде всего непредсказуемости экологической ситуации.
Итак, "тайны в прошлом, настоящем и будущем; тайны в - природе, в обществе, в человеке; тайны были, есть и будут. Так в чем же тайна тайны? Ответ лежит в сфере философии мифологии.
Историческим развитием философии мифологии были подготовлены решения многих великих тайн бытия. Среди них - сущность мистицизма как культурно-исторического феномена, роль фольклора в системе сознания как в прошлом, так и в настоящее время, проблемы этномифологии, природа современных квазинаучных форм культуры и др.
Предмет философии мифологии, развивается параллельно с развитием общества от первобытного до более сложно организованного. Как объект познания мифотворчество имеет комплексный и междисциплинарный характер. Различные аспекты мифотворчества попали в поле зрения самых разнообразных отраслей научного познания.
На эмпирическом уровне накоплен грандиозный массив данных о мифологиях разных времен и народов, о производных от мифа структурах, накопленных в истории изобразительного искусства, литературы, в истории культуры, этнографии, и других отраслях науки.
Теоретический уровень
представлен большим
Например, не имеет общепризнанного решения вопрос о статусе мифологии как науки: является ли такая наука некоторой самостоятельной областью познания или это всего лишь раздел какой-то другой науки (или ряда наук). Мифологию рассматривают как раздел либо фольклористики, либо этнологии, либо языкознания.
Важнейшим же условием достижения в исследованиях мифотворчества целостности, единства, внутренней организованности, систематичности и, в конце концов, высокой теоретичности является более детальная разработка комплекса философско-методологических предпосылок и установок исследования мифотворчества. Общий, стержневой ориентир в этом поле философских исследований - глубинная переработка проблематики оснований мифотворчества. "Основания мифотворчества, закономерности их исторического развития составляют предмет философии мифологии. На базе полученных представлений о содержании, структуре и функциях таких оснований философия мифологии вырабатывает мировоззренческие и методологические установки понимания и исследования мифотворчества во всех его конкретно-исторических формах и результатах.
Философия мифологии находится в одном ряду с такими отраслями философского познания, как философия религии, философия морали, философия истории и другими, которые возникают на границе между философией и нефилософскими формами духовного освоения мира.
В силу единства и целостности человеческой культуры каждая отрасль духовной деятельности неизбежно ориентирована не только на освоение своего специфического предмета, но и на то, чтобы быть рационально вписанной в единый компонент духовной культуры, т.е. осознанно занять в нем определенное место, ясно понимать свои функции в культуре, быть ценностно сопряженной с другими компонентами духовной культуры. Сопряжение достигается же в сфере оснований форм деятельности. Ни одна отрасль духовной культуры не может собственными силами выполнить эту задачу. Сделать это можно только в теснейшем союзе с философией. Философия способна взять на себя миссию рационально-теоретического анализа оснований форм духовного освоения мира, выявления специфики их содержаний и структуры, создания почвы для их познавательного и ценностного сопряжения, согласования, для установления между ними понятийных, образных, символических и других каналов взаимодействия.
В полной мере все это относится и к мифотворческой деятельности.
Среди культурных форм, из которой "соткано" сознание человека, миф занимает исключительное место, т.к. исторически первой формой человеческого познания был миф. Для первобытного общества миф являлся способом мировосприятия, мировоззрения.
Первобытный уровень
требует развитие классификации
и схематизации предметов природного
и социального миров. Следствием
этого явилось возникновение
тотемизма - представление о
Высшим слоем архаичного сознания являлась мифология как особый до(вне)теоретический способ обобщения, систематизации знаний. В качестве оснований, связывающих наглядные образы, выступали аналогии с самим человеком. Человек переносил на окружающую действительность собственные черты. В его сознании мир мыслился как одушевленное существо.
Своеобразие мифологии в том, что она не нацелена на выявления объективных закономерностей мира. Миф выполняет функцию связи человека с природой. Неразделенность реальности и сверхъестественного позволяет достраивать реальные родовые отношения в общине идеальными мифологическими образами, заполняя "пропасть" человеком и природой.
В то же время миф есть и некоторое особое объяснение мира. Миф - это некое далекое прошлое, которое качественно отличается от настоящего, от современности. Вместе с тем - это некая модель, образец современных событий. Мифологическое пространство - это пространство родовой жизни, часть мира, в которой появился и функционирует данный род со своим определенным тотемом, т.е. родоначальником, в качестве которого выступает некая вещь - животное, растение или даже неорганический предмет.
Миф не был застывшей совокупностью образов, а предполагал определенный динамизм, который проявлялся в постоянном взаимодействии образов. Ранние мифы - краткие, примитивные. Первобытная мифология развивалась в сторону усложнения сюжетов, а также постепенной заменой образов животных образами людей. Древнейшие мифологические сюжеты были обычно о тотемных предках, их странствиях, а сопровождающая повествование обрядовая пляска изображала странствие тотема. Через эту пляску люди выражали свое отношение к миру, жизни и смерти; они как бы приобщались к созиданию мира богами, становились соучастниками творение Космоса из Хаоса. Для первобытного человека происхождение Космоса - это не только теоретическая проблема, это проблема всей жизнедеятельности рода. Хаос есть Небытие. А перед Небытием первобытного человека охватывал ужас. Небытие полно Тайн. Раскрытая Тайна - это великая сила, с которой нужно обращаться осторожно. Тайну нельзя раскрывать всем. Если знанием Тайны рода овладеют "они" (иноплеменники, враги, и т.д.), то роду (племени) грозит смертельная угроза.